РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2012 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Доценко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5730/12 по заявлению Васильева А.И. о признании незаконными решения Департамента управления имуществом г.о.Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Васильева А.И. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что дата гараж №..., расположенный по адресу: адрес, площадью *** был приобретен ею у КСЕ по договору купли-продажи. Васильева А.И. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от дата о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, находящегося под гаражом №..., принадлежащего ей на праве собственности, расположенного по указанному адресу, площадью *** кв.м. дата Васильева А.И. получила письмо об отказе в предоставлении в собственность за выкуп указанного земельного участка, причиной чего послужил отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара, выраженный в невозможности утверждениях схемы расположения земельного участка из-за постановления Главы г.Самара от дата №... «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в собственность КСЕ земельного участка, занимаемого капитальным гаражом». Просит суд признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара в утверждении схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес гараж №..., на кадастровом плане (карте)) соответствующей территории, обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара утвердить схему расположения границ земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по указанному адресу, признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от дата в предоставлении Васильевой А.И. испрашиваемого земельного участка, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области возобновить работу по заявлению Васильевой А.И. о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес.
В судебном заседании представитель заявителя Струков И.А., действующий на основании доверенности от дата, поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Самарской области Аверина Л.В., действующая на основании доверенности от дата, возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что земельный участок не сформирован, поскольку его границы не установлены, процедура кадастрового учета не пройдена, Министерством имущественных отношений была завершена работа по заявлению Васильевой А.И., возобновление работы по заявлению не предусмотрено законом.
Представитель заинтересованного лица Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что уточненные требования Васильевой А.И. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что постановлением Главы г.Самара от дата №... утвержден проект границ земельного участка, расположенного по адресу: адрес, предоставлен КСЕ за выкуп земельный участок площадью *** кв.м., занимаемый капитальным гаражом, относящийся по категории к землям поселений, расположенный по указанному адресу.
дата КСЕ заключил договор купли-продажи с Васильевой А.И., согласно которому Васильева А.И. приобретает в собственность гараж площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес; указанное имущество принадлежит продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи гаража от дата.
Васильева А.И. зарегистрировала право собственности на гараж, площадью *** кв.м., расположенный по адресу: адрес возникшее у нее на основании договора купли-продажи от дата, о чем дата выдано свидетельство о государственной регистрации права, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата №....
Как следует из уведомления ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области от дата №... сведения о земельном участке, расположенном по адресу: адрес, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра по Самарской области дата в архиве правоудостоверяющих документов по состоянию на дата. отсутствуют сведения о предоставлении кому-либо земельного участка, расположенного по адресу: адрес
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от дата №... сведения о правах на земельный участок по адресу: адрес, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
дата Васильева А.И, обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенный по адресу: адрес площадью *** кв.м., занимаемый капитальным гаражом.
дата письмом №... Департамент управления имуществом г.о.Самара отказал в утверждении схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в связи с тем, что постановлением Главы адрес от дата №... «Об утверждении проекта границ земельного участка и предоставлении в собственности КСЕ земельного участка, занимаемого капитальным гаражом в Ленинском районе» утвержден проект границ земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес.
Министерство имущественных отношений Самарской области дата отказало Васильевой А.И. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, площадью *** кв.м., занимаемого капитальным гаражом, в собственность за выкуп на основании п. 2.6 Порядка предоставления земельных участков, собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от дата №..., в связи с заключением Департамента управления имуществом г.о.Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории от дата.
В силу ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).
В соответствии со ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п. 2.4 Постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 74 «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок. Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка. После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка. При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления. Согласно п.2.6 названного Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о.Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в п.2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
Таким образом, Департаментом управления имуществом г.о.Самара и Министерством имущественных отношений по Самарской области принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и в предоставлении земельного участка в собственность в пределах полномочий, установленных нормативным документом.
Между тем, суд полагает, что Департаментом управления имуществом г.о.Самара и, как следствие, Министерством имущественных отношений Самарской области принято решение без учета обстоятельств дела и в нарушение действующих норм законодательства.
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.9).
В силу п.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из статьи 28 ЗК РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как указано выше Васильева А.И. приобрела право собственности на объект недвижимого имущества нежилое здание - гараж площадью *** кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: адрес, границы которого утверждены постановлением Главы г.Самара от дата №... по договору купли-продажи от дата, заключенному с КСЕ, указанное право собственности на объект недвижимости зарегистрировано.
В отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории Департамент управления имуществом г.о.Самара указывает на то, что в связи с утверждением проекта границ земельного участка общей площадью *** кв.м., расположенного по указанному адресу, постановлением Главы г.Самара от дата №..., утверждение схемы расположения испрашиваемого Васильевой А.И. земельного участка, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории невозможно.
Согласно ст.552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии со ст.35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник…. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд полагает, что в соответствии с вышеназванными нормами закона и с учетом обстоятельств дела, решение Департамента управления имуществом г.о.Самара об отказе в утверждении схемы испрашиваемого Васильевой А.И. земельного участка является незаконным и, как следствие является незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка Васильевой А.И. При этом, нарушается исключительное право заявителя на приобретение и оформление земельного участка в собственность.
В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории Департамента управления имуществом г.о.Самара следует, что иных оснований к отказу утверждения названной схемы не имеется. Вследствие чего, суд полагает, что требование заявителя об обязании Департамента управления имуществом г.о.Самара утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка заявлено обоснованно. А также для восстановления нарушенного права заявителя на Министерство имущественных отношений Самарской области возлагается обязанность по принятию к рассмотрению заявления Васильевой А.И. с даты обращения в министерство, в противном случае, министерством заявление Васильевой А.И. будет рассматриваться как вновь поступившее в соответствии с требованиями установленного Порядка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Васильева А.И. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента управления имуществом г.о.Самара №... от дата об отказе Васильева А.И. в утверждении схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений адрес №... от дата об отказе Васильева А.И. в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес.
Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара утвердить схему расположения испрашиваемого Васильева А.И. земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять и возобновить рассмотрение заявления Васильева А.И. от дата о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью *** кв.м., расположенного по адресу адрес
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19.12.2012г.
Судья Доценко И.Н.