Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5843/2017 ~ М-2738/2017 от 20.03.2017

Дело № 2-5843\2017

Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2017 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Васильковой О.М.,

при секретаре Завьяловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чуркиной Т. И., Ланько Л. Н., Кистол А. В., Лебедевой И. П., Сапегиной Е. В., Михайлова М. В., Шевчука М. А., Блиновой А. Н., Никитенко Л. З., Соловьевой Н. А., Карлина К. В., Ефимчук Н. Ф., Зыряновой Н. А., Сичкар С. А., Мусихиной Л. Н., Бураковой О. А., Чумаковой Т. А., Лекомцева Д. О., Груздева А. П., Плюхиной О. Е., Чвановой Т. В., Бородий М. В., Вохмянина Н. А., Сухарева В. В. к Региональному фонду капитального ремонта в многоквартирных домах Свердловской области и Администрации г.Екатеринбурга о понуждении исключить многоквартирный дом из перечня домов, подлежащих капитальному ремонту, признании незаконным взимание платы за капитальный ремонт, понуждении возобновить выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к Региональному фонду капитального ремонта в многоквартирных домах Свердловской области и Администрации г.Екатеринбурга о понуждении исключить многоквартирный дом <адрес> из перечня домов, подлежащих капитальному ремонту в плановый период 2015-2017 годы в соответствии с Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, признании незаконным взимание платы за капитальный ремонт, понуждении возобновить выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

В обоснование заявленного иска указано, что в соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, правообладателями помещений в котором являются истцы, собственниками осуществляется непосредственное управление домом. С момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию и до настоящего времени собственники добросовестно исполняли свои обязанности по содержанию дома и проведению в нем капитального ремонта за счет собственных денежных средств. В то же время, с 2016 года в адрес собственников стали поступать платежные документы о наличии задолженности по плате за капитальный ремонт, что является незаконным. Более того, дом в ремонте не нуждается, все необходимые работы осуществляют собственники самостоятельно, при этом пользуясь денежными средствами вносимыми на счет, открытым одним из собственников. Незаконные действия по начислению платы за капитальный ремонт также послужили основанием для приостановления выплат компенсаций, в то время как задолженность по оплате за коммунальные услуги и капитальный ремонт вопреки доводам Администрации г.Екатеринбурга отсутствует.

В судебном заседании истцы Чуркина Т.И., Ланько Л.Н., Чванова Т.В. на иске настаивали, указав, что дом <адрес> многоквартирным не является, а изначально был построен за счет средств и собственными силами собственников, соответственно он является индивидуальным жилым домом. Кроме этого, на имя Чуркиной Т.И. открыт счет, на который поступают денежные средства для проведения ремонта, в том числе и капитальных работ в размере, определенном собственниками.

В судебном заседании представитель Администрации г.Екатеринбурга просила в удовлетворении иска отказать, так как обязанность соблюдения требований жилищного законодательства об определении порядка и способа формирования фонда капитального ремонта возложена на собственников помещений многоквартирных домов, к которым отнесен и заявленный дом.

В судебное заседание не явились иные лица, участвующие в деле – истцы, представители Управления жилищного и коммунального хозяйства, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, МКУ «Центр муниципальных услуг», Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, Регионального фонду капитального ремонта в многоквартирных домах Свердловской области о рассмотрении дела извещены.

От Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступил отзыв об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, так как обязанность во оплате за капитальный ремонт прямо предусмотрена законом, однако способы формирования фонда капитального ремонта, формы реализации данной обязанности по общим правилам зависят от волеусмотрения собственников, в данном же случае такое право истцами не реализовано.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 3 ст. 30, п. 5 части 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12.04.2016 № 10-ПР применительно к помещениям (в том числе жилым) в многоквартирном доме как объектам права собственности, обладающим значительной спецификой, следует принимать во внимание неразрывную физическую связь помещения как части объема здания, ограниченной строительными конструкциями, и конструктивных элементов здания как объемной строительной системы, включающей в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенной, если речь идет о жилом здании, для проживания и (или) деятельности людей (пункты 6 и 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Этим во многом предопределяется их общая правовая судьба: поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в многоквартирном доме обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения (статья 290 ГК Российской Федерации и статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Соответственно, исходя из того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов), включая расходы на капитальный ремонт, для каждого из собственников помещений в этом доме - не просто неотъемлемая часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.

Судом установлено, что дом <адрес> является многоквартирным, что также следует из справки БТИ г.Екатеринбурга, согласно которой по указанному адресу находится многоквартирный жилой дом <данные изъяты> года постройки, степень физического износа по данным последнего обследования на 23.08.2000 составляет 28 %.

