Судья: Плаксина О.А.
гр. дело суда первой инстанции № 2-7365/2022
гр. дело суда апелляционной инстанции № 33-44867/2023
АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
адрес 02 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Мищенко О.А.,
судей Морозовой Д.Х., Куприенко С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долгополовым Я.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куприенко С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио в лице представителя фио на решение Нагатинского районного суда адрес от 23 ноября 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования фио (паспортные данные), фио (паспортные данные), фио (паспортные данные), действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетней фио (свидетельство о рождении серии V-МЮ № 769912), фио (паспортные данные), фио (паспортные данные), фио (паспортные данные), фио (паспортные данные), действующей за себя, а также в интересах несовершеннолетних фио (свидетельство о рождении серии IV-МЮ № 645120) и фио (свидетельство о рождении серии V-МЮ № 835133), к Департаменту городского имущества адрес (ИНН 7705031674) о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения – оставить без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества адрес о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что истцы зарегистрированы и проживают в жилых помещениях (квартирах) по адресу: адрес, 242. Данные жилые помещения предоставлены на условиях социального найма по договору № 5505-01-2009-1067383.1 от 15 сентября 2011 г.; 14 февраля 2022 г. истцы обратились к ответчику с заявлением о внесении изменений в указанный договор социального найма: расторгнуть существующий договор и заключить два отдельных договора в отношении каждой из квартир и теми членам семьи, которые фактически в данных квартирах проживают, исходя из сложившегося порядка пользования квартирами. Указывают на то, что за период проживания семьи в спорных квартирах (более 36 лет) существенно изменились все обстоятельства, влияющие на проживание нанимателей в спорных квартирах, а именно: изменилось законодательство страны, увеличился состав членов семьи с 8 до 11 человек, сложились новые семейные отношения нанимателей, при этом жильцы квартиры № 240 желают квартиру приватизировать, а жильцы квартиры № 242 – не желают, истцы просили признать договор социального найма № 5505-01-2009-1067383.1 от 15 сентября 2011 г. подпадающим под условия, необходимые и достаточные для его изменения; обязать ДГИ адрес расторгнуть договор социального найма № 5505-01-2009-1067383.1 от 15 сентября 2011 г. и заключить вместо него два новых договора социального найма, а именно: в отношении квартиры № 240 – с нанимателем фио с сонанимателями фио, фио и фио; в отношении квартиры № 242 – с нанимателем фио с сонанимателями фио, фио, фио, фио и фио
Истец фио, представитель истцов по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явились, доводы иска поддержали.
Истцы фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио и фио в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ДГИ адрес по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, против удовлетворения иска возражала.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просят фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио в лице представителя по доверенности фио по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней, ссылаясь на его незаконность.
Истец фио в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение суда.
Истцы фио, фио в заседание судебной коллегии не явились, извещены судом надлежащим образом, обеспечили явку своего представителя, который доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда.
Истец фио, фио, фио, фио, фио, фио и фио, представитель ответчика ДГИ адрес в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В силу ст. 82 ЖК РФ граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений.
Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Частью 2 ст. 69 ЖК РФ установлен принцип равенства прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи (в том числе и бывших), что означает, среди прочего, наличие у каждого сонанимателя равных прав по пользованию всем жилым помещением без какого-либо изъятия. Жилищное и гражданское законодательство не содержит норм, позволяющих определить порядок пользования квартирой, находящейся в муниципальной собственности, между нанимателями указанной квартиры с выделением им конкретных помещений.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам необходимо иметь в виду, что Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит норм о праве члена семьи нанимателя жилого помещения потребовать от наймодателя изменения договора социального найма путем заключения с ним отдельного договора социального найма. В связи с этим, требование члена семьи нанимателя о заключении с ним отдельного договора найма жилого помещения (в том числе с учетом положений ст. 5 Вводного закона и в отношении жилого помещения, предоставленного по договору социального найма до 1 марта 2005 года), исходя из объема жилищных прав нанимателя и членов его семьи, определенных ст. 67 ЖК РФ и адрес договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. № 315, удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что жилое помещение, состоящее из шести комнат в двух отдельных квартирах по адресу: адрес, 242, предоставлено на основании ордера № 9288 от 26 августа 1985 г., выданного Исполнительным комитетом Кировского районного Совета народных депутатов адрес, семье фио и ее семерым детям.
Впоследствии в отношении квартир между наймодателем Департаментом Жилищной политики и жилищного фонда адрес и нанимателем фио был заключен договор социального найма № 5505-01-2009-1067383.1 от 15 сентября 2011 г.; в качестве членов семьи нанимателя в жилое помещение вселены дочь фио, дочь фио, сестра фио, сестра фио, брат фио, брат фио, брат фио, дочь сестры фио
В дальнейшем в указанный договор социального найма дополнительными соглашениями вносились изменения.
Согласно документам жилищного учета, в настоящее время в жилом помещении по адресу: адрес, 242, зарегистрированы по месту жительства: наниматель фио, а также члены семьи нанимателя – фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио и фио
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истцов ссылался на то, что стороны не ведут совместного хозяйства, являются разными семьями, фактически спорное жилое помещение представляет собой две изолированные квартиры, состоящие из трех комнат каждая, за период проживания между истцами сложился определенный порядок пользования помещениями, в связи с чем должны быть заключены отдельные договоры социального найма на квартиру № 240 – с нанимателем фио с сонанимателями фио, фио и фио; на квартиру № 242 – с нанимателем фио с сонанимателями фио, фио, фио, фио и фио
Из представленных документов, в том числе – договора социального найма 5505-01-2009-1067383.1 от 15 сентября 2011 г., ордера № 9288 от 26 августа 1985 г., следует, что вышеназванные квартиры предоставлялись семье Касимовских как одно жилое помещение.
Согласно сведениям БТИ, жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, 242, представляет собой две изолированные квартиры из трех комнат каждая.
В отношении жилого помещения по адресу: адрес, 242, открыт один финансовый лицевой счет - № 2530519407.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку спорное жилое помещение, состоящее из двух квартир, было предоставлено на основании ордера и договора социального найма как единое жилое помещение, коммунальной квартирой не является, лица, зарегистрированные в указанном жилом помещении, проживают в нем в качестве членов семьи нанимателя, договор подписан нанимателем, никем в установленном порядке оспорен не был, соответствует требованиям закона, а разделение договора социального найма действующим законодательством не предусмотрено.
Возможность изменения договора социального найма предусмотрена п. 1 ст. 82 ЖК РФ, однако данная норма предусматривает возможность изменения договора социального найма в части объединения отдельных договоров социального найма, заключенных с разными нанимателями жилых помещений в одной квартире. Возможность разделения договора социального найма на самостоятельные независимые договоры, в том числе в случае распада семьи, действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что в силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца, однако в настоящем случае истцами в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено бесспорных, допустимых и надлежащих доказательств, обосновывающих заявленные исковые требования, в том числе, о том, что при заключении договора социального найма были нарушены нормы ЖК РФ.
Иные доводы стороны истцов судом отклонено, как не имеющие правового значения при рассмотрении спора, и основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается. Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, изложены в мотивировочной части оспариваемого решения, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что зарегистрированные в спорной квартире граждане являются разными семьями, признаются несостоятельными, повторяют правовую позицию истцов, изложенную в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия, при этом основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно положений ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу п. 3 ст. 10 ЖК РФ одним из оснований возникновения жилищных прав и обязанностей являются судебные решения.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) обязуется передать другой стороне-гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Предметом договора социального найма жилого помещения в силу ст. 62 ЖК РФ должно быть изолированное жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (ч. 2 ст. 69 ЖК РФ).
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона адрес от 14 июня 2006 г. № 29 «Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения» члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Исходя из вышеуказанных норм, для признания разными семьями граждане должны иметь разные договоры социального найма на отдельные жилые помещения в квартире, которые им предоставлены как разным семьям на основании отдельных решений органов исполнительной власти города, в каждом из которых указана отдельная семья. В ином случае лица, зарегистрированные по месту жительства в одном жилом помещении, учитываются в составе членов одной семьи независимо от того, ведут ли они совместное хозяйство или имеют ли самостоятельный доход.
По данному делу указанных выше обстоятельств, позволяющих изменить договор социального найма, не установлено.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 327-329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░