Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
**/**/**** ....
Иркутский районный суд ....
в составе председательствующего судьи Горбачук Л.В.,
при секретаре ФИО6,
с участием ст.помощника прокурора .... ФИО16
истца ФИО2, ее представителя ФИО7,
представителей ответчиков:
.... муниципального образования ФИО9,
.... ФИО13,
Службы ветеринарии .... ФИО8,
Администрации Марковского муниципального образования ФИО11
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску
ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, 14.04.2012г.р., к Индивидуальному предпринимателю ФИО3, Администрации Марковского муниципального образования, .... муниципального образования, ...., Службе ветеринарии ...., ООО «УКП Березовый-1» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Истец ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, обратилась в Иркутский районный суд .... с иском к ответчикам, указав с учетом уточнений, что 14.09.2014г. во дворе жилого дома, расположенного по адресу: ...., она находилась на прогулке в песочнице со своей несовершеннолетней дочерью ФИО1, 14.04.2012г..... играл в песочнице и подвергся нападению собаки, получил несколько укусов в лицо, в настоящий момент в связи с полученными травмами ребенку необходима пластическая операция. После укуса ребенка она вынуждена была обратиться в ФГБУ больницу Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. С дочерью она находилась на лечении с 14.09.2014г. по 05.10.2014г., дочери было проведено оперативное лечение, вакцинация. Помимо причинения морального вреда ФИО1 причинен вред здоровью средней тяжести в виде рвано-укушенной раны лица справа, рвано-укушенной раны правой кисти, была проведена операция ПХО раны под наркозом. На лечение необходима сумма в размере 40 010 рублей. Управляющая компания является обслуживающей организацией указанного жилого здания, в ее обязанности входит управление и обслуживание домом, прилегающих территорий, обеспечение безопасности эксплуатации и поддержания порядка в жилом доме. В соответствии в Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010г. № 54, зарегистрированные в Минюсте РФ 19.07.2010г. № мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенств. Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства.
Полагает что, питомником, с которым у местной администрации имеется контракт, на отлов домашних животных, не был вовремя произведен отлов безнадзорных животных, что привело к подобному инциденту. Кроме того, Администрация Марковского муниципального образования, ...., являясь исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления проявили бездействие в осуществлении своих полномочий, связанных с решением вопросов местного значения, в том числе, по недопущению неконтролируемого размножения безнадзорных животных; причинения ими вреда здоровью и (или) имуществу граждан; возникновения эпизоотии и (или) чрезвычайных ситуаций, связанных с заразными болезнями, носителями которых могут быть безнадзорные животные, что привело к тому, что ФИО1 был причинен легкий вред здоровью, а также физические и нравственные страдания, в результате нападения безнадзорной собаки. .... надлежащим образом не осуществляло мониторинг размножения безнадзорных животных. Ее несовершеннолетний ребенок ФИО1 является маленькой девочкой, которая претерпела нравственные и физические страдания, последствия данного события отразятся на всю жизнь, так как косметический дефект на лице неизгладим.
Просит:
взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в пользу истца в размере 200 000 (двести тысяч) рублей солидарно;
взыскать с ответчиков солидарно в пользу истца, сумму необходимую на лечение ФИО1 в размере 40 010 рублей.
В судебном заседании истец ФИО2 действующая в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, 14.04.2012г.р., на исковых требования настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит удовлетворить исковые требования.
Представитель истца ФИО7, допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, настаивает на исковых требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика .... муниципального образования ФИО9, действующая по доверенности от 13.01.2015г., исковые требования не признает, считает, что .... муниципального образования является ненадлежащим ответчиком, поскольку администрация не несет ответственности за укус ФИО1 безнадзорной собакой. Возражения по иску изложены в письменном отзыве (т.1. л.д.81).
Представитель ответчика .... муниципального образования ФИО10 в судебное заседание не явился, ранее в судебных заседаниях исковые требований не признавал.
Представитель ответчика Администрации Марковского муниципального образования ФИО11, действующая по доверенности от 02.02.2015г., исковые требования не признает. пояснила, что администрация не имеет полномочий по отлову безнадзорных животных, в пределах своих полномочий администрация информировала население о принятии мер при выявлении безнадзорных животных.
Представитель ответчика Администрации Марковского муниципального образования ФИО12, действующая по доверенности от 27.04.2015г., в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании исковые требования не признавала.
Представитель ответчика .... ФИО13, действующая по доверенности от 23.01.2015г., не признает исковые требования, считает .... ненадлежащим ответчиком, доводы представителя изложены в письменных возражениях (т.2, л.д.14-17).
Представитель ответчика Службы ветеринарии .... ФИО8, действующий по доверенности от 27.11.2013г., исковые требования не признает, указал, что в полномочия Службы ветеринарии .... отлов безнадзорных собак не входит, служба осуществляют только мониторинг численности безнадзорных собак. Возражения по иску изложены в письменном отзыве (т.2. л.д.247-252).
Представители ответчика ООО «УКП Березовый-1» ФИО14, ФИО15 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещен, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее в судебном заседании исковые требования не признавали. Свои возражения представитель ответчика изложил в письменном отзыве (т.1. л.д.55).
Ответчик Индивидуальный предприниматель ФИО3, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причина неявки не установлена, ранее в судебном заседании исковые требования не признавал, пояснил, что отлов безнадзорных животных производится в соответствии с Муниципальными контрактами.
В порядке заключения старший помощник прокурора .... ФИО16, пояснила, что исковые требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда солидарно не подлежат удовлетворению, при этом исковые требования к .... муниципального образования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению с учетом требований разумности и справедливости, исковые требования о взыскании расходов на лечение подлежат удовлетворению в размере 3 768 руб.
Выслушав пояснения истца, ее представителя, представителей ответчиков, показания свидетелей, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора .... ФИО16, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч.ч.1,2 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст.1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **/**/**** N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Судом установлено, что истица имеет несовершеннолетнюю дочь ФИО1, **/**/**** года рождения, свидетельство о рождении II-CТ № от 20.04.2012г. (т.3, л.д.138).
Установлено, что **/**/**** в 15 часов истец ФИО2 со своими несовершеннолетними детьми, в том числе, с дочерью ФИО1, гуляли во дворе своего дома по адресу: ..... ФИО1 играла на детской площадке с соседской девочкой. В момент, когда ФИО2 находилась со своим несовершеннолетним сыном, она увидела, что на ее дочь набросилась безнадзорная собака, которая стала ее кусать. После того, как она отогнала собаку, отвезла дочь ФИО1в больницу.
Согласно медицинским документам, ребенок находился вместе с матерью на стационарном лечении с 14 по **/**/**** в отделении челюстно-лицевой хирургии ИМДКБ. Согласно Справке № 1/25366, ФИО1, 2 года, находилась в отделении с диагнозом рвано-укушенная рана лица справа, рвано-укушенная рана право кисти. При поступлении 14.09.2014г. проведена операция ПХО раны под наркозом, проведено лечение, физиотерапия. При выписке рекомендовано наблюдение у педиатра по месту жительства, электрофорез с витамином Е масляным, затем лазер, аппликации, окончить курс антирабической вакцинации (т.2, л.д.12).
В соответствии с Постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 18.10.2014г. ст.инспектора ОДН ОМВД России по .... ФИО17, в возбуждении уголовного дела по факту укуса ребенка собакой в ...., было отказано, в связи с отсутствием признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 112, 115 УК РФ (т.3, л.д.139-140). Отказной материал ОТВД России по .... КУСП № от 16.09.2014Г., КУСП № от 14.09.2014г., КУСП № от 14.09.2014г.
Согласно заключению эксперта ГБУЗ ИОБСМЭ № от 28.10.2014г. (экспертиза проведена в рамках проведения проверки по факту укуса собакой) следует, что эксперту была представлена медицинская карта № стационарного больного ИМДКБ, из которой видно, что ФИО1 поступила в отделение челюстно-лицевой хирургии 14.09.14г. в 15.45ч. Жалобы на множественные укушенные раны лица справа. В анамнезе: со слов сопровождающей травма получена около 15.00 ч. 14.09.14г. в результате укуса собаки.
