Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1656/2021 от 11.06.2021

Судья Второва Н.Н. УИД 57RS0022-01-2020-000387-97

№ 2-685/2020

№ 33-1656/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Старцевой С.А.,

судей Коротченковой И.И., Феклиной С.Г.

при секретаре Фоминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», обществу с ограниченной ответственностью «Экоград» о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» на решение Заводского районного суда г. Орла от 23 декабря 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения, лиц участвующих в деле, судебная коллегия,

установила:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «УК «Зеленая роща») о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора Орловской области Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области) с ООО «УК «Зеленая Роща» заключено соглашение от 24 августа 2018г. и с 1 января 2019 г. присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) сроком на 10 лет.

Региональный оператор осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156.

Указал, что на территории Орловской области в настоящее время действует Территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, утвержденная Приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 443.

Схема потоков, как элемент Территориальной схемы, предусматривает деление территории Орловской области и потоков отходов на три зоны деятельности регионального оператора: Мценскую, Ливенскую и Орловскую.

В Орловскую зону входят, в том числе, Заводской район г. Орла и прилегающий к нему Орловский район, Знаменский, Урицкий, Хотынецкий, Шаблыкинский районы Орловской области, с территории которых ТКО поступают на мусоросортировочную станцию общества с ограниченной ответственностью «Экоград» (далее ООО «Экоград»).

Территориальной схемой предусмотрено поступление на сортировку в ООО «Экоград» на мусоросортировочную станцию ТКО в размере 19,41 тыс. тонн за 2019 г. После сортировки, ТКО подлежат направлению на полигон захоронения ТКО ООО «Экостройсервис» для размещения.

По результатам электронных аукционов региональным оператором ООО «УК «Зеленая Роща» с ООО «Экоград» заключены государственные контракты на оказание услуг по транспортированию отходов на 2019 год.

Помимо контрактов на оказание услуг по транспортировке отходов ООО «УК «Зеленая Роща» с ООО «Экоград» заключен договор от 1 января 2019 г. , предметом которого является оказание ООО «Экоград» услуг по обработке отходов 4-5 класса опасности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, согласно условиям данного договора на ООО «Экоград» не возложены обязанности по транспортировке отходов, образованных после сортировки, на объекты временного хранения и размещения.

В силу пунктов 1.6, 1.7 договора от 1 января 2019 г. ООО «Экоград» получает право собственности на вторсырье, образуемое в процессе сортировки, при этом право собственности на остатки от сортировки отходов к ООО «Экоград» как к исполнителю по договору не переходит.

В ходе проверки Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов природоохранных контролирующих органов 24 декабря 2019 г. проведено выездное обследование территории, расположенной в границах мусоросортировочной станции ООО «Экоград» по адресу: <адрес> выявлены нарушения законодательства, регламентирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, допущенные ООО «УК «Зеленая Роща».

По результатам осмотра установлено, что на территории предприятия складируются отходы после сортировки ТКО, о чем свидетельствует отсутствие в навалах бутылок ПЭТ, стекла, которые складируются отдельно. Навалы представляют собой смесь отходов полиэтилена, одежды и прочих текстильных изделий, обуви, органических остатков, древесных отходов, остатков упаковки от продуктов, отходов пластика, растительных отходов при уходе за древесно- кустарниковыми посадками.

При проведении измерений Управлением Росреестра по Орловской области, с помощью приборов спутникового позиционирования установлено, что навалы отходов после сортировки складированы на бетонной поверхности и почве на общей площади 13 370,8 кв.м.

Согласно официальной информации ООО «Экоград», представленной в Приокское межрегиональное Управление Росприроднадзора, по состоянию на 17 декабря 2019 г. в 2019 году на промышленную площадку ООО «Экоград» для сортировки поступили 14544,467 тонн твердых коммунальных отходов, масса отсортированной полезной фракции составила 1259,557 тонн, масса твердых коммунальных отходов после сортировки – 13284,91 тонн.

В мае 2019 года ООО «УК «Зеленая Роща» вывезено с промышленной площадки 986,7 тонн отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, в зернохранилище, расположенное в районе <адрес>.

По состоянию на 17 декабря 2019 г. за 2019 год на промышленной площадке накоплено 12 298,20 тонн отходов после сортировки ТКО. Работа мусоросортировочной станции в 2019 году не приостанавливалась.

Таким образом, ООО «УК «Зеленая Роща» не исполнила обязанность по транспортированию отходов, полученных после сортировки на промышленной площадке ООО «Экоград», и не подлежащих дальнейшей обработке, на площадку временного хранения и размещения отходов.

Ссылается на то, что бездействием ООО «УК «Зеленая Роща» по вывозу ТКО на объект размещения нарушаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые законом к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, предусмотренные статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», создаются условия для нарушения требований пунктов 3.2, 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.

По факту негативного влияния складирования отходов на промышленной площадке ООО «Экоград», расположенной по <адрес>, имеются многочисленные обращения, в том числе от граждан, проживающих в близлежащей к комплексу жилой застройке, которые поступают в Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру и контролирующие органы.

