Дело 2-414\14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи: Тарасова А.Н.,
при секретаре: --3,
с участием:
истицы- --1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1
к
администрации -- и администрации Новокиевского сельсовета --
о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и возложение обязанности включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество,
УСТАНОВИЛ:
--1обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования --, администрации Новокиевского сельсовета -- и просит;
-1) признать пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для предоставления финансовой помощи по частичной утрате имущества;
-2) возложить обязанность на администрацию -- включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал, --, для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и абз.7 ч.1 ст.18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеет право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации.
В августе-сентябре 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера - обильного выпадения осадков, на территории Новокиевского сельсовета --, дом, расположенный по адресу: с. --, был повреждён.
Данное жилое помещение принадлежит истице на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
С 1988 года истица проживает в данном жилом мощении, в том числе проживала на момент чрезвычайной ситуации в августе 2013 года, что подтверждается копией паспорта.
В результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было повреждено: подмыт грунт с восточной и южной стороны дома, угол и фундамент дома просели, образовались трещины на стыке стен, сторона промерзает, с северной стороны в подполье обвал грунта. Данное обстоятельство подтверждается актом обследования жилого помещения, составленного межведомственной комиссией --.
Принимая во внимание факт проживания в указанном доме на момент чрезвычайной ситуации, факт порчи принадлежащего истцам имущества, они обратились в администрацию Новокиевского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения за счет средств федерального бюджета финансовой помощи при частичной утрате имущества. Администрация Новокиевского сельсовета признала их пострадавшими и включила в список -- порядковый номер 53.
Однако, Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты --, данный список не утвердило и не согласовало, рекомендовав провести повторную проверку.
При повторном обследовании жилого помещения, межведомственная комиссия не установила факта частичной утраты имущества, о чём составила соответствующий акт.
Поскольку, подтопление жилого дома в ходе чрезвычайной ситуации привело к повреждению его конструктивных элементов, полагает, что она имеет право на финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества.
Ответчик - администрация -- возражений в отношении исковых требований не имела, полагал постановить решения на усмотрения суда.
Ответчик - администрация Новокиевского сельсовета -- Амурской области вотношении исковых требований истцов возражал, указав, что истцы были включены в списки граждан пострадавших в результате ЧС, имеющих право на компенсацию за частично утраченное имущество, списки возвращены на повторное обследование домовладений, в настоящее время списки граждан пострадавших уже формируются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство -- в письменном отзыве полагал об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истцов.
Письменные отзывы ответчиков приобщены к материалам гражданского дела.
С учетом наличия письменных заявлений, на основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие стороны ответчиков, и представителя третьего лица-министерства финансов --.
В судебном заседании истица --1– подтвердила обстоятельства указанные в исковом заявлении, он настаивали на удовлетворение исковых требований с учетом их конкретизации, пояснив суду, что после проведения в феврале 2014 года повторного обследования домовладения по адресу -- были установлены обстоятельства, повреждений конструктивных особенностей её домовладения, в виде подмыва фундамента, проседание дома, наличие трещин в стенах Ей было отказано о включение их в списки граждан для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество, в виде поврежденного дома, глава района предложил обратится в суд.
Выслушав объяснение истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 г. № 123-р в целях защиты населения и территорий 22 июля 2013 г. в Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 г. № 214 установлен Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Для реализации пункта 6 названного Указа Президента РФ Правительством Амурской области принято постановление от 13 сентября 2013 г. № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», которым утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 г., помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрено Правительству Российской Федерации до 10 сентября 2013 г. принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 г. № 40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что соответствующая единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом доме или на придомовом участке; а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов собственниками жилого помещения, расположенного по адресу; -- «а» являются бывшие супруги --4 и --1, состоящих в браке с ноября 1976 года, в 1997 года брак расторгнут.
Домовладение на основании договора передачи в собственности передано супругу --4 -- года. Договор о передачи в собственность зарегистрирован -- в отделе собственности администрации --. Истица с 1988 года постоянно проживает, владеет и пользуется указанным жилым помещением, и в силу ст. 34 СК РФ является субъектом совместной собственности.
Согласно вышеназванным Методическим рекомендациям по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории -- (п. 3.3), с целью установления ущерба, созданная местной администрацией комиссия в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
В материалах дела имеется акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, составленный --, в котором зафиксированы обстоятельства о том, что в результате ЧС - наводнения, обильное выпадение осадков произошедших со 2.08. 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, в жилом доме по адресу; -- «а» установлен уровень воды в подполье составил 50 см, размыт грунт завалинок, повреждено подполье.
Вместе с тем, суду представлен новый акт обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составленный уполномоченной комиссией от -- г., и утвержденный главой --, исходя из которого комиссия установила обстоятельства подмыва грунта и фундамента дома, проседание угла дома, наличие трещин в стенах дома, обвал подполья.
Указанные повреждения согласно заключению комиссии возникли в результате ЧС в 2013 года на территории --.
Комиссия установила для пострадавшей право на соответствующую финансовую помощь, за частично утраченное имущество. Указанный акт стороны не оспаривают.
При этом суд не усматривает взаимоисключающих противоречий между составленными актами обследования от -- и актом обследования от 12.02. 2014 года, поскольку первый акт, хотя и не содержит ссылок на конкретные повреждения жилого помещения истицы, тем не менее, подтверждает факт подтопления её жилого дома, а в составленном позднее акте от -- фиксируется уже фактические обстоятельств повреждения жилого дома вызванного таким подтоплением.
Вместе с тем судом установлено, что истица --1 ранее уже числилась в списках граждан пострадавших в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания им финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Однако согласно Протоколу -- от -- заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности рекомендовано, с целью материальной и финансовой помощи, предложено проведение повторных адресных проверок с составлением повторных актов обследования жилых домов.
Обстоятельства проведение повторной комиссионной проверки от 12.02. 2014 года жилого дома истца свидетельствуют о частичной им утрате имущества.
При таких обстоятельствах, и с учетом наличия в деле не оспариваемых доказательств, достоверно устанавливающих факт частичной утраты --1 принадлежащего ей имущества в виде установленного комиссией фактического повреждения в результате ЧС конструктивных элементов принадлежащего домовладения, что позволило суду установить обстоятельства наличия у истцы --1 права быть включенной в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств.
Доводы, изложенные в письменном отзыве представителя третьего лица- Министерства --, об отсутствие у истцов права на получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств в связи с тем, что истцами не представлены доказательства наличии е повреждений конструктивных элементов жилого помещения, при этом по мнению представителя министерства финансов --, акты обследования утраченного имущества от -- года, 07.02. 2014 года следует признать ненадлежащим доказательством, по причине отсутствия причинно следственной связи между ЧС и наступившими последствиями, суд признает безосновательными по следующим основаниям.
Так, Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях, установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации в своем Указе от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», определяет их в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения и области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а обстоятельства введения на территории Амурской области ЧС в целях защиты населения и территорий определены распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 г. № 123-р.
Судом установлены фактические обстоятельства отсутствий взаимоисключающих противоречий между составленными актом обследования от 02 декабря 2013 г. и актом обследований от 12.02, 2014 года.
Так первичный акт, подтверждает фактические обстоятельства подтопления жилого дома истцов, а в составленных позднее вторичным актом от 12.02, 2014 года, фиксируется уже фактические обстоятельства частичной утраты имущества истицы, вызванной таким подтоплением. Вместе с тем судом установлено, что истица уже ранее числились в списках граждан пострадавших в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета Мазановского района Амурской области, для оказания им финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Повторный акт от -- года, обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составлены членами уполномоченной на это комиссией, согласованы с руководителем гражданской обороны на территории --, и утвержден главой --. Данный акт, как доказательство, суд признает достоверным допустимым и достаточным доказательством подтверждающим о наличии конструктивного повреждения фундамента жилого помещения истицы, и о наличии у её права на компенсацию за частично утраченное имущество.
С учетом установленных обстоятельств, и в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению постановленное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Суд разъяснил сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и учитывая, что истицей в соответствии правил ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, были суду представлены достоверные, допустимые и достаточные доказательств подтверждающие о наличие у --2 права на компенсацию за частично утраченное имущество, находящегося по адресу; -- в результате ЧС, в период июля- августа 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ суд,
Решил:
Исковые требования --1 удовлетворить.
Признать --1 пострадавшей в период чрезвычайной ситуации 2013 года на территории --, и обязать администрацию --, включить --2 в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета -- имеющих право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество,
Постановленное решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Мазановского районного суда --.
Судья А.Н. Тарасов.