Копия
№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Бакаевой Ю.В.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
с участием представителей административного истца:
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара Горшковой Н.Н.,
ИФНС России по Промышленному району г. Самара Карсюкова Д.В.,
Представителя административного ответчика Кулиева Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Самаре Самарской области административное дело №2а-1851/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары, ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Ханикаевой Екатерине Викторовне о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратился в Октябрьский районный суд г. Самары суд с административным иском к административному ответчику Ханикаевой Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу.
В обоснование иска ссылается на то, что в соответствии со ст. 357 НК РФ Ханикаева Е.В. является налогоплательщиком транспортного налога, так как на нее зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Административному ответчику Ханикаевой Е.В. направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. налогоплательщик имеет задолженность по транспортному налогу на сумму <данные изъяты>
В нарушение ст.ст. 44,45 НК РФ указанные в уведомлении требования налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем начислены пени по транспортному налогу в размере <данные изъяты>
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары должнику направлено требование об уплате налога со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ у Ханикаевой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ. в собственности находился следующий объект налогообложения: автомобиль марки <данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>
Судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с Ханикаевой Е.В. в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обязательных платежей и санкций был отменен ДД.ММ.ГГГГ. определением мирового судьи судебного участка № Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области на основании возражений должника.
Однако задолженность и пени по транспортному налогу с физических лиц на общую сумму <данные изъяты>. не погашена. ДД.ММ.ГГГГ. пени были уменьшены инспекцией на сумму <данные изъяты> руб.
Определением Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ. административное дело передано в Промышленной районный суд г. Самары для рассмотрения по подсудности.
Определением Промышленного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Ханикаевой Екатерине Викторовне о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени принято в производство Промышленного районного суда г.Самары.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары, Горшкова Н.Н. уточнила исковые требования, просила суд взыскать с Ханикаевой Е.В. задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., дала пояснения аналогичные описательной части, уточненные исковые требования полностью поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что в административном исковом заявлении допущена описка в части указания объекта налогообложения, налог исчислен за автомобиль «<данные изъяты>», а не «<данные изъяты>». Ходатайствовала о восстановлении срока на обращение с настоящим заявлением о взыскании с Ханикаевой Е.В. пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год. В случае удовлетворения исковых требований просила взыскание задолженности по транспортному налогу и пени произвести в счет ИФНС России по Промышленному району г. Самары, поскольку карточка расчетов с бюджетом налогоплательщика Ханикаевой Е.В. передана в ИФНС России по Промышленному району г. Самары.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Промышленному району г. Самары, привлеченного судом к участию в деле, Карсюков Д.В., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары полностью поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик Ханикаева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, поручила представлять свои интересы в суде представителю по доверенности Кулиеву Э.И., который в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал. Просил применить последствия пропуска срока на обращение в суд с требованиями о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, просил учесть, что налоговый орган первоначально просил взыскать задолженность по налогу за ДД.ММ.ГГГГ приложив определение мирового судьи об отмене судебного приказа о взыскании задолженности за ДД.ММ.ГГГГ., в настоящем судебном заседании уточнил заявленные требования и просил взыскать задолженность по налогу за ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам, предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4 статьи 85 НК РФ)
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом, датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В силу статей 357, 358 НК РФ, Закона Самаркой области от 06.11.2002 №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самаркой области», налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом налогообложения.
В соответствии с частью 3 статьи 362 НК РФ, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (в редакции закона, действующей до 2016г.).
Статьей 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела, представитель административного ответчика Ханикаевой Е.В., Кулиев Э.И. не оспаривал факт того, что Ханикаева Е.В. являлась собственником автомобиля «<данные изъяты>» в течение четырех месяцев ДД.ММ.ГГГГ года, а также собственником автомобиля «<данные изъяты>» в течение ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, административный ответчик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате транспортного налога отношении зарегистрированного за ним объекта налогообложения.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ не исполнялась.
Административному ответчику направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты>., из которых <данные изъяты> исчислен на автомобиль «<данные изъяты> со сроком исполнения не позднее ДД.ММ.ГГГГ., которое Ханикаевой В.Е. не исполнено. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В связи с не исполнением в срок данного налогового уведомления ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ за автомобиль «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании с Ханикаевой Екатерины Викторовны в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары задолженности по транспортному налогу за <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области, судебный приказ отменен.
В силу ч.2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
На основании ст.70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной статьей 75 НК Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует.
При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Принимая во внимание, что срок исполнения налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ год истек ДД.ММ.ГГГГ., требование об уплате транспортного налога в течение установленного трех месячного срока со дня выявления недоимки, то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. сформировано не было, административный истец утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по налогу за ДД.ММ.ГГГГ
В силу пункта 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Из пояснений административного истца следует, что ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары меры принудительного взыскания с Ханикаевой Е.В. недоимки по обязательным платежам за ДД.ММ.ГГГГ предпринимались, в связи с чем, установленный законом трехмесячный срок обращения с требованием о взыскании пени по недоимкам по обязательным платежам за ДД.ММ.ГГГГ., налоговым органом пропущен.
В связи тем, что налоговым органом пропущен срок направления требования о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ оснований для взыскания пени за ДД.ММ.ГГГГ также не имеется.
В ходе рассмотрения дела, представитель административного истца ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о взыскании с ответчика пеней по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленного ходатайства, указал, что установленный законом трехмесячный срок обращения, был пропущен налоговой инспекцией по причине загруженности сотрудников налоговой инспекции и периодических сбоев программы.
При этом административный истец не представляет доказательств. подтверждающих уважительность пропуска данного срока.
Суд полагает, что налоговый орган имел возможность обратиться в суд в установленный законом срок, бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено, в связи с чем оснований для восстановления срока не имеется.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары, Инспекции ФНС России по Промышленному району г. Самары.
Руководствуясь статьей 175-178 КАС РФ суд,
решил:
В удовлетворении административного иска ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары, ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Ханикаевой Екатерине Викторовне о взыскании недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: (подпись) Ю.В. Бакаева
Копия верна.
Судья: Ю.В. Бакаева
Секретарь: Е.В.Мартынюк
Подлинный документ подшит в материалы административного дела № Промышленного районного суда г. Самары.