По указанным основаниям, уточнив заявленные требования, просил суд обязать ООО «УК «Зеленая роща» обеспечить вывоз отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения договорных обязательств по договору на оказание услуг по обработке отходов с ООО «УК «Зеленая роща» от 1 января 2019 г. , массой 12 298,20 тонн с территории промышленной площадки ООО «Экоград», расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , по адресу: <адрес>, на объект размещения отходов в соответствии Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Департамента строительства ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 г.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечен Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.

Представители ответчика ООО «УК «Зеленая роща» - Сидорова О.В. и Коробецкая И.М. возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика ООО «Экоград» по доверенности Черникова Е.И. поддержала заявленные исковые требования.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение, которым возложена обязанность на ООО «УК «Зеленая роща» обеспечить вывоз отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения договорных обязательств по договору на оказание услуг по обработке отходов с ООО «УК «Зеленая роща» от 1 января 2019 г. , массой 12 298,20 тонн с территории промышленной площадки ООО «Экоград», расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , по адресу: <адрес>, в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель ООО «УК «Зеленая роща» просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в иске.

Указывает, что истцом не предоставлено жалоб и обращений граждан по фактам нарушения прав и законных интересов вследствие накопления на территории мусоросортировочной станции ООО «Экоград» остатков сортировки отходов.

Приводит довод о том, что ООО «Экоград» пользуется земельными участками на праве аренды, собственником которых является Х, единственный участник данного общества, в связи с чем исковые требования направлены в защиту интересов конкретного лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Обращает внимание, что суд неверно определился с обстоятельствами по делу, поскольку на начало деятельности регионального оператора, действующей Территориальной схемой обращения с отходами не был организован замкнутый цикл обращения с отходами, в связи с чем региональный оператор не обладал возможностями обеспечить перемещение остатков отходов после сортировки на объект по <адрес>, поскольку на период действия территориальной схемы такой объект не существовал.

Также указывает, что судом неверно определен объем остатков сортировки отходов, подлежащих вывозу, поскольку данный объем не может быть определен расчетным способом, кроме того, подтверждением массы накопленных остатков сортировки отходов Акт комиссионного обследования территории от 24 декабря 2019 г. не является. При определении массы отходов, расчетным путем, не был учтен факт длительного их хранения, воздействия атмосферных осадков и иных физических процессов (горение, тление, намокание), влияющих на изменение массы веществ.

Считает, что судом не дана оценка пункту 1.7 договора от 1 января 2019 г., который не определяет право собственности сторон на отходы, в связи с чем региональный оператор не приобретает право собственности на отходы, обращение с которыми осуществляется в рамках его деятельности и не несет обязанности по освобождению земельного участка, принадлежащего ООО «Экоград».

Отмечает, что у регионального оператора в 2019 году отсутствовали полномочия на организацию транспортирования остатков после сортировки, в связи с отсутствием объекта временного накопления и определенного Территориальной схемой объекта захоронения для Орловской технологической зоны, а также отсутствовали денежные средства, учтенные при установлении единого предельного тарифа на услуги регионального оператора, более того, что в соответствии с законодательством в области ценообразования не предусмотрено финансовой возможности транспортирования или временного накопления остатков отходов после сортировки.

Возражал в отношении вывода суда о перемещения остатков после сортировки отходов на объект захоронения, определенный Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Орловской области, утвержденной приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области № 443 от 16 сентября 2019 г., поскольку согласно данной схеме в 2020 году, масса отходов, подлежащая захоронению и доставленная от объекта обработки ООО «Экоград» может составлять 9,49 тонн, в связи с чем указанный вывод суда является нарушением процессуального законодательства с точки зрения исполнимости постановленного решения.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на территории Орловской области организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, захоронения ТКО в 2019 году осуществлялась в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 12 октября 2016 г. № 313 (далее – приказ № 313) (в редакции приказа Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 17 сентября 2018 г. № 454/1 (далее – приказ № 454/1), которая действовала до 16 сентября 2019 г. (далее – территориальная схема).

Территориальной схемой были установлены потоки движения ТКО от мест накопления (образования), до мест обработки, далее от мест обработки до конечного пункта (размещения, захоронения, временного накопления). В соответствии с приложением В1 к территориальной схеме установлено движение отходов: район образования отходов – объект обработки ООО «Экоград» - площадка временного накопления; объект, на который должны быть транспортированы остатки от сортировки отходов («хвосты») от мусоросортировочного комплекса ООО «Экоград» - площадка временного накопления, расположенная по адресу: <адрес>.

По результатам конкурсного отбора регионального оператора Орловской области Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области с ООО «УК «Зеленая Роща» заключено соглашение от 24 августа 2018 г. и с 1 января 2019 г. присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет.

Региональный оператор осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156.

