Дело № 2-2066/2019
24RS0033-01-2019-002092-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2019 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Абросимовой А.А.,
при секретаре судебного заседания Зыряновой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ефремовой А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
В Лесосибирский городской суд обратилась Ефремова А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца, установить федеральную социальную доплату к страховой пенсии по случаю потери кормильца, с момента смерти коррмильца, взыскании судебных расходов, в обоснование заявленных требований указав, что она является дочерью Постельжук В.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица проходит обучение в очном порядке в Красноярском финансово-экономическом колледже.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в городе Лесосибирске от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих факт нахождения заявителя на иждивении у умершего кормильца, в связи с тем, что последний на день смерти не работал.
С указанным решением истец не согласна, так как она проживала с отцом по день его смерти, умерший до 2016 года работал по трудовому договору, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по гражданско-правовым договорам.
В судебном заседании представитель истца Ефремовой А.В. – Белокурова О.Б. на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме, суду дополнила, что является матерью истца. С 2015 года её дочь проживала с отцом - Постельжук В.И., отдельно от неё (матери истца). Ефремова А.В. находилась на полном его содержании. Постельжук В.И. был художником, основной доход он получал от написания картин, портретов.
Представитель ответчика УПФР в <адрес> края (межрайонное) Орлова С.Я возражала относительно удовлетворения заявленных требований, указав, что по мнению ответчика, истцом не доказан факт её нахождения на иждивении у умершего кормильца Постельжук В.И., на дату смерти.
Выслушав мнение участников процесса, свидетеля, исследовав представленные материалы дела, суд пришел к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе, дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
При этом иждивение детей умерших родителей презюмируется, и не требует доказательств. Однако дети, объявленные полностью дееспособными или достигшие возраста 18 лет, должны подтвердить факт нахождения на иждивении умершего кормильца (пункт 4 статьи 10 закона "О страховых пенсиях").
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч. ч. 3, 4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1260-О-О, факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего может быть установлен как во внесудебном, так и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Таким образом, установление факта нахождения на иждивении возможно не только при полном содержании лица умершим кормильцем, но и при получении от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключается наличие у лица (члена семьи умершего кормильца) какого-либо собственного дохода.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что родителями Ефремовой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются Ефремова О.Б. Постельжук В.И., что установлено свидетельствами о рождении и об установлении отцовства. (л.д.10)
Из представленного свидетельства о смерти следует, что отец истца Постельжук В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ.
На момент смерти Постельжук В.И., его дочь Ефремова А.В. достигла 19 летнего возраста, согласно справки ФГОБУ высшего образования <данные изъяты> проходила и проходит в настоящее время обучение в очном порядке на бюджетной основе в указанном образовательном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ отказано Ефремовой А.В. в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, в связи с отсутствием доказательств подтверждающих факт нахождения заявителя на иждивении у умершего кормильца Постельжук В.И.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Заборцев И.С. – знакомый семьи истца подтвердил, что истец по день смерти отца, проживала совместно с последним в жилом помещении по месту его жительства. Умерший в полном объеме осуществлял содержание дочери, обеспечивал её жизненные потребности в одежде, продуктах питания, предоставлял денежные средства на карманные расходы, оплачивал культурные мероприятия, секции. В связи с прохождение обучения по очной форме истец не работает.
Оснований не доверять показаниям данного свидетеля у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Оценив в совокупности вышеперечисленные доказательства, суд пришел к выводу, что подтвержден факт нахождения Ефремовой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на иждивении у отца, помощь которого являлась для неё основным источником средств к существованию, поскольку умерший оплачивал все его жизненные потребности, предоставлял денежные средства на личные расходы, в связи с чем обжалуемое решение пенсионного фонда подлежит отмене.
Поскольку Постельжук В.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, а обращение истца в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии по потере кормильца последовало в пределах установленного законом срока, суд пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить и производить выплату пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 4 ст. 12.1 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.
В рассматриваемой ситуации суд находит требование истца о возложении обязанности установить федеральную социальную доплату к пенсии по потере кормильца, производным от основного требования.
Суду не представлено доказательств об отказе ответчика установить истцу федеральную социальную доплату к пенсии по потере кормильца, названная доплата устанавливается при назначении пенсии, таким образом, в рассматриваемой ситуации преждевременно в принудительном порядке возлагать обязанность на ответчика устанавливать данную обязанность. Ответчиком не проверялась стоимость материального обеспечения истца, с целью определения возможности установления данной доплаты.
Из представленной суду квитанции об оплате истцом расходов по составлению искового заявления следует, что истец израсходовал на составление искового заявления 4 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исследовав материалы дела, учитывая характер спорных правоотношений, объем, сложность выполненной работы по составлению искового заявления, суд определяет стоимость расходов подлежащих возмещению за составление искового заявления в размере 4 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ефремовой А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца, взыскании судебных расходов, удовлетворить.
Отменить решение Управления Пенсионного фонда России в <адрес> края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Ефремовой ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Возложить на Управление Пенсионного фонда России в <адрес> края (межрайонное) обязанность назначить Ефремовой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать Управления Пенсионного фонда России в <адрес> края (межрайонное) в пользу Ефремовой А.В. расходы по оплате за составление искового заявления в сумме 4000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд, в течение месяца со дня составления мотивированного решения
Судья А.А. Абросимова