Судья: Михайлова Л.Н. Дело № 33-23277/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 декабря 2014 года апелляционную жалобу администрации Истринского муниципального района Московской области
на решение Истринского городского суда Московской области от 11 августа 2014 года по делу по заявлению Вдовина Владимира Алексеевича об оспаривании решения органа местного самоуправления, обязании выдать разрешение на реконструкцию жилого дома,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
объяснения представителя администрации Истринского муниципального района Московской области Абрамовой Е.М.,
установила:
Вдовин В.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение администрации Истринского муниципального района Московской области от 17.04.2014г. № 24-1886 об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, обязать выдать разрешение на реконструкцию жилого дома.
Решением Истринского городского суда Московской области от 11 августа 2014 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация Истринского муниципального района Московской области просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Как установлено ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГсК разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ).
В соответствии с пп. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ч. 7 ст. 51 ГсК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 65-ФЗ)
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Порядок рассмотрения уполномоченным органом заявления и приложенных документов предусмотрен ч. 11 статьи 51 ГсК РФ, которой установлено,
что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию:
- проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
-проводит проверку соответствия проектной документации
требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям;
- выдает разрешение или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Усматривается, что на основании договора купли – продажи от 20.12.2005 г. № 259, заключенного между КУИ Истринского района Московской области и Вдовиным В.А., последнему на праве собственности принадлежит земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, категория земель: земли поселений, площадь 1410 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты> с кадастровым номером 50:08:010402:0039, существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы (л.д. 24).
Согласно постановлению Правительства Московской области от 22.04.2011 г. № 363/14 «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия федерального значения – ансамбля Ново- Иерусалимского монастыря XVII- XIX вв. в городе Истре Московской области», для зоны Р-3 регулирования застройки и хозяйственной деятельности ансамбля Ново- Иерусалимского монастыря, в которой находится указанный земельный участок, градостроительный регламент разрешает проведение комплексной реконструкции застройки; строительство отдельных зданий, сооружений при соблюдении высотных ограничений – до 15 м; уплотнение сложившейся застройки в пределах допустимых норм; проведение работ по благоустройству и озеленению территории; прокладку подземных инженерных коммуникаций.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, за Вдовиным В.А. зарегистрировано право собственности на жилой дом, назначение жилое, 4-этажный (подземных этажей-1), общей площадью 1242 кв.м, лит. Б,б,б1, расположенный на земельном участке по указанному адресу (л.д. 24).
Указанный жилой дом имеет высоту 14,98 м.
Как видно из сведений технического паспорта, здание является жилым домом, имеет подвал и три надземных этажа.
По состоянию на 26.03.2010 г. помещения на 1 этаже включают котельную, кухню-столовую, жилую комнату площадью 112 кв.м, подсобное помещение, лестницу.
Помещения 2 этажа состоят из лестницы, жилой комнаты площадью 182,9 кв.м, коридора, жилой комнаты площадью 165,8 кв.м.
Помещения 3 этажа состоят из лестницы, 3 жилых комнат площадями 69,6 кв.м, 44,4, 69,8 кв.м, 69,6 кв.м, холла, подсобного помещения.
Кадастровый паспорт здания от 30.03.2010 г., послуживший основанием к регистрации права собственности, содержит наименование объекта недвижимого имущества- жилой дом, составлен на основании технического паспорта по состоянию на 26.03.2010 г., материал стен- пеноблоки, жилая площадь 845,6 кв.м, разрешение на строительство имеется, количество надземных этажей – 3 (л.д. 26).
Из представленного в материалы дела заключения от 29.03.2013 г. ООО «Независимое агентство Строительная экспертиза и оценка «Независимость» по определению этажности жилого дома и его принадлежности к категории многоногоквартирный или одноквартирный индивидуальный жилой дом следует, что жилой дом № 6 является индивидуальным, с учетом наличия ндивидуальных инженерных систем является автономным, не имеет в своем составе нескольких жилых блоков, то есть является одноквартирным, имеющим три надземных этажа.
Согласно заключению, жилой дом № 6 соответствует требованиям по СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», предъявляемым к жилому одноквартирному дому.
04.09.2013 года администрация Истринского муниципального района отказала Вдовину В.А. в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома, поскольку проектная документация предусматривала 46 отдельных помещений с санузлами.
