РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2018 года г. Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Булаткиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1841/18 по административному иску Дзюба Т.Я. к Межрайонной инспекции ФНС России №18 по Самарской области о признании задолженности безнадежной и ее списании,
Установил:
Дзюба Т.Я. обратилась в Ленинский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары, ИФНС России по Ленинскому району г.Самары, ОСП Ленинского района г.Самара о прекращении всех исполнительных производств, признании решений незаконными и списании задолженности по недоимкам по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, в котором просила прекратить все исполнительные производства в ОСП Ленинского района г.Самара, возбуждённые по недоимкам по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, соответствующим пеням и штрафам, в отношении Дзюба Т.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно: ИП №-ИП от 23.03.2015 года и ИП № от 14.01.2016 года; отменить имеющиеся постановления Пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самара от 28.07.2014 года и от 12.11.2015 года о начислении недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, соответствующим пеням и штрафам в отношении Дзюба Т.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; отменить (списать) пени и штрафы, возникшие вследствие неуплаты или несвоевременной уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчётные периоды истёкшие до 01.01.2017 года.
Определением от 14.05.2018 года в принятии административного искового заявления Дзюба Т.Я. к Управлению пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары, ИФНС России по Ленинскому району г.Самары, ОСП Ленинского района г.Самара в части требований о прекращении всех исполнительных производств, возбужденных по недоимкам по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, соответствующим пени и штрафам в отношении Дзюбы Т.Я. было отказано, остальные требования приняты к производству суда.
Определением от 06.06.2018 года по ходатайству представителя административного истца ненадлежащий ответчик УПФР в Ленинском и Самарском районах г.Самары был заменен на надлежащего ответчика – начальника управления пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары Горбенко З.И., ненадлежащий ответчик ИФНС России по Ленинскому району г.Самара был заменен на надлежащего ответчика – и.о. начальника ИФНС России по Ленинскому району г.Самара Челпанову Е.В.
21.06.2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена МИФНС России №18 по Самарской области.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Иванченко Р.А. исковые требования уточнил, просил признать безнадежной и подлежащей списанию всю задолженность (включая пени и штрафы) Дзюба Т.Я., образовавшуюся и истекшую в период до 01.01.2017 года, обязать списать указанную задолженность МИФНС России №18 по Самарской области. В обоснование требований пояснил, что ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 года №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя. К таковым относится истица, однако несмотря на принятие указанного закона, с нее продолжают взыскивать задолженность, возникшую ранее 01.01.2017 года, что является незаконным и нарушающим права истицы.
Представитель административного ответчика МИНФС России №18 по Самарской области по доверенности Иванян Б.А. полагал, что требования истицы следует оставить без рассмотрения в связи с тем, что в настоящий момент в налоговом органе производится технический процесс переоснащения программного обеспечения, который позволит самостоятельно, без участия налогоплательщика списать признанными безнадежными ко взысканию недоимки по страховым взносам во внесудебном порядке.
Представитель ГУ Управление Пенсионного фонда в Ленинском и Самарском районах г.Самары по доверенности Растопшина Т.Д. поддержала доводы отзыва.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причины неявки не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
Учитывая требования ст.150 КАС РФ, положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
В силу ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Материалами дело подтверждено, что Дзюба Т.Я. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с 04.02.2013 года по 09.03.2016 года.
Постановлениями ГУ Управление Пенсионного фонда в Ленинском и Самарском районах г.Самары с Дзюба Т.Я. были взысканы недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также на обязательное медицинское страхование и пени по ним за 2013-2014 годы.
Судом установлено, что указанная задолженность и начисленные на нее пени Дзюба Т.Я. до настоящего времени не погашены и имели место по состоянию на 1 января 2017 года.
25.04.2018 года Дзюба Т.Я. обращалась в ИФНС по Ленинскому району г.Самары с заявлением о списании задолженности по недоимке и пени, однако в своем ответе от 11.05.2018 года на обращение истицы налоговый орган сослался на отсутствие порядка списания задолженности в соответствии со ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ.
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в п.1 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (п.2 ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 года №436-ФЗ).
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в п.1 ст.11 названного Федерального закона, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию (п.3 ст.11 Федерального закона от 28.12.2017 года №436-ФЗ).
В силу указанного выше закона задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя по состоянию на 01.01.20175 года признаются безнадёжными ко взысканию и подлежат списанию.
Как следует из материалов дела 09.06.2018 года ИНФС России по Ленинскому району г.Самары была реорганизована в форме слияния с МИНФС России №18 по Самарской области.
Поскольку в связи с изменением законодательства, улучшающего положения налогоплательщика, в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, и начисленных не нее пени, требования Дзюба Т.Я. об обязании налогового органа списать задолженность по страховым взносам и пеням, образовавшуюся у неё по состоянию на 1 января 2017 года, как безнадёжную ко взысканию, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Доводы об отсутствии в настоящее время у налогового органа технической возможности для списания безнадежной ко взысканию задолженности во внесудебном порядке, что, по мнению представителя МИФНС, является основанием для оставления административного иска без рассмотрения, судом отклоняются, поскольку не основаны на законе, при этом суд учитывает, что в силу ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск Дзюба Т.Я. удовлетворить.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России №18 по Самарской области списать задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и пеням, начисленным на указанную недоимку, образовавшимся у Дзюба Т.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., как безнадёжную ко взысканию.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.07.2018 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь