РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2017 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Озолиной А.А.,
с участием истца Волкова А.Л.,
представителя истца Глебовой Н.А.,
представителя ответчика Лежоева Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волкова Андрея Леонидовича к ФИО1 о понуждении к заключению договора аренды земельного участка,
установил:
иск предъявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано в предоставлении истцу в аренду земельного участка общей площадью <данные изъяты> расположенного в кадастровом квартале № на землях сельскохозяйственного назначения в урочище <адрес> на берегу озера <данные изъяты>, для индивидуального дачного строительства. Истец с указанным отказом не согласен, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке фактически было принято ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом выбора и обследования земельного участка под строительство, в связи с чем истец полагает, что земельный участок может быть ему предоставлен в аренду без проведения торгов.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5.
В судебном заседании истец Волков А.Л. и его представитель Глебова Н.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ФИО1 Лежоев Н.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал.
Третьи лица - ФИО2, ФИО3, ФИО5 представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель третьего лица - ФИО4 ФИО6, извещенная надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ФИО4, исковые требования полагала не подлежащими удовлетворению ввиду отсутствия правовых оснований для предоставления истцу спорного земельного участка.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.28 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент осуществления процедуры выбора земельного участка по заявлению Волкова А.Л.) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до ДД.ММ.ГГГГ был определен положениями ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществлялось в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно п.8 ст.31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествует процедура установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Данная процедура проводится в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет.
Решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, принимается на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок (п. 2 ст. 32 ЗК РФ, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по заявлению Волкова А.Л. о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального дачного дома ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была проведена процедура выбора земельного участка и составлен акт о выборе и обследовании земельного участка под строительство по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый квартал №. Распоряжением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены акт о выборе и обследовании земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена схема расположения вновь образованного земельного участка в кадастровом квартале №, общей площадью <данные изъяты> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование - для дачного строительства. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № Решением ФИО1, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ с исх. №, истцу отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, с указанием на то, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы государственной власти <адрес>.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до ДД.ММ.ГГГГ
Процедура предоставления земельного участка по заявлению Волкова А.Л. обоснованно осуществлялась в соответствии с положениями п.5 ст.30 ЗК РФ и ст.31 ЗК РФ, утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, распоряжение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № содержит решение об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка, однако не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта.
Поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта - индивидуального дачного строительства на земельном участке согласно акту о выборе и обследовании земельного участка принято не было, то правовых оснований для продолжения процедуры предоставления земельного участка Волкову А.Л. в порядке, предусмотренном положениями ст.ст.30-32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), не имеется.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Необходимо также учитывать, что согласно ст.1 Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> и органами государственной власти <адрес>» (далее также - Закон №1980-ЗРК), вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст.3 Закона №1980-ЗРК полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. №446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Согласно ст.5 Закона №1980-ЗРК в случае, если до дня вступления в силу настоящего Закона органом местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который расположен в границах этого городского округа, поселения, муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении такого земельного участка, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления городского округа, поселения, муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение.
Учитывая, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта - индивидуального дачного строительства на земельном участке согласно акту о выборе и обследовании земельного участка не принималось, орган местного самоуправления, в данном случае ФИО1, не является органом, уполномоченным на предоставление земельного участка и, следовательно, не является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
При таких обстоятельствах суд полагает об отсутствии правовых оснований для понуждения ФИО1 к заключению договора аренды испрашиваемого земельного участка, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Волкова Андрея Леонидовича оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.В.Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФсоставлено ДД.ММ.ГГГГ