Согласно выводам эксперта у ФИО1 имелись повреждения в виде:
- рвано-укушенной раны мягких тканей лица в проекции верхней губы, щеки справа, проникающей в ротовую полость, которая могла быть причинена действием твёрдых предметов с чётко ограниченной поверхностью – зубами животного (собаки) в результате сдавления, сроком давности причинения в пределах нескольких часов на момент поступления в отделение челюстно-лицевой хирургии ИМДКБ и проведения первичной хирургической обработки раны 14.09.14г., и оценивается, как причинившая легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком до 3-х недель;
- раны мягких тканей ладонной поверхности правой кисти в проекции основания 3 пальца, которая могла быть причинена действием твердых предметов с четко ограниченной поверхностью - зубами животного (собаки) в результате сдавления, сроком давности причинения в пределах нескольких часов на момент поступления в отделение челюстно-лицевой хирургии ИМДКБ и проведения первичной хирургической обработки раны 14.09.14г., и оценивается, как причинившая легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком до 3-х недель (т.3, л.д.1-2).
Таким образом, судом установлено, что ФИО1, 14.04.2012.р., был причинен легкий вред здоровью в результате укуса безнадзорной собаки.
Факт укуса дочери истицы безнадзорной собакой подтвердила в судебном заседании свидетель ФИО18, проживающая с истицей в одном ...., которая видела в окно, как собака во дворе дома, в песочнице кусала дочь истицы.
После выписки из больницы лечение дочери ФИО1 истицей было
продолжено, согласно рекомендациям хирурга в сентябре-октябре 2014 года проведены курсы лазеротерапии, копия медицинской карты (т.3, л.д.135-137).
На лечение дочери ФИО4 истицей были затрачены денежные средства в сумме 3 768 руб., в том числе: фенистил – 295 руб., гепариновая мазь – 63 руб., витамин Е – 100 руб., контактубекс гель – 495 руб., 540 руб., 495 руб., абисил – 1 780 руб., товарные и кассовые чеки (т.3. л.д.126-133).
Указанные препараты приобретались истицей в соответствии с рекомендациями врача, что подтверждено истицей документально (т.2, л.д.12, т.3, л.д.137).
Требования истицы в части взыскания материального ущерба в связи с приобретением медицинских препаратов в сумме 3 768 (три тысячи семьсот шестьдесят восемь) рублей, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Не подлежат удовлетворению требования истицы о взыскании в ее пользу материального ущерба в размере 36 242 (тридцать шесть тысяч двести сорок два) рубля 90 копеек, в том числе, расходы на приобретение препаратов: линекс – 580 руб., 435 руб., календула – 150 руб. 200 руб., фенибут – 96 руб. 90 коп., контрактубекс – 648 руб., дерматикс – 1 793 руб., аисиловое масло 220 руб., коллост – 2 120 руб., так как истцом не представлены доказательства приобретения данных препаратов. Не подлежат удовлетворению требования о взыскании расходов по оказанию услуг психолога в размере 30 000 руб., так как данные расходы истцом не понесены, истица не обращалась на консультацию к психологу.
Оценивая степень вины ответчиков в причинении вреда несовершеннолетней ФИО1 суд приход к следующим выводам.
В соответствии со ст..... № 110-ОЗ от 09.12.2013г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками в ....», предметом регулирования настоящего Закона являются отношения, связанные с наделением согласно приложению 1 к настоящему Закону органов местного самоуправления муниципальных образований .... отдельными областными государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками на территории .....
Согласно Приложению 1 к .... от **/**/**** N 110-ОЗ, в Перечень муниципальных образований ...., органы местного самоуправления которых наделяются отдельными областными государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками в ...., входит ....ное муниципальное образование, п.12.
В соответствии со ст..... № 110-ОЗ от 09.12.2013г., органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по отлову и транспортировке безнадзорных собак и кошек, передержке безнадзорных собак и кошек, их возврату в места прежнего обитания.
Согласно ч.2 ст.3 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны: осуществлять государственные полномочия в соответствии с законодательством.
Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.
Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном .....
Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в законе .... об областном бюджете на соответствующий финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством, ст.5 Закона.
Настоящий Закон вступает в силу с **/**/****, ст.13 Закона.
В соответствии со ст..... от 09.12.2013г. № 109-ОЗ «Об отлове,
транспортировке и передержке безнадзорных собак и кошек в ....» 1. Безнадзорные животные подлежат мониторингу исполнительным органом государственной власти ...., уполномоченным ...., во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований .....
