РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года г. Нефтегорск
Нефтегорский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Баймишева М.С.,
при секретаре Пятовой Л.А.,
с участие прокурора Фомина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-769/2023 по административному иску Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области к Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области об оспаривании бездействия, заключающегося в непринятии мер для постановки на кадастровый учет объекта водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, заключающееся в непринятии мер для постановки на кадастровый учет объекта водоотведения, и обязать его принять меры по осуществлению кадастрового учета объекта водоотведения – «Канализация микрорайон Б», расположенного в г. Нефтегорске Нефтегорского района Самарской области.
В обоснование административного иска указано, что вопреки требованиям законодательства РФ административный ответчик не принимает меры по постановке на кадастровый учет указанного объекта водоотведения, что может создать препятствия для планирования работ по его содержанию, ремонту и управлению, и угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а также окружающей среде.
В судебном заседании прокурор административный иск поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и статье 1 Закона Самарской области от 03.10.2014 N 86-ГД "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 названного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В силу части 5 статьи 51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Канализационная сеть по общему правилу относится к линейным объектам-сооружениям (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Пунктом 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Таким образом, если объекты в установленном порядке построены и введены в эксплуатацию как объекты недвижимости - сооружения, в отношении таких объектов должен быть осуществлен государственный кадастровый учет.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, 19 июля 2013 года в собственность городского поселения Нефтегорск передано имущество в виде объектов водоотведения, в том числе «Канализация микрорайонБ», расположенного в г. Нефтегорске Нефтегорского района Самарской области.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик, являясь исполнительным органом местного самоуправления, вопреки вышеуказанным требованиям закона не принял мер по постановке указанного объекта на кадастровый учет, что создает препятствия для планирования работ по содержанию канализации, ее ремонту и управлению, и угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 290, 293 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, заключающееся в непринятии мер для постановки на кадастровый учет объекта водоотведения.
Обязать Администрацию муниципального района Нефтегорский Самарской области в течение одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу обеспечить принятие мер по осуществлению кадастрового учета объекта водоотведения – «Канализация микрорайонБ», расположенного в г. Нефтегорске Нефтегорского района Самарской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Нефтегорский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья М.С.Баймишев
УИД 63RS0019-01-2023-000920-10