Более того, сами истцы подтверждают, что дом является многоквартирным, что также следует из искового заявления.

Данный многоквартирный дом включен в Региональную программу на 2017 год.

Протоколом от 05 апреля 2015 года общего собрания собственников помещений многоквартирного дома выбран способ управления в виде непосредственного управления собственниками помещений.

Истцы не согласны с включением многоквартирного дома в Региональную программу, поскольку самостоятельно и за счет собственных средств осуществляют необходимые ремонтные работы. Так, на имя Чуркиной Т.И. открыт счет в Банке, где аккумулируются денежные средства собственников для капитального ремонта.

В то же время истцами не учтена обязанность субъектов гражданского оборота соблюдать императивные требования действующего законодательства независимо от субъективных намерений и несогласия с данными требованиями.

Так, в силу ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии такого земельного участка.

Согласно ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Таким образом, собственники применительно к заявленным спорным правоотношениям обязаны открыть специальный счет, счет же, открытый на имя частного лица не может рассматриваться в качестве исполнения требований закона.

Согласно ч. 4 ст. 170 Кодекса в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

В соответствии со ст. 175 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 настоящего Кодекса.

Владельцем специального счета может быть: 1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса; 2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; 3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.

Суду представлен протокол общего собрания собственников 24-хквартирного дома <адрес> от 17 апреля 2016 года, которым собственники определили необходимость проведения капитального ремонта и перечень необходимых работ на 2016-2017 годы. Иные вопросы, в том числе в рамках исполнения вышеприведенных норм закона, собственниками не обсуждались, в том числе размер ежемесячного взноса не устанавливался, уполномоченное лицо по открытию специального счета не определялось.

Согласно ч. 7 ст. 170 Кодекса в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (ч. 1 ст. 168 Кодекса).

В силу ст. 14 Закона Свердловской области от 17.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП.

Как указала в отзыве Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области дом <адрес> включен на проведение капитального ремонта на 2017 год.

Согласно Региональной программе Свердловской области подлежат капитальному ремонту все многоквартирные дома, за исключением: 1) многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 процентов; 3) многоквартирных домов, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Свердловской области; 4) многоквартирных домов, в которых имеется менее чем три квартиры; 5) многоквартирных домов, в отношении которых на дату утверждения или актуализации Программы в порядке, установленном Законом, приняты решения о сносе или реконструкции.

В данный перечень заявленный многоквартирный дом не входит, доказательства наличия признаков, при которых дом не подлежит капитальному ремонту, у суда отсутствуют.

Решение собственников о переносе сроков проведения капитального ремонта принято не было, порядок формирования фонда капитального ремонта также не определен.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для исключения вышеназванного многоквартирного дома из перечня домов согласно Региональной программе и признании начислений незаконными, поскольку собственники в установленном законом порядке не определили порядок формирования фонда капитального ремонта, когда как обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт возложена на истцов в силу закона.

В соответствии с подп. 3 п. 14 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 689-ПП основанием для отказа в назначении компенсации расходов является наличие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме при отсутствии и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Истцами не оспаривается тот факт, что по взносам на капитальный ремонт имеется задолженность, так как истцы отказываются вносить данные платежи, в связи с чем уполномоченным лицом правомерно приостановлено предоставление компенсаций по оплате коммунальных услуг.

Иные требования перед судом не заявлены. Более того, суд не вправе давать правовую оценку размеру начисленных платежей за капитальный ремонт, поскольку такие требования суду не предъявлены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.М.Василькова

копия верна

судья:

секретарь:

2-5843/2017 ~ М-2738/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сухарев В.В.
Вохмянин Н.А.
Ланько Л.Н.
Сичкар С.А.
Кистол А.В.
Шевчук М.А.
Чванова Т.В.
Никитенко Л.З.
Чуркина Т.И.
Соловьева Н.А.
Плюхина О.Е.
Зырянова Н.А.
Лебедева И.П.
Сапегина Е.В.
Ефимчук Н.Ф.
Чумакова Т.А.
Блинова А.Н.
Бородий М.В.
Груздев А.П.
Лекомцев Д.О.
Карлин К.В.
Мусихина Л.Н.
Михайлов М.В.
Буракова О.А.
Ответчики
Региональный фонд капитального ремонта в многоквартных домах Свердловской области
Администрация г. Екатеринбурга
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Василькова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
20.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2017Передача материалов судье
20.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2017Судебное заседание
13.07.2017Судебное заседание
21.08.2017Судебное заседание
18.09.2017Судебное заседание
18.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее