Именем Российской Федерации
11 марта 2013 года
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе: судьи Емельяненко Л.А., при секретаре Нагиевой К.Р., с участием истца Климова С.А., его представителя Новиковой А.О. (по устному ходатайству), представителей ответчика ГУ УПФ РФ в Комсомольском районе г.о. Тольятти – ...., ... (по доверенностям), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... г. по иску Климова С.А. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.о. Тольятти о признании права на единовременную выплату накопительной части пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Климов С.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании за ним права участника ликвидации ЧАЭС на единовременную выплату накопительной части пенсии в сумме 8230 руб. 15 коп.; Обязании Управление Пенсионного Фонда по Комсомольскому району г. Тольятти произвести ему данную выплату.
Истец Климов С.А. и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали и показали суду, что ... г. он обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ по Комсомольскому району г. Тольятти, в соответствии с Федеральным законом № 360 - ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» с заявлением, в котором просил произвести единовременную выплату накопительной части пенсии в размере 8230 рублей 15 копеек. При обращении в клиентский отдел он получил устный отказ. ... г. он в ответ на свое письменное обращение получил от ответчика письменный отказ в лице начальника Управления Пенсионного Фонда РФ по Комсомольскому району г. Тольятти – ... ссылавшегося на то, что право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную по Закону № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. (Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") у него отсутствует, так как он является получателем пенсии по Закону РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и имеет право обратится за выплатой по достижении возраста 60 лет. Считает, решение об отказе УПФ РФ незаконным, принятым с нарушением норм, действующего законодательства по следующим основаниям: В соответствии с ФЗ № 360-ФЗ от 30.11.2011 г. ст. 4 п. 2 «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»: «лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 % и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», - при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной». Из удостоверения пенсионного фонда РФ №... следует, что ему с ... г. пожизненно назначена досрочная пенсия по старости. Согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 25.06.2012, с изм. от 24.10.2012) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ст.30 п.1.: «Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы): 1) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения; (п. 1 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 112-ФЗ).
Таким образом, он приобрёл право назначения ему трудовой пенсии по старости при достижении им пенсионного возраста 50 лет - на 10 лет ранее указанного в ст. 7 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в порядке признания и обеспечения государством права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, гарантия которого есть конституционная обязанность РФ как социально-правового государства по смыслу ст. 1, 2, 6, (часть 2), 15 ( часть 4), 17 ( часть 1), 18, 19, 55 (часть 1) Конституции РФ. При этом в объём возмещения вреда гражданам государством используются как льготы, денежные компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и досрочное пенсионное обеспечение. Пенсионное законодательство РФ предоставило ликвидаторам последствий радиационной аварии на ЧАЭС право выбирать наиболее приемлемый для граждан вариант назначения пенсии: по Федеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который для указанной категории граждан устанавливает твердые суммы пенсий в размере 250% базовой части трудовой пенсии по старости; по Федеральному закону от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому размер пенсии определяется с учетом стажа и заработка за периоды работы до ... года, а также суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, перечисленных за них работодателем начиная с ... года. Он по добровольному выбору, предоставленному РФ праву получает пенсию, рассчитанную по Федеральному закону от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.к. сумма данной пенсии выше, чем причитающаяся государственная пенсия по Федеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ. 3) сумма накопительной части пенсии на персонифицированном лицевом счёте его СНИЛС 015-413-145 00 составляет 8230 рублей 15 коп., то есть размер накопительной части трудовой пенсии по старости составил бы: 8230 руб. 15 коп. : 216 = 38,1 руб., что значительно меньше 5% трудовой пенсии по старости истца. В связи с вышеуказанным у него имеется полное право на получение единовременной выплаты накопительной части пенсии в соответствии с ФЗ № 360-ФЗ от 30.11.2011 г. «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» в размере 8230 руб. 15 коп.