Безнадзорные животные подлежат отлову, транспортировке и передержке организациями, с которыми в соответствии с федеральным законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключен контракт на выполнение работ (услуг) по отлову, транспортировке и передержке безнадзорных животных.
5. Организация отлова, транспортировки и передержки безнадзорных животных осуществляется исполнительным органом государственной власти ...., уполномоченным .....
6. Порядок отлова, транспортировки и передержки безнадзорных животных устанавливается .....
7. Порядок осуществления мониторинга по определению количества безнадзорных животных, а также порядок возврата безнадзорных животных в места прежнего обитания устанавливаются исполнительным органом государственной власти ...., уполномоченным .....
Исходя из ст.7 данного Закона финансирование расходов, связанных с отловом, транспортировкой и передержкой безнадзорных животных, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
Согласно ст.8 Закон вступает в силу с **/**/****.
В соответствии с .... от **/**/**** № 82/48-оз «О ....» .... возглавляет систему исполнительных органов государственной власти .... и входит в систему органов государственной власти .... и иных государственных органов ..... Одним из принципов организации и деятельности .... является разграничение полномочий между .... и иными исполнительными органами государственной власти .... в целях исключения дублирования полномочий между ними.
К полномочиям .... относится в том числе, организация функционирования системы исполнительных органов государственной власти .....
В силу положений статьи 2 Закона Российской Федерации от **/**/**** № «О ветеринарии», а также статьей 3, 4 Федерального закона от **/**/**** № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней защиты населения от болезней общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В рамках указанных полномочий субъекта Российской Федерации принят .... от **/**/**** № «Об отлове, транспортировке и передержке безнадзорных собак и кошек в ....».
Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном Федеральным законом от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов (пункт 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ, статья ....).
.... от **/**/**** № 110-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками в ....» органы местного самоуправления муниципальных образований .... наделены указанными выше полномочиями.
В соответствии с Положением о службе ветеринарии ...., утвержденным постановлением правительства .... № 395/174-пп от 29.12.2009г., с изменениями, внесенными постановлением .... № 117-пп от 17.03.2014г., в функции службы входит 12) мониторинг безнадзорных собак и кошек в иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований ....; 13) организация отлова, транспортировки и передержки безнадзорных животных в ....; 14) установление порядка осуществления мониторинга по определению количества безнадзорных животных, а также порядка возврата безнадзорных животных в места прежнего обитания.
Таким образом, мониторинг безнадзорных собак и кошек в .... во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований .... осуществляется Службой ветеринарии .....
В соответствии с Порядком проведения мониторинга по определению количества безнадзорных собак и кошек на территории ...., утвержденным приказом службы ветеринарии .... от **/**/**** № 003-спр-п, мониторинг включает в себя сбор, систематизацию и анализ информации, его результаты являются общедоступными и подлежат размещению на сайте службы ветеринарии .... в разрезе каждого муниципального образования.
Проведение мониторинга по определению количества безнадзорных собак и кошек на территории .... обусловлено необходимостью определения количества безнадзорных собак и кошек на территории .... для расчета нормативов для определения объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета для осуществления государственных полномочий (приложение 2 к Закону № 110-03).
В соответствии со статьями 3, 11 Закона № 110-ОЗ органы местного самоуправления обязаны осуществлять государственные полномочия в соответствии с законодательством и несут ответственность за ненадлежащее их осуществление в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что .... муниципального образования были заключены Муниципальные контракты на оказание услуг по отлову, транспортировке и передержке безнадзорных животных с Индивидуальным предпринимателем ФИО3:
- **/**/**** заключен Муниципальный контракт № 017-эа-14 на отлов, транспортировку и передержку не менее 800 безнадзорных животных в соответствии с условиями Задания на оказание услуг (приложение № к контракту), цена контракта составляет 3 203 900 руб., п.3.1. Контракта (т.1, л.д.102-117);
- **/**/**** заключен муниципальный контракт № А-23 на отлов, транспортировку и передержку не менее 4 безнадзорных животных в соответствии с условиями Задания на оказание услуг (приложение № к контракту), цена контракта составляет 16 100 руб., п.3.1. Контракта (т.1, л.д.84-101).