На основании договора с разработчиком проектной документации ООО «Сюпро НТ» проектная документация была изменена, из нее были исключены 46 отдельных помещений с санузлами, что не отрицается заинтересованным лицом.
28.03.2014 г. Вдовин В.А. обратился в администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке по указанному адресу сроком на 1 год (л.д. 8).
Совместно с заявлением Вдовиным В.А. были представлены:
Проектная документации. Раздел 1 «Пояснительная записка», Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка», раздел 3 «Архитектурные решения», Раздел 4 «Конструктивные и объемно – планировочные решения;
Положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Строительная экспертиза» № 6-1-1-0116-14;
Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:08:010402:0039;
Свидетельство о праве собственности на жилой дом по указанному адресу;
Кадастровый паспорт здания от 30.03.2010 г.;
Технический паспорт на жилой дом по состоянию на 26.03.2010 г.;
Градостроительный план № RU505041032007001-000000121, утвержденный постановлением главы Истринского муниципального района Московской области от 13.02.20109 г. № 491/2.
В заседании судебной коллегии представитель заинтересованного лица пояснила, что представленный 28.03.2014 г. проект предусматривал свободную планировку помещений в жилом доме.
Администрацией Истринского муниципального района Московской области принято решение, оформленное письмом от 17.04.2014г. № 24-1886, об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома на основании п. 13 ст. 51 ГсК РФ, со ссылкой на то, что по представленному проекту строение после реконструкции не соответствует параметрам индивидуального жилого дома.
Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления... отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, не допускается (часть 10 статьи 51). В случае отсутствия этих документов, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, отказывают в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие документов, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 51 ГсК РФ, или их несоответствие требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (ч. 13 ст. 51 ГсК РФ).
В соответствии с п. 3 "Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 272, негосударственная экспертиза проводится:
а) в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств:
проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным;
проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
застройщиком или техническим заказчиком (далее - заявитель) принято решение о проведении негосударственной экспертизы;
б) в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным в соответствии с частями 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на негосударственную экспертизу.
Из положительного заключения негосударственной экспертизы ООО «Строительная экспертиза» от 11 марта 2014 года следует, что из 1410 кв.м земельного участка площадь застройки составляет 523 кв. м, площадь плиточного покрытия 503,3 кв.м, площадь озеленения 383,1 кв.м.
Согласно выводам экспертизы, проект предусматривает устройство внутренних помещений с перегородками из пеноблоков, устройство хозяйственного грузоподъемника с подъемом на все этажи здания и чердак.
Согласно заключению, проектная документация по разделу «Схема планировочной организации земельного участка», а также «Архитектурные решения» разработана в соответствии с требованиями нормативных документов: СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Проектная документация по разделу «Конструктивные и объемно – планировочные решения» разработана в соответствии с требованиями нормативных документов «СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия», СНиП II-22-81* «Каменные и армокаменные конструкции», СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии», СНиП 52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции», Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384- ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Перечисленные разделы проектной документации соответствуют требованиям технических регламентов, градостроительным регламента, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, стандартам организаций, заданию на проектирование (т.1, л.д. 20).
Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Вдовиным В.А. были представлены все необходимые документы предусмотренные ч. 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченным органом не было установлено несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В нарушение положений ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованным лицом не представлено обоснованных доказательств в обоснование принятого отказа в выдаче Вдовину В.А. разрешения на реконструкцию жилого дома.
Довод апелляционной жалобы о том, что в составе документов не представлена схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, несостоятельны, поскольку противоречат материалам дела (т.1. л.д. 8).
С учетом того, что за Вдовиным В.А. зарегистрировано право собственности на жилой дом, которое никем не оспорено, заявителем в администрацию Истринского муниципального района представлена не только проектная документация, но и положительное заключение негосударственной экспертизы, доводы апелляционной жалобы о том, что этажность здания препятствовала выдаче разрешения на реконструкцию, судебной коллегией не принимаются в качестве основания к отмене решения суда.
Довод о том, что реконструкция фактически произведена, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку разрешение на реконструкцию является не только документом, дающим право осуществлять строительство в течение срока его действия, но и документом, подтверждающим соответствие проектной документации установленным требованиям, а также правомерность действий по реконструкции объекта капитального строительства. Соответствие произведенных работ проекту реконструкции подлежит проверке при вводе объекта в эксплуатацию либо при регистрации права собственности.
Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Истринского городского суда Московской области от 11 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи