РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Плотниковой О.Н.,
с участием помощника Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Калининой Е.С.,
представителя ответчика Открытого акционерного общества «Александровский машиностроительный завод» Ячменевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровск Пермского края гражданское дело по исковому заявлению Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Александровский машиностроительный завод» о возложении обязанности разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, определить границы санитарно-защитной зоны, подать о них сведения,
у с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Александровский машиностроительный завод» (далее по тексту ОАО «АМЗ»), в котором просит возложить на ОАО «АМЗ» разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, определить границы санитарно-защитной зоны в соответствии с разработанным и утвержденным проектом санитарно-защитной зоны и подать о них сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории, установив срок для исполнения обязанности 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной проверки установлено, что ОАО «АМЗ» осуществляет производственную деятельность, характерную для машиностроительных заводов.
Источниками выделения загрязняющих веществ являются: технологическое оборудование литейного производства, металлообрабатывающие станки, котлоагрегаты, сварочные и окрасочные посты, посты резки металла, топливосжигающие установки, двигатели автотранспорта, железнодорожного транспорта и общеобменная вентиляция цехов.
Согласно форм федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) ОАО «АМЗ» в атмосферный воздух выбрасывается 51 наименование загрязняющих веществ 1, 2, 3, 4 классов опасности. Общий валовый выброс загрязняющих веществ составляет <данные изъяты> тонн в год, в том числе твердых <данные изъяты> тонн в год, газообразных <данные изъяты> тонн в год.
Вопреки требованиям законодательства Российской Федерации, согласно информации ОАО «АМЗ», предприятие не имеет утвержденного в установленном законом порядке проекта организации санитарно-защитной зоны, границы санитарно-защитной зоны в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории не внесены.
Прокурор в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, по изложенным доводам.
Представитель ответчика ОАО «АМЗ Ячменева Т.В., действующая на основании доверенности, с завяленными требованиями не согласилась.
Третье лицо Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в судебное заесдание не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайтсов о рассмотрении дела без участия их представителя, в письменном отзыве на исковое заявление указали, что поддерживают доводы Березниковского межрайонного природоохранного прокурора, изложенные в исковом заявлении, и просят удовлетворить иск в полном объеме. В соответствии с утвержденным ежегодным планом проверок на ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка ОАО «АМЗ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что при осуществлении деятельности ОАО «АМЗ» допущены нарушения требований санитарных правил и норм РФ, в том числе не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны требованиям санитарного законодательства. В адрес ОАО «АМЗ» выдано предписание должностного лица, уполномоченного проводить проверку, № от ДД.ММ.ГГГГ года, установлен срок для устранения выявленных нарушение до ДД.ММ.ГГГГ. В целях проверки исполнения предписания должностного лица в ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что указанное предписание в установленный срок не исполнено., в связи с чем на ОАО «АМЗ» составлен протокол об административном правонарушении по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ. С целью устранения выявленных нарушений ОАО «АМЗ» выдано новое предписание должностного лица, уполномоченного проводить проверку, № от ДД.ММ.ГГГГ, установлен новый срок для устранения выявленных нарушений.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением закреплено в ст.42 Конституции РФ.
Аналогичные права гражданина закреплены п.1 ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» и в ст.8 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Частью 1 ст.34 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.2 и ч.3 ст.44 указанного выше Федерального закона при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством. В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии со ст.11 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
В ст.20 этого же Федерального закона указано следующее:
1. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
3. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В силу ч.3 ст.16 Федерального закона №96-ФЗ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
На основании Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ №554 от 24.07.2000 года, Постановлением Главного государственного санитарного врача №74 от 25.09.2007 года введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно п.1.5. выше указанных СанПиН санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п.2.1. этих же СанПиН в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ от 30.03.1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В п.2.2. данных СанПиН указано, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
На основании п.3.10. указанных СанПиН в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Согласно п.4.1. этих же СанПиН установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В силу требования ч.1, п.1 ч.2, ч.6 ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться ограничения прав на землю при особых условиях использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Частью 1 ст.10 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ОАО «АМЗ» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц, осуществляет деятельность в сфере машиностроения.
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «АМЗ» письмом № сообщил Березниковскому межрайонному природоохранному прокурору, что на предприятии проект Санитарно-защитных зон не разработан. Предприятие относится к 3-й категории по воздействию его выбросов в атмосферный воздух. У них в настоящее время находятся 62 источника выбросов, из которых организованных 56. Нормативы ПДВ превышены не были. Аварийных выбросов не было. Прилагают информацию об ориентировочной расчетной границ санитарно-защитной зоны и о проводимых расчетах рассеивания выбросов вредных веществ. В связи с затруднительным финансовым положением Общество не имеет возможности рассматривать коммерческие предложения проектных организаций по разработке проекта санитарно-защитной зоны, поскольку стоимость работ оценена в пределах <данные изъяты>. руб.
Представителем ответчика в судебном заседании предъявлены копии ответов учреждений по коммерческому предложению о разработке проекта санитарно-защитной зоны.
Изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что ответчик, достоверно зная о допускаемых им нарушениях требований законодательства Российской Федерации, получив ДД.ММ.ГГГГ предписание уполномоченного должностного лица, не предпринял надлежащих мер по устранению допущенных нарушений закона. Лишь ДД.ММ.ГГГГ, после получения ДД.ММ.ГГГГ повторного предписания уполномоченного должностного лица с установлением нового срока, направляет предложение о сотрудничестве, ответы на которое начинают поступать в адрес ответчика только в ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием разработанного и утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не внесены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора заявлены законно, обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на Открытое акционерное общество «Александровский машиностроительный завод», расположенное по адресу: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, обязанность разработать и утвердить проект организации санитарно-защитной зоны, определить границы санитарно-защитной зоны в соответствии с разработанным и утвержденным проектом санитарно-защитной зоны и подать о них сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в качестве зоны с особыми условиями использования территории.
Установив срок для исполнения обязанности - 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Александровский машиностроительный завод» в доход муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова