Дело № 2а-2190/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2018 года г. Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,
при секретаре Галиуллиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести ремонт участка автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заволжского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести ремонт участка автомобильной дороги.
Исковые требования мотивированы следующим.
В ходе проверки соблюдения требований законодательства, регламентирующего вопросы организации благоустройства и дорожного движения, проведенной на территории Заволжского района г. Ульяновска прокуратурой Заволжского района совместно с ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области, установлено, что администрацией муниципального образования «Город Ульяновск» надлежащим образом не выполняются обязанности по содержанию муниципальных автомобильных дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии.
В нарушение требований закона и п. 3, п.3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части внутриквартального проезда от автомобильной дороги по проспекту Авиастроителей к дому № 10 имеются дефекты дорожного полотна, затрудняющие движение транспортных средств в виде выбоин размером: - длина – 780 см., ширина – 450 см., глубина – 7 см.; - длина – 190 см., ширина – 170 см., глубина – 8 см.; - длина – 130 см., ширина – 105 см., глубина – 8 см.; - длина – 120 см., ширина – 110 см., глубина – 9 см.
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных Постановлением администрации г. Ульяновска от 01.06.2017 № 1406, благоустройство прилегающих территорий осуществляется собственниками зданий, строений, сооружений, помещений в них, при этом, границы прилегающей территории определяются для многоквартирных домов в пределах границ прядомой территории. При наличии в этой зоне дороги, за исключением дворовых проездов, территория закрепляется до края проезжей части дороги.
В силу того, что внутриквартальный проезд не является дворовым проездом дома № 10 по пр-ту Авиастроителей, на собственников указанного многоквартирного дома обязанность по его содержанию не возлагается, муниципальное образование «город Ульяновск» наделено полномочиями по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, обеспечению безопасности дорожного движения.
Прокурор просил признать бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в неисполнении возложенных на нее обязанностей по содержанию проезжей части внутриквартального проезда от автомобильной дороги по проспекту Авиастроителей к дому № 10 по проспекту Авиастроителей незаконным. Обязать администрацию города Ульяновска произвести ремонт проезжей части внутриквартального проезда от автомобильной дороги по проспекту Авиастроителей к дому № 10 по проспекту Авиастроителей в Заволжском районе г. Ульяновска.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, ТСН «Алексеевское», ТСЖ «Левобережное», АО «Завод крупнопанельного домостроения № 2».
В судебном заседании помощник прокурора Дронова А.А. исковые требования и доводы иска поддержала в полном объеме, указав, что спорный участок дороги не является участком внутридомовой территории. Представила дополнения к иску, согласно которым земельный участок под многоквартирным домом № 10 по пр-ту Авиастроителей не сформирован, разрешенное использование – земли запаса под строительство 10-ти этажного жилого дома (№ 28Н по генплану). В ходе проведенных прокуратурой района проверочных мероприятий установлено, что участок автомобильной дороги по пр-ту Авиастроителей к дому № 10 по пр-ту Авиастроителей в Заволжском районе г. Ульяновска является частью внутриквартального проезда общего пользования, расстояние от стены многоквартирного жилого дома № 10 по проспекту Авиастроителей до края проезжей части внутриквартального проезда, расположенного между домами № 10 и № 6 по проспекту Авиастроителей, составляет 15,05 м., на исследованном участке внутриквартального проезда отсутствуют предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома № 10 по пр-ту Авиастроителей объекты. Таким образом, обязанность по содержанию внутриквартального проезда от автомобильной дороги по пр-ту Авиастроителей к дому № 10 по пр-ту Авиастроителей в Заволжском районе г. Ульяновска возлагается на администрацию МО «г. Ульяновск». Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г. Ульяновска и заинтересованного лица Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Болонина О.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела была извещена надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании административный иск не признала, указав, что администрация города Ульяновска осуществляет свою деятельность на основании Устава муниципального образования «город Ульяновск», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, в лице своих отраслевых (функциональных) территориальных органов. Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска осуществляет свою деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществляет в пределах своей компетенции функции: по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области в области: дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения; капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в границах муниципального образования «город Ульяновск» и т.д. Содержание улично-дорожной сети города Ульяновска, в том числе, автомобильной дороги по бульвару Киевскому осуществляется силами МБУ «Дорремстрой» в рамках утвержденного муниципального задания на 2018 и плановые периоды 2019 и 2020 в пределах выделенного финансирования с учетом категории дорог. Указанная в административном иске дорога не является автомобильной дорогой общего пользования местного значения, используется ограниченным кругом лиц, в основном жителями близлежащих домов. Согласно публичной кадастровой карты земельный участок под многоквартирным домом № 10 по пр-ту Авиастроителей в г. Ульяновске сформирован и поставлен на кадастровый учет, проезд у дома входит в границы данного земельного участка, таким образом, должен содержаться собственниками помещений многоквартирного дома. Администрация г. Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер в соответствии с местным бюджетом, за нецелевое использование денег предусмотрена ответственность в силу закона. При этом, факт наличия повреждений на дорожной покрытии спорного участка дороги не отрицала.
Представитель заинтересованного лица ТСН «Алексеевское» - председатель Неверова Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, указав, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ульяновск, пр-т Авиастроителей, 10, находится в управлении ТСН с 2016 года, земельный участок под многоквартирным домом с учетом потребности собственников до настоящего времени не сформирован, числится переданным под строительство дома с категорией – земли запаса, т.е. земли, находящиеся в муниципальной собственности. В земельном участке, на котором при строительстве дома находилась строительная площадка, а в настоящее время внутриквартальный проезд, ведущий к другим домам микрорайона и магазину, собственники дома не нуждаются не потому, что дорога находится в неудовлетворительном состоянии, а потому, что она находится на удалении, на земельном участке не имеется элементов инфраструктуры многоквартирного дома. Полагала, что обязанность по ремонту указанной дороги должна быть возложена на административного ответчика.
Представители заинтересованных лиц: УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, ТСЖ «Левобережное», АО «Завод КПД-2» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, представитель АО «Завод КПД-2» удовлетворение иска оставлял на усмотрение суда.
Суд полагает рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как предусмотрено ч.2 указанной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
По мнению суда, заявленные требования прокурора являются, по сути, обоснованными на основании следующего.
В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В связи с чем, прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с административным иском об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.
Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 29.05.2018, составленному государственным инспектором дорожного надзора отдела ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области Жиликовым А.В. и помощником прокурора Заволжского района Дроновой А.А., выявлены нарушения обязательных требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности и дорожного движения», а именно, проезжая часть проезда от автомобильной дороги к дому № 10 по проспекту Авиастроителей имеет повреждения покрытия проезжей части в виде выбоин, затрудняющих движение транспортных средств: 1) длина 780 см., ширина 450 см., глубина 7 см.; 2) длина 190 см., ширина 170 см., глубина 8 см.; 3) длина 130 см., ширина 105 см., глубина 8 см.; 4) длина 120 см., ширина 110 см., глубина 9 см.
При этом состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В силу п. 1 названного ГОСТа Р 50597-93. утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В п. 3.1.1 указанного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине 5 см.
Требования Государственного стандарта ГОСТ Р являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.
Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении транспортных средств и пешеходов, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.
К числу полномочий администрации г. Ульяновска в соответствии с п.3 ч.6 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утв. Решением Ульяновской Городской Думой от 23.09.2014 №119, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства администрация г.Ульяновска обязана следить за состоянием муниципальных дорог в пределах городского округа, соответственно, администрация г.Ульяновска является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы административного ответчика о том, что указанная автомобильная дорога не является автомобильной дорогой общего пользования, а входит в границы придомовых территорий многоквартирного дома № 10 по проспект Авиастроителей в г. Ульяновске, является несостоятельными по следующим основаниям.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 73:24:021013:2, общей площадью 16 937,2 кв.м., сформирован и предоставлен в аренду ОАО «Завод КПД-2» под строительство 10-ти этажного жилого дома на основании постановления Мэра города Ульяновска от 02.04.2002 № 481. При этом, часть участка площадью 3 037,2 кв.м., предоставляемая для организации строительной площадки (согласно рабочего проекта строительства дома на территории спорного участка дороги располагались строительные вагончики – складские помещения и бытовки для строителей), после окончания строительства подлежала передаче в земли города по акту, вместе с тем, передача части земельного участка, а также формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом в границах, необходимых для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, не произошло.
По сведениям публичной кадастровой карты г.Ульяновска земельный участок под указанным многоквартирным домом - № 10 по проспекту Авиастроителей в г. Ульяновске не сформирован, а выделен под строительство 10-ти этажного многоквартирного дома ( № 28Н по генплану), при этом, категория земель определена как земли запаса, к которым в силу ст. 103 Земельного кодекса РФ относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам. Данные сведения также подтверждаются предоставленной суду Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 10.07.2018.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом, согласно определения, содержащегося в Своде правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» придомовая территория - образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома - детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п.
Актом обследования от 20.07.2018, составленным помощником прокурора Заволжского района г. Ульяновска Дроновой А.А. и председателем правления ТСН «Алексеевское» Неверовой Т.А. с приложенными фотоматериалами, установлено, что расстояние от стены многоквартирного дома № 10 по проспекту Авиастроителей до пешеходной дорожки, расположенной между МКД и внутриквартальным проездом, составляет 7,60 м. Ширина переходной дорожки составляет 1,5 м., расстояние от пешеходной дорожки до внутриквартального проезда между домами № 10 и № 6 по проспекту Авиастроителей составляет 5,95 м. На исследованном участке отсутствуют предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома № 10 по пр-ту Авиастроителей объекты.
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных Постановлением администрации г. Ульяновска от 01.06.2017 № 1406, благоустройство прилегающих территорий осуществляется собственниками зданий, строений, сооружений, помещений в них, при этом, границы прилегающей территории определяются для многоквартирных домов в пределах границ прядомой территории. При наличии в этой зоне дороги, за исключением дворовых проездов, территория закрепляется до края проезжей части дороги.
В силу того, что внутриквартальный проезд не является дворовым проездом дома № 10 по пр-ту Авиастроителей, на собственников указанного многоквартирного дома обязанность по его содержанию, с учетом того, что участок под многоквартирным домом не сформирован, возлагаться не может, тогда как муниципальное образование «город Ульяновск» наделено полномочиями по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, обеспечению безопасности дорожного движения.
Доказательств опровергающих данные выводу суда, административным ответчиком представлено не было.
В связи с вышеизложенным, требования прокурора, по сути, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в неисполнении обязанностей по содержанию проезжей части внутриквартального проезда от автомобильной дороги по проспекту Авиастроителей к дому № 10 по проспекту Авиастроителей в Заволжском районе г. Ульяновска.
Обязать администрацию города Ульяновска произвести ремонт проезжей части автомобильной дороги - внутриквартального проезда от автомобильной дороги по проспекту Авиастроителей к дому № 10 по проспекту Авиастроителей в Заволжском районе г. Ульяновска.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Д. Николаева