Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г. Самара
Куйбышевский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Чернякова Н.Н.,
при секретаре Кузьмине Н.А.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя - адвоката Герасимовой С.Г.,
административных ответчиков врио начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по <адрес> ФИО5, ФИО6, представителя административного соответчика УФСИН России по <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2804/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по <адрес> о признании незаконными бездействий по разъяснению прав при наложении взыскания, отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском, указав, что на него <дата>, <дата>, <дата> наложены взыскания за нарушения порядка отбывания наказания, которые ФИО1 не совершал. Ни в одном из постановления о применении мер взыскания нет сведений о разъяснении права на их обжалование.
С учетом изложенного, административный истец просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившиеся в неразъяснении права на обжалование взысканий, отменить постановления о наложении дисциплинарных взысканий.
В судебном заседании административный истец и его представитель доводы административного иска поддержали. ФИО1 пояснил, что <дата> не успел на проверку после информационного часа, так как вышел последним, <дата> не вышел на зарядку, так как накануне плохо себя чувствовал и выпил лекарства, <дата> отсутствовал на проверке из-за плохого самочувствия. К работникам учреждения по поводу плохого самочувствия не обращался.
Административные соответчики просили в иске отказать, так как заявитель пропустил срок для подачи административного иска, а факт нарушений подтверждается представленными доказательствами.
Исследовав представленные материалы, выслушав явившиеся стороны, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.1, 3 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании незаконным действий (бездействий) является одновременно, как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Распределение обязанностей по доказыванию определено ч. 11 приведенной статьи: обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Согласно пунктам "а" - "в" ч. 1 ст. 60.14 УИК РФ к осужденным к принудительным работам, допустившим нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ, администрацией исправительного центра могут применяться следующие меры взыскания: выговор; отмена права проживания вне общежития; водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток.
В силу ч. 1 ст. 60.16 УИК РФ решение о применении к осужденным к принудительным работам предусмотренных статьями 60.13 и 60.14 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания выносится в письменной форме.
При применении мер взыскания к осужденному к принудительным работам, предусмотренных статьей 60.14 настоящего Кодекса, учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру совершенного нарушения. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением производилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее 30 суток со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в случае болезни осужденного, выезда за пределы исправительного центра либо в иных исключительных случаях - не позднее 30 суток со дня его наложения (ч. 2).
Согласно ч. 6 ст. 60.16 УИК РФ правом применения предусмотренных статьями 60.13 и 60.14 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания пользуется в полном объеме начальник исправительного центра или лицо, его замещающее.
Приказом Минюста России от <дата> N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее - Правила).
В силу пунктов 8.1, 8.2, 8.9 Правил осужденные к принудительным работам обязаны; выполнять требования законодательства Российской Федерации и указанных Правил; соблюдать распорядок дня осужденных к принудительным работам и правила проживания в исправительных центрах, установленные для осужденных к принудительным работам указанными Правилами; выполнять законные требования работников исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
Из представленных доказательств следует, что ФИО1 отбывает наказание в виде принудительны работ в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по <адрес>.
<дата> в 08:51 оперативным дежурным в рапорте зафиксирован факт нарушения ФИО1 п.8.2 Правил, выразившееся в опоздании на утреннюю проверку.
В объяснении от <дата> осужденный признал факт нарушения, которое объяснил недостаточным промежутком времени между информационным часов и проверкой.
Постановлением начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по <адрес> от <дата> ФИО1 объявлен выговор.
<дата> в 06:15 оперативным дежурным в рапорте зафиксирован факт нарушения ФИО1 п.8.2 Правил, выразившееся в отсутствии на утреней физической зарядке.
В объяснении от <дата> осужденный признал факт нарушения, которое объяснил плохим самочувствием накануне и принятием лекарств.
Постановлением начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по <адрес> от <дата> ФИО1 объявлен выговор.
<дата> в 06:15 оперативным дежурным в рапорте зафиксирован факт нарушения ФИО1 п.8.2 Правил, выразившееся в отсутствии на утренней проверке.
В объяснении от <дата> осужденный признал факт нарушения, которое объяснил плохим самочувствием.
Постановлением начальника ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по <адрес> от <дата> ФИО1 за нарушением порядка отбывания наказания выдворен в помещение для нарушителей на 5 суток без права вывода на работу.
Согласно ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Ввиду того, что в представленных материалах отсутствуют доказательства о вручении осужденному копий обжалуемого постановления (имеется отметка об ознакомлении), с учетом содержания заявителя в исправительном учреждении, даты обращения с административным иском, суд полагает, что установленный ст.219 КАС РФ срок в данном случае пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Факт совершения ФИО1 дисциплинарных проступков подтвержден исследованными в ходе судебного заседания доказательствами. При этом порядок наложения дисциплинарного взыскания соблюден. До применения взыскания административному истцу предоставлялась возможность дать объяснение, оспариваемое решение о применении взыскания принято уполномоченным на то должностным лицом исправительного центра в установленные законом сроки, соответствует тяжести, характеру нарушения, личности осужденного и его предыдущему поведению.
Вопреки доводам административного иска, из представленных документов не следует, что нарушение распорядка дня было обусловлено ухудшением состояния здоровья осужденного. ФИО1 не обращался с жалобами на ухудшение состояния здоровья.
В силу п. 8.16 Правил осужденный обязан при заболевании немедленно ставить в известность администрацию ИЦ для организации оказания медицинской помощи.
Оценивая доводы административного истца о нарушении его прав тем, что при наложении взыскания не разъяснено право на обжалование, суд исходит из следующего.
Во всех объяснениях осужденный указал, что ему разъяснялись права и обязанности осужденных.
Требования ст.60.13-60.16 УИК РФ, регламентирующие порядок применения мер взыскания к осужденным, не предусматривают обязательного разъяснения порядка обжалования непосредственно в постановлении о наложении взыскания.
При этом, суд учитывает, что <дата> после прибытия в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по <адрес> осужденному ФИО1 разъяснялись права и обязанности, Правила внутреннего распорядка.
С учетом изложенного, административные ответчики доказали законность своих действий, заявленный административный иск подлежит отклонению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Самарской области о признании незаконными бездействий по разъяснению прав при наложении взыскания, отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности от <дата>, <дата>, <дата>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий: Н.Н. Черняков
Мотивированное решение изготовлено 30.01.2024 г.