26RS0<номер обезличен>-78 Дело <номер обезличен>
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<адрес обезличен> 15 декабря 2020 года
Ленинский районный суд <адрес обезличен> края в составе:
председательствующего судьи | Федорова О.А. |
при секретаре | Байрамкуловой А.К. |
с участием | |
представителя истцаи третьего лица Соловьева П.П. | Баскаковой Т.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева Е. П. к Администрации <адрес обезличен> о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Соловьев Е.П. обратился в суд с иском, в котором просил включить принадлежавшую Соловьевой Р.Е. и Соловьеву П.А. по 1/5 доли каждому в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:12:030318:722, расположенную по адресу <адрес обезличен>, в состав наследственной массы имущества, оставшегося после их смерти; признать истца фактически принявшим наследство после смерти Соловьевой Р.Е.; признать за истцом право собственности на указанные доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру в порядке наследования по закону.
В обоснование заявленных требований истец указал, что <дата обезличена> по договору приватизации <номер обезличен>, на основании постановления администрации <адрес обезличен> <номер обезличен> от <дата обезличена> "О приватизации жилищного фонда", в общую долевую собственность была приобретена <адрес обезличен>, общей площадью 53, 1 кв.м. за Соловьевым П.А., Соловьевой Р.Е., Соловьевым Е.П., Соловьевым С.П., Соловьевым П.П. по 1/5 доли за каждым. Договор передачи жилья в собственность подписан и удостоверен администрацией <адрес обезличен> и нанимателями, но не был зарегистрирован в установленном законом порядке в связи со смертью матери и продолжительной болезнью отца. Мать истца Соловьева Р.Е. умерла <дата обезличена>, отец Соловьев П.А. умер <дата обезличена>. В июле 2020 года истец Соловьев Е.П., Соловьев С.П. и Соловьев П.П. обратились в Управление Росреестра по СК с заявлением о регистрации права собственности по договору приватизации, однако в регистрации было отказано, поскольку регистрация возможна только при обращении с заявлениями всех участников долевой собственности. Наследниками первой очереди после смерти Соловьевой Р.Е. и Соловьева П.А. является истец Соловьев Е.П. и его братья Соловьев С.П. и Соловьев П.П., которые отказались от принятия наследства. Принять наследственные права не представляется возможным, поскольку право на квартиру не зарегистрировано в установленном законом порядке.
В судебное заседание истец Соловьев Е.П. не явился, извещен заблаговременно и надлежащим образом.
Представитель истца и третьего лица Соловьева П.П. - Баскакова Т.С. поддержала доводы, изложенные в заявлении, и просила иск удовлетворить.
Ответчик Администрация <адрес обезличен>, третье лицо Соловьев П.П., Соловьев С.П., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом и заблаговременно, причина неявки неизвестна.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от <дата обезличена> N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с договором <номер обезличен> от <дата обезличена> администрация <адрес обезличен> передала, а граждане Соловьев П.А., Соловьева Р.Е., Соловьев Е.П., Соловьев С.П., Соловьев П.П. приобрели в общую долевую собственность по 1/5 доли каждый <адрес обезличен> в <адрес обезличен> городе Ставрополе общей площадью 53,1 кв.м.
Соловьева Р.Е. умерла <дата обезличена>, Соловьев П.А. умер <дата обезличена>, что подтверждается соответствующими свидетельствами о смерти.
Из материалов наследственных дел, открытого после смерти указанных лиц, следует, что с заявлениями о принятии наследства обращался только сын Соловьев Е.П.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации от <дата обезличена> N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что право собственности умерших Соловьева П.А. и Соловьевой Р.Е. на их доли в приобретенном жилом помещении при их жизни не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", соблюдение установленного статьями 7, 8 указанного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, возможность включения жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается лишь в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.
Учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, суд приходит к выводу о том, что Соловьев П.А. и Соловьева Р.Е. имели право на приватизацию квартиры, с ними в том числе был заключен договор передачи жилого помещения, однако они не успели зарегистрировать свое право собственности до своей смерти, в связи с чем переданные им по договору приватизации доли в праве общей долевой собственности на квартиру подлежат включению в наследственную массу.
Поскольку единственным наследником, принявшим наследство после их смерти, является истец, суд приходит к выводу о признании за ним права собственности на указанные доли квартиры в порядке наследования.
Принимая такое решение суд также учитывает отсутствие возражений со стороны третьих лиц, которым также была передана квартира по договору приватизации от <дата обезличена>.
Согласно ст.1153 ГК РФ наследство может быть принято двумя способами - путем подачи наследником нотариусу заявления о принятии наследства (о выдаче свидетельства о праве на наследство), и путем осуществления наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
Поскольку истец обращался к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Соловьевой Р.Е., следовательно принял наследство одним из предусмотренных ст.1153 ГК РФ способом, требование об установлении факта принятия наследства является излишне заявленным и не направлено на восстановление прав истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Соловьева Е. П. – удовлетворить.
Включить 1/5 долю, принадлежавшую Соловьевой Р. Е. в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:12:030318:722, расположенную по адресу <адрес обезличен>, в состав наследственной массы имущества, оставшегося после ее смерти.
Включить 1/5 долю, принадлежавшую Соловьеву П. А. в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:12:030318:722, расположенную по адресу <адрес обезличен>, в состав наследственной массы имущества, оставшегося после его смерти.
Признать за Соловьевым Е. П. право собственности на 2/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:12:030318:722, расположенную по адресу <адрес обезличен>, в порядке наследования по закону.
Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности Муниципального образования - <адрес обезличен> на квартиру с кадастровым номером 26:12:030318:722, расположенную по адресу <адрес обезличен>, а также внесения записей о праве собственности Муниципального образования - <адрес обезличен> на 3/5 доли и о праве собственности Соловьева Е. П. на 2/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером 26:12:030318:722, расположенную по адресу <адрес обезличен>.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
- ¬
Место для подписи
L -
Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.
Судья О.А. Федоров