Представители ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Комсомольском районе г.о. Тольятти в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме и показали суду, что накопительная часть трудовой пенсии по старости назначается при соблюдении застрахованным лицом условий назначения трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, и при наличии у застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета. В этой связи реализовать право на накопительную часть трудовой пенсии по старости застрахованное лицо может по достижении возраста 60 или 55 лет (мужчинами и женщинами соответственно) при наличии не менее 5 лет страхового стажа (пункт 1 статьи 7 Закона от 17.12.2001 г.), либо по достижении возраста для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при наличии требуемого страхового стажа и/или стажа на соответствующих видах работ и т.д. (статьи 27, 28 Закона от 17.12.2001 г.). При этом в отношении застрахованных лиц, получающих пенсию, предусмотренную Законом от 15.12.2001 г., и имеющих средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, положениями пункта 3 статьи 6 Закона от 17.12.2001 г. предусмотрено установление накопительной части трудовой пенсии по старости по достижении возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 Закона от 17.12.2001 г.
В соответствии со статьей 1 Закона от 15.12.2001 г. пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с данным Законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных данным Законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Статьей 4 указанного Закона, определяющей круг граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом от 15.12.2001 г., предусмотрены, в частности, граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф. Так, в соответствии со статьей 10 Закона от 15.12.2001 г. право на пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста имеют граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вместе с тем с учетом абзаца 2 статьи 28 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанным гражданам в ряде случаев выгоднее исчислять размер пенсии по старости, установленной со снижением общеустановленного пенсионного возраста, в порядке, предусмотренном Законом от 15.05.1991 г., в соответствии с Законом от 17.12.2001 г. (при наличии страхового стажа не менее 5 лет). При этом в соответствии со статьей 5 Закона от 15.05.1991 г. предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 2 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 г. №542, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год. Таким образом, исходя из круга лиц, оснований возникновения права на пенсию по старости и порядка ее финансирования, правовая природа пенсий по старости, установленных гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.12.2001 г. и со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном Законом от 15.05.1991 г., с применением норм Закона от 17.12.2001 г., одинакова — указанные пенсии являются пенсиями по государственному пенсионному обеспечению, что подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 г. № 1306-О-О.
Постановлением Правительства от 21.12.2009г. №1047 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2012 №525) утверждены Правила единовременной выплаты ПФРФ средств пенсионных накоплений застрахованным лицам. Пунктом 2 вышеназванных Правил установлено, что их действие распространяется на граждан, которые на день обращения за единовременной выплатой осуществляли формирование накопительной части трудовой пенсии по старости. В настоящее время право на трудовую пенсию по старости у Климова С.А. отсутствует на основании ст.7 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ». Он является получателем пенсии по Закону РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». П.п. 2.1. определен круг лиц, которым осуществляется единовременная выплата. Основное требование: выплата осуществляется лицам, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, по достижении возраста, указанного в п. 1 ст.7 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ». На основании изложенного нормы Постановления Правительства от 21.12.2009г. №1047 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2012 №525) не распространяются на применение их для осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений Климову С.А.
Суд, исследовав материалы дела полагает, что исковые требования Климова С.А. не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Судом установлено, что Климов С.А. является получателем пенсии по Закону РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную по Закону №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» у истца отсутствует.
Как следует из действующего законодательства накопительная часть трудовой пенсии по старости назначается при соблюдении застрахованным лицом условий назначения трудовой пенсии по старости,- в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, и при наличии у застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета.
В этой связи реализовать право на накопительную часть трудовой пенсии по старости застрахованное лицо может по достижении возраста 60 или 55 лет (мужчинами и женщинами соответственно) при наличии не менее 5 лет страхового стажа (пункт 1 статьи 7 Закона от 17.12.2001 г.), либо по достижении возраста для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при наличии требуемого страхового стажа и/или стажа на соответствующих видах работ и т.д. (статьи 27, 28 Закона от 17.12.2001 г.).
При этом в отношении застрахованных лиц, получающих пенсию, предусмотренную Законом от 15.12.2001 г., и имеющих средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, положениями пункта 3 статьи 6 Закона от 17.12.2001 г. предусмотрено установление накопительной части трудовой пенсии по старости по достижении возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 Закона от 17.12.2001 г.
В соответствии со статьей 1 Закона от 15.12.2001 г. пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с данным Законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных данным Законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.
