Судья Хаванова Т.Ю. Дело № 33а-19613/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Цыцаркиной С.И.,
судей Вердияна Г.В., Белой С.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Сорокиным Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июня 2021 года апелляционную жалобу фио на решение Шатурского городского суда Московской области от 8 апреля 2021 года по административному делу по административному иску фио к Межрайонной ИФНС России №4 по Московской области о признании незаконным бездействия налогового органа,
заслушав доклад судьи фио,
у с т а н о в и л а:
фио (далее также административный истец) обратилась в суд с требованиями и, с учетом уточнения, просила о признании незаконным действие (бездействие) ответчика в части отказа пересчитать излишне уплаченные земельный налог за налоговый период 2012 год и 2013 год, обязании сделать перерасчет в указанном истцом порядке и возвратить излишне взысканные суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> годы.
В обоснование требований административный истец указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 258 000 кв. м., расположенного по адресу: Московская обл., Шатурский р-н, г.п. Мишеронский, с. Власово, в 300 метрах западнее д. № 20 в с. Власово, принадлежащего ей на основании договора дарения от 31 мая 2010 года.
В соответствии с решением ФГБУ «ФКП Росреестра» № МО-12/РКФ-395348 от 23 ноября 2012 года об исправлении технической ошибки в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в части сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которая установлена в размере 619 868 220 рублей.
В 2013 году Межрайонной ИФНС России №4 по Московской области были направлено налоговое уведомление № 181432 за налоговый период 2012 год, в 2014 году – налоговое уведомление № 768406 за налоговый период 2013 год, где для исчисления налога использовалась кадастровая стоимость земельного участка в указанном выше размере.
Решением Московского областного суда от 6 июля 2017 года действия кадастровой палаты по определению и внесению в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 619 868 220 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 402,59 рубля признаны незаконными.
20 февраля 2018 года фио обратилась в налоговый орган с заявлением о перерасчете земельного налога по указанному земельному участку за 2012 и 2013 налоговые периоды и возврате излишне уплаченного налога.
Отказывая в перерасчете, налоговый орган указал, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года не корректировалась, в связи с чем оснований для перерасчета земельного налога за периоды 2012-2013 годы, а также возврата уплаченных денежных средств нет.
Решением Московского областного суда от 2 июля 2020 удовлетворены требования фио об исключении из государственного кадастра недвижимости ошибочно внесенных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 15 сентября 2020 года внесло в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:25:0040101:2 в период с 17 января 2011 года по 31 декабря 2013 года в размере 9 238 980 рублей.
30 сентября 2020 года административный истец снова обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о перерасчёте и возврате земельного налога по спорному земельному участку за 2012 и 2013 налоговые периоды, в чем было отказано.
Считает, что бездействие административного ответчика препятствует восстановлению нарушенного права налогоплательщика на возврат излишне взысканного земельного налога за 2012 и 2013 налоговые периоды.
Использованная в целях налогообложения налоговая база была заведомо некорректной, о чем Инспекция не могла не знать. Такая налоговая база не является надлежащей стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
Пересмотр кадастровой стоимости объекта в связи с выявлением ошибок при ее определении направлен не на установление новых условий налогообложения, а на исправление соответствующих искажений.
Также необоснованной административный истец полагает ссылку налогового органа на положения п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которого перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков – физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, поскольку указанная норма не распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до вступления ее в законную силу. Право налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги было нарушено до даты вступления указанного пункта в законную силу. При этом правоотношения между налогоплательщиком и Инспекцией возникли с ноября 2013 года с момента получения налогового уведомления №181432, в котором для исчисления налога использовалась недостоверная кадастровая стоимость.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 8 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска фио отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец фио подала апелляционную жалобу, в которой просил его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)_гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога в соответствии со ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ, кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
Как установлено судом, фио с 21 июня 2010 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 258 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> 300 метрах западнее <данные изъяты> села Власово.
При исчислении земельного налога по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> Межрайонная ИФНС России № 4 по Московской области за налоговые периоды 2012 и 2013 годы в качестве налоговой базы по состоянию на 1 января 2012 года и на 1 января 2013 года применяла кадастровую стоимость в размере 619 868 220,00 рублей (налоговые уведомления №№ 181432, 768406 (л.д. 23, 52).
Решением Московского областного суда от 6 июля 2017 года по административному иску ИП Мачульской И.В. действия Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости в размере 619 868 220 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 402,59 рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:25:0040101:2 признаны незаконными (л. д. 32-36).
Решением Московского областного суда от 2 июля 2020 года по административному исковому заявлению фио на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области возложена обязанность исключить из государственного кадастра недвижимости ошибочно определенные и внесенные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 619 868 220 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 2 402,59 рублей/кв.м. с момента их внесения 17 января 2011 года в период их действия (л. д. 37-40).
15 сентября 2020 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области внесены в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в период с 17 января 2011 года по 31 декабря 2013 в размере 9 238 980 рублей (л. д. 12).
Статьёй 397 НК РФ установлено, что налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).
В соответствии с п. 1.1. ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 334-ФЗ), подлежащего применению с 1 января 2019 года), в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
До принятия Федерального закона № 334-ФЗ действовали положения абз. 5 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.
Вместе с тем, указанные нормы, предусматривающие необходимость перерасчета налога на землю, исчисленного на основании налоговой базы – кадастровой стоимости земельного участка, определенной ошибочно, после исправления соответствующей ошибки, подлежат применению в совокупности с положениями общих норм Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок производства перерасчета налогов.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1 следующего содержания:
«Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом».
Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Разрешая возникший спор и отказывая в требованиях, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что налоговым органом осуществлен перерасчет земельного налога за налоговый период 2012-2013 годы исходя из актуальной на тот момент кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка. Налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Вместе с тем, перерасчет налога далее, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, законом не допускается, поскольку основания для перерасчета налога возникли после 1 января 2019 года, а именно 15 сентября 2020 года, когда в сведения ЕГРН внесены изменения в части кадастровой стоимости земельного участка с датой начала ее применения 17 января 2011 года.
Совокупность изложенного даёт судебной коллегии основание считать, что судом первой инстанции правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства. К возникшим правоотношениям применены соответствующие нормы материального права. Существенных нарушений норм процессуального права при рассмотрении и разрешении дела также не установлено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного истца, выраженную в административном исковом заявлении, они сводятся к несогласию административного истца с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального права, содержат изложение обстоятельств дела и позицию административных истцов относительно возникшего спора и субъективное мнение о правильности разрешения спора.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Шатурского городского суда Московской области от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу фио - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи