дело № 3а-621/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Пермь 18 сентября 2019 года
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Елисеевой К.С.,
с участием представителя административных истцов Сбитнева Игоря Анатольевича, Попова Юрия Петровича, Можаева Владимира Владимировича – Пахуновой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному иску Сбитнева Игоря Анатольевича, Попова Юрия Петровича, Можаева Владимира Владимировича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
Сбитнев И.А., Попов Ю.П., Можаев В.В. обратились с административным иском к Министерству по управлению имуществом и земельными отношениями (Указом Губернатора Пермского края от 12.04.2019 года № 47 - Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края), ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю заявив требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года, в том числе: земельного участка с кадастровым номером **27 общей площадью 15902 кв.м в размере 68 468 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером **31 общей площадью 15724 кв.м. в размере 51 036 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером **32 общей площадью 9414 кв.м. в размере 31 792 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером **33 общей площадью 17656 кв.м. в размере 57 306 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером **34 общей площадью 9018 кв.м. в размере 30455 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером **37 общей площадью 8746 кв.м. в размере 29 536 000 рублей.
Требование обосновали тем, что вышеуказанные участки находятся в общей долевой собственности истцов, учитывая порядок определения земельного налога, они заинтересованы в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, которая существенно меньше установленной по состоянию на 01.01.2013 года кадастровой.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Правительство Пермского края, в качестве заинтересованных лиц - администрация города Перми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены, представитель истцов требование поддержала, ходатайствовала о восстановлении срока для оспаривания результатов кадастровой оценки.
Административные ответчики – Правительство Пермского края, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю - извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителей не направили, в письменных отзывах на иск указывают на то, что удовлетворение заявленных требований не может расцениваться как принятое против ответчиков по делу.
Заинтересованные лица - муниципальное образование г. Пермь в лице администрации города Перми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, административное исковое заявление, письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) определено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 года № 187 «О земельном налоге на территории города Перми» налоговые ставки в отношении объектов налогообложения определены исходя из кадастровой оценки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки, в том числе: участок с кадастровым номером **27 общей площадью 15902 кв.м, адрес объекта: ****; участок с кадастровым номером **31 общей площадью 15724 кв.м, адрес объекта: ****; участок с кадастровым номером **32 общей площадью 9414 кв.м, адрес объекта: ****; участок с кадастровым номером **33 общей площадью 17656 кв.м, адрес объекта: ****; участок с кадастровым номером **34 общей площадью 9018 кв.м, адрес объекта: ****; участок с кадастровым номером **37 общей площадью 8746 кв.м, адрес объекта: ****, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 14-17, 18-20, 21-23, 24-26, 27-30, 31-33), копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 42-43, 44-45, 46-47, 48-49, 50-51,52-53, 54-55, 56-57, 58-59, 60-61, 62-63), копиями договоров купли-продажи с отметками о регистрации перехода права собственности (л.д.40-41, 64-66, 67-68, 69-73, 74-77, 78-81, 82-85). Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и интересы административных истцов как собственников земельных участков, плательщиков земельного налога.
В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной надлежащими административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28).
Кадастровая стоимость земельных участков, являющихся предметом рассмотрения по настоящему делу определена по состоянию на 01.01.2013 года постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п, в том числе: для участка с кадастровым номером **27 – 111710436,86 рублей; для участка с кадастровым номером **31 – 111543540,16 рублей; для участка с кадастровым номером **32 – 66453896,70 рублей; для участка с кадастровым номером **33 – 124759414,72 рублей; для участка с кадастровым номером **34 – 63717851,34 рубля; для участка с кадастровым номером **37 – 61650204,16 рублей, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости (л.д. 34, 35, 36, 37, 38, 39).
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии с п.3 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцами результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости 01.01.2014 года, таким образом, на момент обращения в суд - 12.07.2019 года срок для оспаривания был пропущен. В судебном заседании представитель административных истцов заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указав на то, что до истечения пятилетнего срока кадастровая стоимость не была пересмотрена, в настоящее время у административных истцов сохраняется право на перерасчет размера налога с учетом экономически обоснованного размера платежа.
Поскольку пропуск срока для обращения с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости, по истечении 5 лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости не влечет безусловного отказа в удовлетворении заявленных требований, на момент обращения с административным иском, и на момент рассмотрения иска, в условиях сохранения права на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, правовая заинтересованность истцов в разрешении требований сохранена, суд полагает ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Административными истцами представлен в суд отчет № 1/2542-1-19 об оценке рыночной стоимости земельных участков составленный оценщиком ООО «Западно-Уральский институт экспертизы, оценки и аудита» В. Выполнивший отчет оценщик В. является членом саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков», что подтверждается свидетельством о членстве от выданным 11.09.2017 года реестровый номер 009158, гражданская ответственность оценщика застрахована, в отчете приведены сведения о специалистах, привлеченных к проведению и подготовке оценки.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611).
В отчете присутствует описание объектов оценки, выбора примененного оценщиком подхода и метода оценки. Как следует из отчета, при оценке объекта недвижимости оценщик применил сравнительный подход, обосновав причины по которым при определении рыночной стоимости земельных участков не могут быть использованы затратный и доходный подходы.
Изучив рынок недвижимости с учетом видов разрешенного использования оцениваемых земельных участков, оценщик пришел к выводу о диапазоне цен на земельные участки коммерческого назначения или для многоквартирной жилой застройки на дату оценку в городе Перми от 3500 до 8125 руб./кв.м. с учетом предполагаемой скидки на торг.
Оценщик определил рыночную стоимость с учетом требований п. 22д ФСО № 7 с использованием метода корректировок (сравнения продаж), в том числе: проведя выбор аналогов, определив для каждого объекта оценки основные элементы сравнения - передаваемые имущественные права, условия финансирования предполагаемой сделки, условия продажи, условия рынка, вид использования и/или зонирование, местоположение, физические характеристики, экономические и другие характеристики влияющие на стоимость; проведя статистическую обработку информации и согласовав скорректированные цены объектов аналогов.
В качестве объектов сравнения для каждого из участков использованы данные о предложениях на продажу прав собственности на четыре сопоставимых с оцениваемым земельных участков, имеющих сходные с оцениваемым объектом характеристики существенно не отличаются от оцениваемого, проведены корректировки на площадь, местоположение, торг, назначение, приведено обоснование отсутствия необходимости в корректировках по иным характеристикам.
Определенная по результатам оценки рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года составила:
для участка с кадастровым номером **27 общей площадью 15902 кв.м. (вид разрешенного использования - для многоквартирной застройки), адрес объекта: **** - 68468 000 рублей;
для участка с кадастровым номером **31 общей площадью 15724 кв.м. (вид разрешенного использования – для размещения объектов характерных для населенных пунктов), адрес объекта: ****, в размере 51036 000 рублей;
для участка с кадастровым номером **32 общей площадью 9414 кв.м (вид разрешенного использования - для размещения объектов характерных для населенных пунктов), адрес объекта: ****, в размере 31792000 рублей;
для участка с кадастровым номером **33 общей площадью 17656 кв.м. (вид разрешенного использования - для размещения объектов характерных для населенных пунктов), адрес объекта: ****, в размере 57 306 000 рублей;
для участка с кадастровым номером **34 общей площадью 9018 кв.м. (вид разрешенного использования - для размещения объектов характерных для населенных пунктов), адрес объекта: ****, в размере 30 455 000 рублей;
для участка с кадастровым номером **37 общей площадью 8746 кв.м. (вид разрешенного использования - для размещения объектов характерных для населенных пунктов), адрес объекта: ****, равной рыночной стоимости в размере 29536 000 рублей.
Определенная рыночная стоимость земельных участков находится в пределах диапазона цен на земельные участки для размещения многоквартирной застройки, размещения объектов характерных для населенных пунктов. В отчете приведены ссылки на источники информации, копии источников информации приложены к отчету. Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, которая может быть проверена.
Статьей 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости принадлежащих административным истцам объектов недвижимости административными ответчиками, заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о проведении судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельных участков не заявлено, проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости в размере определенном отчетом об оценке.
Настоящее решение суда является самостоятельным основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Установлено, что административные истцы обратились в суд – 12 июля 2019 года.
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Сбитнева Игоря Анатольевича, Попова Юрия Петровича, Можаева Владимира Владимировича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость по состоянию на 01 января 2013 года равной рыночной стоимости в отношении объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером **27 общей площадью 15902 кв.м, адрес объекта: ****, в размере 68468 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **31 общей площадью 15724 кв.м, адрес объекта: ****, в размере 51036 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **32 общей площадью 9414 кв.м, адрес объекта: ****, в размере 31792000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **33 общей площадью 17656 кв.м, адрес объекта: ****, в размере 57 306 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **34 общей площадью 9018 кв.м, адрес объекта: ****, в размере 30 455 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером **37 общей площадью 8746 кв.м, адрес объекта: ****, в размере 29536 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 июля 2019 года.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 20 сентября 2019 года.
Судья:/подпись/