Согласно условиям контрактов, оплата по Контрактам производится заказчиком за счет средств субвенций из областного бюджета на осуществление отдельных областных
государственных полномочий в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками, п.п.3.3 Контрактов. Конечный срок оказания услуг по контрактам – **/**/****.
В соответствии с Заданиями на оказание услуг, п.п.1.1 услуги по исполнению заявок заказчика на отлов безнадзорных животных оказываются ежедневно в полном объеме, включая выходные и праздничные дни. Отлов производится на основании принятой письменной или устной заявки на отлов безнадзорных животных от граждан, организаций и органов местного самоуправления. Заявка регистрируется в день поступления в специальном журнале с указанием сведений о заявителе. Заявка исполняется в срок, не превышающий трех календарных дней со дня ее поступления, а также при проведении плановых мероприятий по отлову безнадзорных животных в соответствии с условиями муниципального контракта, п.1.6. Экстренные заявки в случаях нападения безнадзорных животных на людей, переданные заявителем факсимильной связью или по телефону, исполняются в течение двух часов, п.1.7
Согласно п.4.4 муниципального контракта, заказчик вправе в любое время проверять ход и качество услуг, оказываемых по контракту.
Во исполнение условий контракта ИП ФИО3 оказывал услуги, предусмотренные контрактом. Отлов безнадзорных животных осуществлялся по заявкам, регистрируемых в Журналах регистрации заявок (т.1, л.д.164-206).
В соответствии с приведенными выше нормативными актами установлен порядок проведения мониторинга по определению количества безнадзорных собак и кошек на территории ...., мониторинг осуществляется Службой ветеринарии .... во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований ..... Порядок проведения мониторинга установлен Приказом Службы ветеринарии .... № 0030спр-п от 29.01.2014г., включает в себя сбор, систематизацию и анализ информации. Согласно п.8 Порядка, Служба ветеринарии .... анализирует представленную информацию Периодичность сбора информации устанавливается на каждое первое число первого месяца квартала следующее за отчетным.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник противоэпизоотического отдела ОГУЗ «.... станция по борьбе с болезнями животных» ФИО19 показала, что ежеквартально составляется график по выезду в муниципальное образование для подсчета визуально безнадзорных животных. Мониторинг проводится в конце каждого квартала, отчет направляется .....
.... № 109-ОЗ, № 110-ОЗ от 09.12.2013г. вступили в действие с 01.01.2014г., в связи с чем, порядок проведения мониторинга с указанного периода осуществляется в соответствии с указанными законами и правилами.
В 2014 году субвенции из областного бюджета были выделены на основании данных муниципальных образований, поступивших в .... муниципального образования и переданных в Службу ветеринарии .... для определения объема субвенций, на что указывают письма .... муниципального образования № от 27.11.2013г., ответ зам.руководителя Службы ветеринарии .... от 16.12.2013г. (т.2, л.д.51,52), Информация по бездомным собакам и кошкам в муниципальных образованиях .... (т.2, л.д.56).
**/**/**** Глава администрации Марковского муниципального образования направила письмо начальнику Управления инженерной инфраструктуры, дорог и охраны окружающей среды .... ФИО20, в котором сообщила, что на территории Марковского муниципального образования на **/**/**** выявлено 234 безнадзорные собаки, 18 безнадзорных кошек, предполагаемое количество безнадзорных животных в 2014 году: собак – до 300 штук, кошек до 40 штук (т.2. л.д.57).
Таким образом, в октябре 2013 году Администрация Марковского муниципального образования проинформировала .... муниципального образования о количестве безнадзорных животных, находящихся на территории Марковского
муниципального образования. Данные сведения были включены в информацию о количестве безнадзорных животных в иркутском районе, предоставленных для выделения субвенций из областного бюджета. В информации района дублируются данные о количестве безнадзорных собак и кошек, находящихся в Марковском муниципальном образовании.
Из указанной информации следует, что на территории Марковского муниципального образования находится самое большое количество безнадзорных животных среди муниципальных образований ...., их количество значительно превышает количество животных в других муниципальных образований.
Данное обстоятельство указывает на то, что со стороны .... муниципального образования должны были быть приняты надлежащие меры для осуществления контроля за исполнением муниципального контакта по отлову безнадзорных животных на территории Марковского муниципального образования, с учетом сложной сложившейся ситуации на территории данного муниципального образования.
Однако, необходимые действия, в том числе, надлежащий контроль за исполнением ИП ФИО3 условий контракта по отлову безнадзорных собак и кошек в Марковском муниципальном образовании, в том числе, поселке Березовый, который является одним из самых больших населенных пунктов муниципального образования, .... муниципального образования приняты не были, что привело к причинению вреда здоровью несовершеннолетнему ребенку.
Исходя из анализа приведенных нормативных актов, суд приходит к выводу о том, что виновным в причинении вреда здоровью несовершеннолетней ФИО1, 14.04.2012г., является ответчик .... муниципального образования.
Несмотря на проведение .... муниципального образования работы по организации отлова, транспортировке и передержке безнадзорных животных, в том числе, направление главам администраций муниципальных образований рекомендаций для граждан и организаций при обнаружении безнадзорного животного (т.2, л.д.47-50), суд приходит к выводу о выполнении данных обязанностей в неполной мере, что привело к укусу несовершеннолетнего ребенка безнадзорной собакой.
После укуса ребенка собакой, собака не была отловлена в течение длительного времени. Как следует из распечатки телефонных разговоров истицы, начиная с 16.09.2014г. она неоднократно звонила в Администрацию Марковского муниципального образования, питомник (ИП ФИО3), Управляющую компанию, прокуратуру .... муниципального образования с просьбой произвести отлов собаки.
Факт телефонных обращений представитель .... муниципального образования подтвердил в судебном заседании.
Имея полномочия на заключение муниципального контракта, заключив его, .... муниципального образования обязана контролировать его исполнение, тем не менее, приняв заявки на отлов собаки, зная об укусе ребенка собакой, администрация не приняла мер по выполнению экстренной заявки по отлову безнадзорной собаки, исполнение которой предусмотрено заданием к муниципальному контракту. Отлов собаки был произведен только **/**/**** по заявке ФИО2, журнал заявок (т.1, л.д.206).
Суду не представлено доказательств проведения планового отлова безнадзорных животных, что предусмотрено заданиями к муниципальным контрактам. В случае плановых отловов, несчастный случай с ФИО1 возможно было избежать. Данная обязанность возложена на сторону муниципального контракта – .... муниципального образования.
Оценив в совокупности добытые по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является .... муниципального образования. Вина ....
муниципального образования в причинении материального ущерба истице, в причинении вреда здоровью несовершеннолетней ФИО1, 14.04.2012г., нашла свое подтверждение в судебных заседаниях, судом установлено наличие причинно-следственной связи между бездействиями ответчика .... муниципального образования и наступившими последствиями – причинение вреда здоровью несовершеннолетней ФИО1, как следствие причинение материального ущерба, в связи с лечением ребенка.
Ответчики Индивидуальный предприниматель ФИО3, Администрация Марковского муниципального образования, ...., Служба ветеринарии ...., Управляющая компания «Березовый» являются ненадлежащими ответчикам по заявленным требованиям. Судом дана оценка полномочий ответчиков, к которым не относится обязанность по организации отлова безнадзорных животных.
Помимо изложенных выше обстоятельств, установлено, что Управляющая компания «Березовый-1» обращалась с письмами к Главе Марковского муниципального образования о принятии мер по отлову бездомных собак в связи участившимися случаями нападения бездомных собак на жильцов микрорайона Березовый, письмо от 18.09.2014г. (т.1, л.д.30).
Администрация Марковского муниципального образования направляла письма в ООО «УКП Березовый-1», в которых информировала о заключении муниципального контракт .... на осуществление работ по отлову безнадзорных животных, о расположении информационных листов с рекомендациями для граждан и организаций при обнаружении безнадзорных животных в офисе управляющей компании, письма от 29.09.2014г., 09.10.2014г. (т.1, л.д.28-29). Администрация доводила до сведения населения, во исполнение рекомендация .... муниципального образования, рекомендации для граждан и организаций при обнаружении безнадзорных животных, что подтверждается представленным скриншотом согласно которым 01.07.2014г. информация была опубликована на официальном сайте Администрации Марковского муниципального образования (т.3, л.д.33).
Иными полномочиями ООО «УКП «Березовый-1», Администрация Марковского муниципального образования не наделены.
.... уполномочило Службу ветеринарии .... на проведение мониторинга безнадзорных животных, что службой и выполняется. Данные мониторинга учитываются при определении размера субвенций, выделяемых из областного бюджета на отлов, транспортировку и передержку безнадзорных животных.
Таким образом, установлено, что полномочий в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками ответчики ...., Служба ветеринарии ...., ООО УКП «Березовый-1» Индивидуальный предприниматель ФИО3, Администрация Марковского муниципального образования, не имеют. Данные полномочия предоставлены ....ному муниципальному образованию, в соответствии с .... от 09.12.2013г. «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками в иркутской области», Приложение 1 к Закону.
Исходя из изложенного, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требований истца о взыскании с ответчика .... муниципального образования в пользу ФИО2 материального ущерба, в связи с приобретением медицинских препаратов в сумме в сумме 3 768 (три тысячи семьсот шестьдесят восемь) рублей.
Не подлежат удовлетворению требования истицы о взыскании в ее пользу материального ущерба в размере 36 242 (тридцать шесть тысяч двести сорок два) рубля 90 копеек, в том числе, расходы на приобретение препаратов: линекс – 580 руб., 435 руб., календула – 150 руб. 200
руб., фенибут – 96 руб. 90 коп., контрактубекс – 648 руб., дерматикс – 1 793 руб., аисиловое масло 220 руб., коллост – 2 120 руб., так как истцом, как было указано выше, не представлены доказательства приобретения данных препаратов. Не подлежат удовлетворению требования о взыскании расходов по оказанию услуг психолога в размере 30 000 руб., так как данные расходы истцом не понесены, истица не обращалась на консультацию к психологу.
Рассматривая требования о компенсации морального вреда, причиненного в результате укуса несовершеннолетней ФИО1, 14.04.2012г.р., суд находит данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При определении размера морального вреда, суд исходит из обстоятельств дела, тяжести вреда, причиненного ребенку, степени разумности и справедливости.
Установлено, что в результате укуса собакой, ФИО1 причинен легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком до 3-х недель, что подтверждается Заключению эксперта ГБУЗ ИОБСМЭ № от 28.10.2014г. ФИО4 получила рвано-укушенную рану мягких тканей лица в проекции верхней губы, щеки справа, проникающей в ротовую полость, которая могла быть причинена действием твёрдых предметов с чётко ограниченной поверхностью – зубами животного (собаки) в результате сдавления, раны мягких тканей ладонной поверхности правой кисти в проекции основания 3 пальца, которая могла быть причинена действием твердых предметов с четко ограниченной поверхностью - зубами животного (собаки) в результате сдавления (т.3, л.д.1-2).
ФИО1 находилась на стационарном лечении, ей была проведена операция, до настоящего времени проходит физиолечение.
Истица в исковом заявлении указала о наличии у ребенка неизгладимого дефекта на лице. В обоснование данного довода истицей не представлены доказательства наличия неизгладимого дефекта, также не представлены доказательства, в том числе, медицинские рекомендации о необходимости проведения ребенку косметической операции.
С учетом изложенного, суд определяет размер морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу несовершеннолетней ФИО1, 14.04.2012г.р., в лице законного представителя ФИО2 в 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
Согласно ст.103 ГПК РФ, с ответчика .... муниципального образования подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета, от уплаты, которой освобожден истец при подаче иска в размере 600 (шестьсот) руб.
Не подлежат удовлетворению требования истца к Индивидуальному предпринимателю ФИО3, Администрации Марковского муниципального образования, .... муниципального образования, ...., Службе ветеринарии ...., ООО «УКП Березовый-1» о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда солидарно.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, 14.04.2012░.░., ░ .... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ .... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░1, 14.04.2012░.░., ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ 70 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░.
░░░░░░░░ ░ .... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 768 ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, 14.04.2012░.░., ░ .... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 36 242 (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░) ░░░░░ 90 ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ .... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 600 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, 14.04.2012░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, .... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ...., ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ...., ░░░ «░░░ ░░░░░░░░░-1» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░