Статьей 4 указанного Закона, определяющей круг граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом от 15.12.2001 г., предусмотрены, в частности, граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф.
Так, в соответствии со статьей 10 Закона от 15.12.2001 г. право на пенсию по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста имеют граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вместе с тем с учетом абзаца 2 статьи 281 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»* указанным гражданам в ряде случаев выгоднее исчислять размер пенсии по старости, установленной со снижением общеустановленного пенсионного возраста, в порядке, предусмотренном Законом от 15.05.1991 г., в соответствии с Законом от 17.12.2001 г. (при наличии страхового стажа не менее 5 лет).
При этом в соответствии со статьей 5 Закона от 15.05.1991 г. предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 2 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 г. № 542, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Таким образом, исходя из круга лиц, оснований возникновения права на пенсию по старости и порядка ее финансирования, правовая природа пенсий по старости, установленных гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом от 15.12.2001 г. и со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном Законом от 15.05.1991 г., с применением норм Закона от 17.12.2001 г., одинакова — указанные пенсии являются пенсиями по государственному пенсионному обеспечению, что подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 г. № 1306-О-О.
При этом, исходя из норм пункта 3 статьи 6 Закона от 17.12.2001 г. об установлении указанным получателям пенсий по государственному пенсионному обеспечению накопительной части не ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, следует, что законодатель не предполагает возлагать на государство обязанность по возмещению расходов на выплату накопительной части трудовой пенсии до достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (в том числе назначаемую досрочно).
В связи с тем, что нормами Закона от 15.05.1991 г. не предусмотрено ограничение выплаты пенсии по старости по достижении общеустановленного пенсионного возраста либо возраста, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, указанные пенсии по старости, исчисленные с учетом норм Закона от 17.12.2001 г., устанавливаются бессрочно.
При этом, начиная с даты прекращения финансирования расходов на выплату указанных пенсий из средств федерального бюджета, они становятся трудовыми пенсиями и финансируются за счет средств, предусмотренных на финансирование соответствующих частей трудовых пенсий.
Таким образом, гражданам, получающим пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия, исчисленные по нормам Закона от 17.12.2001 г., накопительная часть трудовой пенсии по старости может быть установлена по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста либо по достижении возраста, предусмотренного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при наличии других необходимых условий (страховой стаж и/или стаж на соответствующих видах работ и т.д.).
В соответствии с положениями статьи 5 Закона от 30.11.2011 г. срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от инвестирования, средств (части средств) материнского капитала, направленных на формирование накопительной части трудовойпенсии, дохода от их инвестирования, при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).
Согласно положениям статьи 4 указанного Федерального закона единовременная выплата средств пенсионных накоплений осуществляется в том числе лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости, — при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).
Поскольку право на срочную пенсионную выплату либо единовременную выплату средств пенсионных накоплений связано с датой возникновения права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной), названные выплаты могут быть назначены указанным лицам по достижении ими возраста 60 и 55 лет (мужчинами и женщинами соответственно) либо по достижении возраста, предусмотренного для досрочного назначения трудовой пенсии по старости при наличии других необходимых условий (страховой стаж, стаж на соответствующих видах работ и так далее).
В настоящее время право на трудовую пенсию по старости у Климова С.А. отсутствует на основании ст.7 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ». Он является получателем пенсии по Закону РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». П.п. 2.1. определен круг лиц, которым осуществляется единовременная выплата. Основное требование: выплата осуществляется лицам, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, по достижении возраста, указанного в п. 1 ст.7 ФЗ №173 «О трудовых пенсиях в РФ». На основании изложенного нормы Постановления Правительства от 21.12.2009г. №1047 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2012 №525) не распространяются на применение их для осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений Климову С.А.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Климова С.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Климову С.А. в признании за ним права участника ликвидации ЧАЭС на единовременную выплату накопительной части пенсии в сумме 8230 руб. 15 коп.; Обязании Управление Пенсионного Фонда по Комсомольскому району г. Тольятти произвести ему данную выплату – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Емельяненко Л.А.
Мотивированное решение изготовлено 18.03.2013г.
Судья Емельяненко Л.А.