КОПИЯ
№2а-6634/2022
УИД 63RS0045-01-2020-006549-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17.11.2022г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,
при секретаре Петрика Е.Ю.
рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-6634/2022 по административному исковому заявлению Долгова ФИО8 к ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
УСТАНОВИЛ:
Долгов ФИО9 обратился в Промышленный районный суд г. Самары с административным иском к ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания.
В обоснование требований административный истец указал, что с 17.10.2019г. по 25.11.2019г. проходил стационарное лечение в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области в палате №5 в условиях пребывания, нарушающих установленные требования и его права человека. В палате, где он находился, количество спальных мест было больше, чем полагается, в палате на площади 25 кв.м постоянно находилось более 10 человек, что нарушало его права, было нарушено его личное пространство, созданы неудобства, а именно постоянное теснение между остальными больными. Нахождение в данной палате было некомфортным, из-за нехватки места были столкновения между больными находившимися в данной палате. Освещение в палате №5 было плохим, не соответствующим нормам, не работали в полном объеме лампы, из-за плохого освещения он опасался потери зрения. Также была нарушена техника безопасности, в случае возгорания или короткого замыкания он не смог бы вовремя выбраться в безопасное место. Он все время опасался за свою жизнь и здоровье. Помещение столовой находилось в подвальном помещении, где также не соблюдались нормы противопожарной безопасности, в столовой всегда находилось много человек, при этом эвакуационный выход из столовой отсутствовал. Он постоянно боялся возгорания, боялся за свою жизнь и здоровье.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с надлежащего административного ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей.
Долгов ФИО10 участвующий в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить, дал суду пояснения, аналогичные описательной части административного искового заявления.
Представитель административного ответчика ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области по доверенности Харенкова Е.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований. Дала суду пояснения, аналогичные описательной части возражений на административное исковое заявление.
Представитель административных ответчиков УФСИН России по Самарской области, ФСИН России по доверенности Салдаева В.А. возражала против удовлетворения административных исковых требований. Дала суду пояснения, аналогичные описательной части возражений на административное исковое заявление.
Представитель прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в Самарской области в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель прокуратуры Самарской области в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
Аналогичные положения закреплены и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и иконных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В свою очередь, статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Указанные нормы введены в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ) и применяются с 27 января 2020 года, с учетом чего судами правомерно поданный А. после указанной даты административный иск рассмотрен в порядке, установленном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В силу ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы не может быть менее пяти квадратных метров (ч. 1 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Долгов ФИО11 в период с 17.10.2019г. по 25.11.2019г., отбывая уголовное наказание, в виде лишения свободы в ФКУ ИК 16 УФСИН России по Самарской области, проходил лечение в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России и находился в палате № 5 мужского терапевтического отделения № 1. Убыл после прохождения курса лечения 25.11.2019г. в ФКУ ИК 16 УФСИН России по Самарской области.
Долгов ФИО12 в обоснование требований указывает, что в период нахождения в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, палату № 5, рассчитанную на 5 человек и площадью 25 кв.м занимало более 10 человек, также указывает на плохое, не соответствующее нормам освещение в палате, не соблюдение норм противопожарной безопасности в палате и столовой медицинского учреждения, что вызывало у него опасения за свою жизнь и здоровье.
В ходе прокурорской проверки, проведенной в июле 2020г. Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области по обращению Долгова ФИО13 датированному 22.07.2020г., по вопросу ненадлежащего материально-бытового и санитарного обеспечения в период его пребывания с 17.10.2019г. по 25.11.2019г. в палате № 5 мужского терапевтического отделения ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, выявлено нарушение норм жилой площади приходящихся на лиц, проходящих лечение в палате №5 мужского терапевтического отделения (на момент проверки 29.10.2019г. в палате №5 указанного отделения, площадь которой составляла порядка 25 кв.м, содержалось более 5 осужденных). Также выявлены факты недостаточности искусственного света (из трех предусмотренных проектом люминесцентных ламп в палате функционировали 2 лампы) и нарушения требований законодательства о пожарной безопасности (на цокольном этаже помещения мужского терапевтического отделения, в котором устроена столовая, отсутствовал эвакуационный выход, предназначенный для одновременного пребывания более 15 человек). Указанные нарушения отражены в ответе заместителя прокурора Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области от 31.08.2020г. № № на обращение Долгова ФИО14 (т. 1 л.д. 14), представлении от 31.10.2018 (т. 1 л.д. 95-98), ответе на представление № № (т. 1 л.д. 99-101), информацией отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Самара от 24.10.2019 № № (т. 1 л.д. 102-103).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для внесения Самарским спецпрокурором 31.10.2019г. представления начальнику ОСБ, по результатам рассмотрения которого учреждением были приняты меры к устранению допущенных нарушений, а виновные должностные лица учреждения привлечены к дисциплинарной ответственности.
Согласно ответу заместителя прокурора Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области от 31.08.2020г. № иные доводы жалобы Долгова ФИО15. об отсутствии в палатах доступа к электрическим розеткам для разогрева и приготовления пищи, необходимых условий для мытья посуды, работоспособных люминесцентных ламп, вентиляции, ограничении права на просмотр телепередач, а также присутствия насекомых, грызунов в помещениях мужского терапевтического отделения, в ходе ранее проведенных прокурором проверок не подтвердились. Оснований для принятия иных мер прокурорского реагирования по обращению осужденного Долгова ФИО16 на момент рассмотрения его обращения прокуратурой не установлено.
Учитывая, что нарушения условий содержания административного истца в ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области частично нашли свое подтверждение, принимая во внимание характер данных нарушений, продолжительность нахождения административного истца в условиях, при которых допускались нарушения, их последствия для административного истца, который претерпевал нравственные страдания, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий администрации исправительного учреждения, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227, частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для частичного удовлетворения административного иска Долгова Д.Е.
Довод представителя административных ответчиков о пропуске Долговым ФИО17 срока на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями судом отклоняется, поскольку в материалах дела имеются сведения об обращении Долгова ФИО18 в Самарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области по вопросу ненадлежащего материально-бытового и санитарного обеспечения в период его пребывания, на которое прокуратурой 31.08.2020г. Долгову ФИО20 предоставлен ответ, содержащий сведения о фактах выявленных нарушений. В суд с иском Долгов ФИО19. обратился 15.09.2020г., т.е. в установленный законом срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Долгова ФИО21 удовлетворить частично.
Взыскать с взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Долгова ФИО22 компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.
Решение в окончательной форме составлено 06.12.2022г.
Судья Е.В.Щелкунова
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Подлинный документ подшит в материалах административного дела 2а-6634/2022 УИД 63RS0045-01-2020-006549-30
Промышленного районного суда г.Самары