Между региональным оператором ООО «УК «Зеленая Роща» и ООО «Экоград» заключены договоры на 2019 г., на оказание услуг по транспортированию ТКО № ЭА-ТКО-2019-15 от 26 декабря 2019 г. (Заводской район г. Орла и прилегающий к нему Орловский район), № ЭА-ТКО-2019-11 от 17 декабря 2018 г. (Знаменский, Хотынецкий район), № ЭА-ТКО-2019-12 от 17 декабря 2018 г. (Сосковский, Шаблыкинский район), № ЭА-ТКО-2019-13 от 18 декабря 2018 г. (Урицкий район) от мест накопления отходов до объекта обработки ООО «Экоград».

1 января 2019 г. между ООО «УК «Зеленая Роща» и ООО «Экоград» заключен договор , по условиям которого ООО «Экоград» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обработке отходов 4-5 класса опасности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, а ООО «УК «Зеленая Роща» - по передаче отходов исполнителю и своевременной оплате услуг по обработке отходов. При этом, складирование отходов после переработки на основании указанного договора от 1 января 2019 г. осуществлялось на временных площадках ООО «Экоград» в <адрес>.

Пунктом 1.5 договора планируемый объем отходов, направляемых на объект обработки, определен согласно территориальной схеме по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области и составляет 611 720 м3.

Право собственности на образуемое в процессе сортировки вторичное сырье переходит к исполнителю в момент обработки отходов (пункт 1.6 договора), при этом пунктом 1.7 предусмотрено, что исполнитель не принимает право собственности на остатки от сортировки отходов, образуемые после их обработки.

Коммерческий учет отходов осуществляется исходя из масс отходов (тонны), определенной с использованием средств измерения (весового оборудования), в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил коммерческого учета ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 (пункт 2.1 договора).

В пункте 4.1 определен размер тарифа на обработку 1 м3 ТКО, который с 1 января по 30 июня 2019 г. составляет 67,55 руб., с 1 июля по 31 декабря 2019 г. - 69,04 руб.

Оплата оказанных услуг осуществляется региональным оператором исходя из фактического объема принятых исполнителем отходов, определенного в соответствии с разделом 2 договора (пункт 4.2 договора).

Земельные участки с кадастровыми номерами , , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации производственной базы, расположенные по адресу: <адрес>, площадью 8 808 кв.м. и 26 406 кв.м, соответственно, на которых производится исполнение договора от 1 января 2019 г., принадлежат на праве собственности Х

Данные земельные участки переданы Х в аренду ООО «Экоград» на основании договоров аренды от 12 августа 2019 г. и от 1 ноября 2018 г., также указанными договорами переданы во временное владение арендатору производственное помещение и корпус, склад.

Между ООО «Экоград» и ООО «УК «Зеленая роща» возникли разногласия в отношении вывоза и временного размещения твердых коммунальных отходов, что привело к негативной эпидемиологической обстановки на территории Орловской области, в частности в Урицком районе.

Указанный вопрос являлся предметом обсуждения на совещании межведомственной рабочей группы по обеспечению экологической безопасности 22 марта 2019 г., из которого следует, что на территории промышленной площадки ООО «Экоград» в пгт. Нарышкино скопилось большое количество остатков отходов после их сортировки, по итогам обсуждения, межведомственная рабочая рекомендовала Департаменту строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области принять меры по определению площадки для временного размещения твердых коммунальных отходов, а также решить вопрос вывоза скопившихся в Урицком районе у ООО «Экоград» остатков отходов.

Во исполнение данной рекомендации между ООО «УК «Зеленая роща» (региональный оператор) и ООО «Экоград» (исполнитель) было заключено дополнительное соглашение к договору О от 1 января 2019 г., которым в договор на оказание услуг по обработке отходов включен пункт 1.8 об осуществлении исполнителем перемещения остатков отходов после сортировки, принадлежащих региональному оператору, на объект временного накопления отходов (договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 5 апреля 2019 г.), расположенный по адресу: <адрес>, Подзаваловское сельское поселение, вблизи деревни <...>, куда в размере 986,710 тонн была перемещена часть остатков отходов, оставшихся на территории <адрес>, после сортировки.

По условиям дополнительного соглашения, объем перемещенных остатков должен фиксироваться актом с указанием тоножа.

В ходе проверки Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов природоохранных контролирующих органов 24 декабря 2019 г. проведено выездное обследование территории, расположенной в границах мусоросортировочной станции ООО «Экоград» по адресу: <адрес> и выявлены нарушения законодательства, регламентирующего обращение с ТКО, допущенные ООО УК «Зеленая Роща».

При проведении измерений Управлением Росреестра по Орловской области, с помощью приборов спутникового позиционирования установлено, что навалы отходов после сортировки складированы на бетонной поверхности и почве на общей площади 13 370,8 кв.м.

Согласно официальной информации ООО «Экоград», представленной в Приокское межрегиональное Управление Росприроднадзора, по состоянию на 17 декабря 2019 г. в 2019 году на промышленную площадку ООО «Экоград» для сортировки поступили 14 544,467 тонн ТКО, масса отсортированной полезной фракции составила 1 259,557 тонн, масса ТКО после сортировки – 13 284,91 тонн.

В мае 2019 года ООО УК «Зеленая Роща» вывезено с промышленной площадки 986,7 тонн отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке в зернохранилище, расположенное в районе <адрес>.

По результатам осмотра установлено, что часть отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, в размере 12 298,20 тонн, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения договорных обязательств с ООО «УК «Зеленая роща», находятся на территории промышленной площадки ООО «Экоград» в <адрес> что явилось основанием для обращения в суд с данным иском Орловского природоохранного межрайонного прокурора.

Ответчики ООО «УК «Зеленая Роща» и ООО «Экоград», возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, каждый в отношении себя, указывали, что у них отсутствует обязанность, как установленная законом, так и договором по вывозу отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения договорных обязательств по договору на оказание услуг по обработке отходов от 1 января 2019 г. .

Возражая относительно заявленных требований, ООО «Экоград» указало, что не является объектом размещения отходов и не может заниматься их временным накоплением на своей территории, поскольку в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, как объект размещения отходов не поименовано, также исходя из имеющейся лицензии, вида деятельности, как размещение (хранение и захоронение) отходов, не имеет.

Производственная площадка мусоросортировочного комплекса ООО «Экоград» не предназначена для накопления отходов, что подтверждается экспертным заключением от 29 марта 2019 г № 34-П, при этом согласно условиям договора обязанность по вывозу остатков от сортировки отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения данного договора, с территории промышленной площадки в пгт. Нарышкино, на общество не возложена.

По мнению ООО «Экоград» с 1 января 2019 г. региональный оператор должен осуществлять и нести ответственность за весь технологический цикл обращения с отходами: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, в связи с чем ООО «УК «Зеленая роща» имеет право компенсировать неучтенные расходы, из правоотношений 2019 года в тарифах на будущие периоды, что следует из пункта 12 приказа Федеральной антимонопольной службы РФ от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами», однако в нарушение территориальной схемы обращения с отходами, региональным оператором в 2019 году не было организовано перемещение остатков отходов после сортировки на площадку временного накопления по <адрес>.

Разрешая заявленные требования, принимая во внимание, что ООО «УК Зеленая роща», являлось региональным оператором по обращению с ТКО на территории Орловской области с 1 января 2019 года, на которое в силу закона возложена обязанность и ответственность за весь цикл обращения с отходами, не обеспечило перемещение остатков от сортировки отходов («хвостов») от объекта ООО «Экоград» к месту размещения (захоронения) согласно Территориальной схеме, а также учитывая, что на данные отходы после обработки ООО «Экоград» право собственности не принимает, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности на ООО «УК Зеленая роща» обеспечить вывоз отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения договорных обязательств, массой 12 298,20 тонн с территории промышленной площадки ООО «Экоград», расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к ООО «Экоград» не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, также законодательно закреплено статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу положений статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования, направленные на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, установлены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц по обеспечению права на благоприятную окружающую среду.

Основанием настоящего иска явился факт нарушения прав населения пгт. Нарышкино нахождением более года остатков от сортировки ТКО за 2019 г. вне места накопления, предусмотренного территориальной схемой, что подтверждено актом прокурорской проверки от 24 декабря 2020 г. и не оспорено сторонами.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав граждан - жителей населенного пункта на благоприятную окружающую среду, чьи законные интересы представляет в настоящем споре природоохранный прокурор.

Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

С 1 января 2019 г. в Орловской области региональным оператором является ООО «УК Зеленая роща».

Действовавшей до 16 сентября 2019 г. территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной Приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 17 сентября 2018 г. предусматривалось направление оставшихся после сортировки отходов общей массой 82,01 тыс. тонн с мусоросортировочного комплекса ООО «Экоград» на площадку, расположенную в границах Орловской городской свалки по адресу: <адрес>.

В силу системного анализа положений статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, государственных контрактов на 2019 год, заключенных ООО «УК «Зеленая роща» с ООО «Экоград» на оказание услуг по транспортировке отходов из мест накопления на мусоросортировочный комплекс, обязанность по транспортировке ТКО, оставшихся после сортировки и не подлежащих дальнейшей обработке, на площадку временного хранения и размещения отходов, лежит на ООО «УК «Зеленая роща», как на региональном операторе. При этом, данная обязанность региональным оператором не исполнена.

Довод ответчика о неурегулированности правоотношений по вывозу остатков сортировки ТКО с мусоросортировочного комплекса ООО «Экоград» территориальной схемой, действовавшей до 16 сентября 2019 г., и, как следствие, отсутствие у ООО «УК «Зеленая роща» обязанности по транспортировке отходов, полученных после сортировки с промышленной площадки, несостоятелен, поскольку не может являться основанием для неисполнения региональным оператором обязанностей, возложенных на него Федеральным законом № 89-ФЗ, в соответствии с которым региональный оператор осуществляет и несет ответственность за весь технологический цикл обращения с отходами. Более того, новой территориальной схемой на 2020 год предусмотрено транспортирование остатков от сортировки ТКО с территории ООО «Экоград» в г. Мценск на площадку ООО «Экостройсервис», и во исполнение данной территориальной схемы и в подтверждение обязанности по перемещению остатков от сортировки к местам захоронения именно ООО «УК «Зеленая роща» 27 декабря 2019 г. заключен договор на оказание услуг по транспортировке остатков после сортировки ТКО, образующихся в результате обработки ООО «Экоград» на полигон ООО «Экостройсервис».

Ссылка ООО «УК «Зеленая роща» на то, что в 2019 г. у регионального оператора отсутствовали полномочия на организацию транспортирования «хвостов» ввиду отсутствия объекта временного накопления, а также денежных средств, учтенных при установлении единого тарифа на услугу, на законность постановленного решения не влияет.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 предусмотрено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что технологический цикл обращения с ТКО состоит из следующих этапов: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение.

Таким образом, из взаимосвязанного толкования вышеуказанных норм права следует, что региональный оператор несет ответственность за весь технологический цикл обращения с отходами, в том числе и за их утилизацию и захоронение.

Данная обязанность ответчиком в 2019 году не исполнялась, в том числе и после утверждения новой территориальной схемы, которой был определен объект для временного хранения «хвостов»: <адрес>, однако ООО «УК «Зеленая роща» не заключило с операторами по обращению с ТКО договор на перемещение остатков от сортировки отходов с площадки ООО «Экоград», что свидетельствует о невыполнении региональным оператором обязанности, возложенной на него федеральным законодательством.

Не предпринималось региональным оператором никаких действий и по реализации своего права включить в тариф на будущий период неучтенные расходы по транспортированию остатков после сортировки ТКО за 2019 г. Между тем, такое право ответчику предоставлено в соответствии с пунктом 11 Приказа ФАС России от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом неверно определен объем остатков сортировки отходов, подлежащих вывозу, опровергаются представленными в дело материалами.

ООО «УК «Зеленая роща» являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Орловской области, получает от операторов, в том числе и от ООО «Экоград», сведения о количестве поступивших на обработку отходов, что подтверждается актами выполненных работ, утвержденными и подписанными ООО « УК «Зеленая роща», согласно которым общий тоннаж отходов, поступивших на обработку в 2019 г. составил 14990,848 тонн, при этом процент отбора полезных фракций в соответствии с Производственной программой ООО «Экоград», утвержденной Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области № 439-Т от 7 декабря 2018 г. в 2019 г. составлял 16%, следовательно, тоннаж «хвостов» после высортировки составил 12592,31 тонн.

То обстоятельство, что на территории ООО «Экоград» имеются остатки после обработки отходов, не относящихся к ТКО, а поступивших на обработку по договорам с коммерческими организациями, не свидетельствует о том, что эти остатки включены в общую массу, подлежащих вывозу по решению суда первой инстанции. Таких доказательств ответчиком не представлено.

Вместе с тем обстоятельства выявления и установления раздельного размещения и обработки ТКО и отходов, не относящихся к ТКО, и последующего транспортирования остатков от сортировки ТКО, были предметом исследования комиссии, проводившей исследования территории ООО «Экоград» и указаны в акте комиссионного обследования территории от 24 декабря 2019 г., которым установлено, что остатки от сортировки отходов, не относящихся к ТКО, транспортируются отдельно от остатков от сортировки ТКО, находящихся в зоне деятельности и контроля регионального оператора.

Довод ООО «УК «Зеленая роща» о признании акта комиссионного обследования недопустимым доказательством в связи с тем, что акт составлен без участия представителей ответчика не может быть принят во внимание в связи с тем, что обследование территории проводилось комиссионно с участием представителей компетентных и контролирующих органов, имеющих специальные познания и навыки.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, были предметом проверки и оценки и правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.

Поскольку судом не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемое судебное постановление отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 23 декабря 2020 г. Оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Второва Н.Н. УИД 57RS0022-01-2020-000387-97

№ 2-685/2020

№ 33-1656/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Старцевой С.А.,

судей Коротченковой И.И., Феклиной С.Г.

при секретаре Фоминой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», обществу с ограниченной ответственностью «Экоград» о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» на решение Заводского районного суда г. Орла от 23 декабря 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения, лиц участвующих в деле, судебная коллегия,

установила:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее - ООО «УК «Зеленая роща») о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

В обоснование заявленных требований указал, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора Орловской области Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее Департамент строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области) с ООО «УК «Зеленая Роща» заключено соглашение от 24 августа 2018г. и с 1 января 2019 г. присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) сроком на 10 лет.

Региональный оператор осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, а также

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156.

Указал, что на территории Орловской области в настоящее время действует Территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, утвержденная Приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 г. № 443.

Схема потоков, как элемент Территориальной схемы, предусматривает деление территории Орловской области и потоков отходов на три зоны деятельности регионального оператора: Мценскую, Ливенскую и Орловскую.

В Орловскую зону входят, в том числе, Заводской район г. Орла и прилегающий к нему Орловский район, Знаменский, Урицкий, Хотынецкий, Шаблыкинский районы Орловской области, с территории которых ТКО поступают на мусоросортировочную станцию общества с ограниченной ответственностью «Экоград» (далее ООО «Экоград»).

Территориальной схемой предусмотрено поступление на сортировку в ООО «Экоград» на мусоросортировочную станцию ТКО в размере 19,41 тыс. тонн за 2019 г. После сортировки, ТКО подлежат направлению на полигон захоронения ТКО ООО «Экостройсервис» для размещения.

По результатам электронных аукционов региональным оператором ООО «УК «Зеленая Роща» с ООО «Экоград» заключены государственные контракты на оказание услуг по транспортированию отходов на 2019 год.

Помимо контрактов на оказание услуг по транспортировке отходов ООО «УК «Зеленая Роща» с ООО «Экоград» заключен договор от 1 января 2019 г. , предметом которого является оказание ООО «Экоград» услуг по обработке отходов 4-5 класса опасности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, согласно условиям данного договора на ООО «Экоград» не возложены обязанности по транспортировке отходов, образованных после сортировки, на объекты временного хранения и размещения.

В силу пунктов 1.6, 1.7 договора от 1 января 2019 г. ООО «Экоград» получает право собственности на вторсырье, образуемое в процессе сортировки, при этом право собственности на остатки от сортировки отходов к ООО «Экоград» как к исполнителю по договору не переходит.

В ходе проверки Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов природоохранных контролирующих органов 24 декабря 2019 г. проведено выездное обследование территории, расположенной в границах мусоросортировочной станции ООО «Экоград» по адресу: <адрес> выявлены нарушения законодательства, регламентирующего обращение с твердыми коммунальными отходами, допущенные ООО «УК «Зеленая Роща».

По результатам осмотра установлено, что на территории предприятия складируются отходы после сортировки ТКО, о чем свидетельствует отсутствие в навалах бутылок ПЭТ, стекла, которые складируются отдельно. Навалы представляют собой смесь отходов полиэтилена, одежды и прочих текстильных изделий, обуви, органических остатков, древесных отходов, остатков упаковки от продуктов, отходов пластика, растительных отходов при уходе за древесно- кустарниковыми посадками.

При проведении измерений Управлением Росреестра по Орловской области, с помощью приборов спутникового позиционирования установлено, что навалы отходов после сортировки складированы на бетонной поверхности и почве на общей площади 13 370,8 кв.м.

Согласно официальной информации ООО «Экоград», представленной в Приокское межрегиональное Управление Росприроднадзора, по состоянию на 17 декабря 2019 г. в 2019 году на промышленную площадку ООО «Экоград» для сортировки поступили 14544,467 тонн твердых коммунальных отходов, масса отсортированной полезной фракции составила 1259,557 тонн, масса твердых коммунальных отходов после сортировки – 13284,91 тонн.

В мае 2019 года ООО «УК «Зеленая Роща» вывезено с промышленной площадки 986,7 тонн отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, в зернохранилище, расположенное в районе <адрес>.

По состоянию на 17 декабря 2019 г. за 2019 год на промышленной площадке накоплено 12 298,20 тонн отходов после сортировки ТКО. Работа мусоросортировочной станции в 2019 году не приостанавливалась.

Таким образом, ООО «УК «Зеленая Роща» не исполнила обязанность по транспортированию отходов, полученных после сортировки на промышленной площадке ООО «Экоград», и не подлежащих дальнейшей обработке, на площадку временного хранения и размещения отходов.

Ссылается на то, что бездействием ООО «УК «Зеленая Роща» по вывозу ТКО на объект размещения нарушаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые законом к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, предусмотренные статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», создаются условия для нарушения требований пунктов 3.2, 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03.

По факту негативного влияния складирования отходов на промышленной площадке ООО «Экоград», расположенной по <адрес>, имеются многочисленные обращения, в том числе от граждан, проживающих в близлежащей к комплексу жилой застройке, которые поступают в Орловскую природоохранную межрайонную прокуратуру и контролирующие органы.

По указанным основаниям, уточнив заявленные требования, просил суд обязать ООО «УК «Зеленая роща» обеспечить вывоз отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения договорных обязательств по договору на оказание услуг по обработке отходов с ООО «УК «Зеленая роща» от 1 января 2019 г. , массой 12 298,20 тонн с территории промышленной площадки ООО «Экоград», расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , по адресу: <адрес>, на объект размещения отходов в соответствии Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твёрдыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Департамента строительства ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 16 сентября 2019 г.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечен Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.

Представители ответчика ООО «УК «Зеленая роща» - Сидорова О.В. и Коробецкая И.М. возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика ООО «Экоград» по доверенности Черникова Е.И. поддержала заявленные исковые требования.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение, которым возложена обязанность на ООО «УК «Зеленая роща» обеспечить вывоз отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения договорных обязательств по договору на оказание услуг по обработке отходов с ООО «УК «Зеленая роща» от 1 января 2019 г. , массой 12 298,20 тонн с территории промышленной площадки ООО «Экоград», расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , по адресу: <адрес>, в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель ООО «УК «Зеленая роща» просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в иске.

Указывает, что истцом не предоставлено жалоб и обращений граждан по фактам нарушения прав и законных интересов вследствие накопления на территории мусоросортировочной станции ООО «Экоград» остатков сортировки отходов.

Приводит довод о том, что ООО «Экоград» пользуется земельными участками на праве аренды, собственником которых является Х, единственный участник данного общества, в связи с чем исковые требования направлены в защиту интересов конкретного лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Обращает внимание, что суд неверно определился с обстоятельствами по делу, поскольку на начало деятельности регионального оператора, действующей Территориальной схемой обращения с отходами не был организован замкнутый цикл обращения с отходами, в связи с чем региональный оператор не обладал возможностями обеспечить перемещение остатков отходов после сортировки на объект по <адрес>, поскольку на период действия территориальной схемы такой объект не существовал.

Также указывает, что судом неверно определен объем остатков сортировки отходов, подлежащих вывозу, поскольку данный объем не может быть определен расчетным способом, кроме того, подтверждением массы накопленных остатков сортировки отходов Акт комиссионного обследования территории от 24 декабря 2019 г. не является. При определении массы отходов, расчетным путем, не был учтен факт длительного их хранения, воздействия атмосферных осадков и иных физических процессов (горение, тление, намокание), влияющих на изменение массы веществ.

Считает, что судом не дана оценка пункту 1.7 договора от 1 января 2019 г., который не определяет право собственности сторон на отходы, в связи с чем региональный оператор не приобретает право собственности на отходы, обращение с которыми осуществляется в рамках его деятельности и не несет обязанности по освобождению земельного участка, принадлежащего ООО «Экоград».

Отмечает, что у регионального оператора в 2019 году отсутствовали полномочия на организацию транспортирования остатков после сортировки, в связи с отсутствием объекта временного накопления и определенного Территориальной схемой объекта захоронения для Орловской технологической зоны, а также отсутствовали денежные средства, учтенные при установлении единого предельного тарифа на услуги регионального оператора, более того, что в соответствии с законодательством в области ценообразования не предусмотрено финансовой возможности транспортирования или временного накопления остатков отходов после сортировки.

Возражал в отношении вывода суда о перемещения остатков после сортировки отходов на объект захоронения, определенный Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Орловской области, утвержденной приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области № 443 от 16 сентября 2019 г., поскольку согласно данной схеме в 2020 году, масса отходов, подлежащая захоронению и доставленная от объекта обработки ООО «Экоград» может составлять 9,49 тонн, в связи с чем указанный вывод суда является нарушением процессуального законодательства с точки зрения исполнимости постановленного решения.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на территории Орловской области организация сбора, транспортирования, обработки, утилизации, захоронения ТКО в 2019 году осуществлялась в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, утвержденной приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 12 октября 2016 г. № 313 (далее – приказ № 313) (в редакции приказа Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 17 сентября 2018 г. № 454/1 (далее – приказ № 454/1), которая действовала до 16 сентября 2019 г. (далее – территориальная схема).

Территориальной схемой были установлены потоки движения ТКО от мест накопления (образования), до мест обработки, далее от мест обработки до конечного пункта (размещения, захоронения, временного накопления). В соответствии с приложением В1 к территориальной схеме установлено движение отходов: район образования отходов – объект обработки ООО «Экоград» - площадка временного накопления; объект, на который должны быть транспортированы остатки от сортировки отходов («хвосты») от мусоросортировочного комплекса ООО «Экоград» - площадка временного накопления, расположенная по адресу: <адрес>.

По результатам конкурсного отбора регионального оператора Орловской области Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области с ООО «УК «Зеленая Роща» заключено соглашение от 24 августа 2018 г. и с 1 января 2019 г. присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет.

Региональный оператор осуществляет свою деятельность в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156.

Между региональным оператором ООО «УК «Зеленая Роща» и ООО «Экоград» заключены договоры на 2019 г., на оказание услуг по транспортированию ТКО № ЭА-ТКО-2019-15 от 26 декабря 2019 г. (Заводской район г. Орла и прилегающий к нему Орловский район), № ЭА-ТКО-2019-11 от 17 декабря 2018 г. (Знаменский, Хотынецкий район), № ЭА-ТКО-2019-12 от 17 декабря 2018 г. (Сосковский, Шаблыкинский район), № ЭА-ТКО-2019-13 от 18 декабря 2018 г. (Урицкий район) от мест накопления отходов до объекта обработки ООО «Экоград».

1 января 2019 г. между ООО «УК «Зеленая Роща» и ООО «Экоград» заключен договор , по условиям которого ООО «Экоград» принимает на себя обязательства по оказанию услуг по обработке отходов 4-5 класса опасности на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, а ООО «УК «Зеленая Роща» - по передаче отходов исполнителю и своевременной оплате услуг по обработке отходов. При этом, складирование отходов после переработки на основании указанного договора от 1 января 2019 г. осуществлялось на временных площадках ООО «Экоград» в <адрес>.

Пунктом 1.5 договора планируемый объем отходов, направляемых на объект обработки, определен согласно территориальной схеме по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области и составляет 611 720 м3.

Право собственности на образуемое в процессе сортировки вторичное сырье переходит к исполнителю в момент обработки отходов (пункт 1.6 договора), при этом пунктом 1.7 предусмотрено, что исполнитель не принимает право собственности на остатки от сортировки отходов, образуемые после их обработки.

Коммерческий учет отходов осуществляется исходя из масс отходов (тонны), определенной с использованием средств измерения (весового оборудования), в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил коммерческого учета ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 (пункт 2.1 договора).

В пункте 4.1 определен размер тарифа на обработку 1 м3 ТКО, который с 1 января по 30 июня 2019 г. составляет 67,55 руб., с 1 июля по 31 декабря 2019 г. - 69,04 руб.

Оплата оказанных услуг осуществляется региональным оператором исходя из фактического объема принятых исполнителем отходов, определенного в соответствии с разделом 2 договора (пункт 4.2 договора).

Земельные участки с кадастровыми номерами , , категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения и эксплуатации производственной базы, расположенные по адресу: <адрес>, площадью 8 808 кв.м. и 26 406 кв.м, соответственно, на которых производится исполнение договора от 1 января 2019 г., принадлежат на праве собственности Х

Данные земельные участки переданы Х в аренду ООО «Экоград» на основании договоров аренды от 12 августа 2019 г. и от 1 ноября 2018 г., также указанными договорами переданы во временное владение арендатору производственное помещение и корпус, склад.

Между ООО «Экоград» и ООО «УК «Зеленая роща» возникли разногласия в отношении вывоза и временного размещения твердых коммунальных отходов, что привело к негативной эпидемиологической обстановки на территории Орловской области, в частности в Урицком районе.

Указанный вопрос являлся предметом обсуждения на совещании межведомственной рабочей группы по обеспечению экологической безопасности 22 марта 2019 г., из которого следует, что на территории промышленной площадки ООО «Экоград» в пгт. Нарышкино скопилось большое количество остатков отходов после их сортировки, по итогам обсуждения, межведомственная рабочая рекомендовала Департаменту строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области принять меры по определению площадки для временного размещения твердых коммунальных отходов, а также решить вопрос вывоза скопившихся в Урицком районе у ООО «Экоград» остатков отходов.

Во исполнение данной рекомендации между ООО «УК «Зеленая роща» (региональный оператор) и ООО «Экоград» (исполнитель) было заключено дополнительное соглашение к договору О от 1 января 2019 г., которым в договор на оказание услуг по обработке отходов включен пункт 1.8 об осуществлении исполнителем перемещения остатков отходов после сортировки, принадлежащих региональному оператору, на объект временного накопления отходов (договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 5 апреля 2019 г.), расположенный по адресу: <адрес>, Подзаваловское сельское поселение, вблизи деревни <...>, куда в размере 986,710 тонн была перемещена часть остатков отходов, оставшихся на территории <адрес>, после сортировки.

По условиям дополнительного соглашения, объем перемещенных остатков должен фиксироваться актом с указанием тоножа.

В ходе проверки Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов природоохранных контролирующих органов 24 декабря 2019 г. проведено выездное обследование территории, расположенной в границах мусоросортировочной станции ООО «Экоград» по адресу: <адрес> и выявлены нарушения законодательства, регламентирующего обращение с ТКО, допущенные ООО УК «Зеленая Роща».

При проведении измерений Управлением Росреестра по Орловской области, с помощью приборов спутникового позиционирования установлено, что навалы отходов после сортировки складированы на бетонной поверхности и почве на общей площади 13 370,8 кв.м.

Согласно официальной информации ООО «Экоград», представленной в Приокское межрегиональное Управление Росприроднадзора, по состоянию на 17 декабря 2019 г. в 2019 году на промышленную площадку ООО «Экоград» для сортировки поступили 14 544,467 тонн ТКО, масса отсортированной полезной фракции составила 1 259,557 тонн, масса ТКО после сортировки – 13 284,91 тонн.

В мае 2019 года ООО УК «Зеленая Роща» вывезено с промышленной площадки 986,7 тонн отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке в зернохранилище, расположенное в районе <адрес>.

По результатам осмотра установлено, что часть отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, в размере 12 298,20 тонн, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения договорных обязательств с ООО «УК «Зеленая роща», находятся на территории промышленной площадки ООО «Экоград» в <адрес> что явилось основанием для обращения в суд с данным иском Орловского природоохранного межрайонного прокурора.

Ответчики ООО «УК «Зеленая Роща» и ООО «Экоград», возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, каждый в отношении себя, указывали, что у них отсутствует обязанность, как установленная законом, так и договором по вывозу отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения договорных обязательств по договору на оказание услуг по обработке отходов от 1 января 2019 г. .

Возражая относительно заявленных требований, ООО «Экоград» указало, что не является объектом размещения отходов и не может заниматься их временным накоплением на своей территории, поскольку в территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО, как объект размещения отходов не поименовано, также исходя из имеющейся лицензии, вида деятельности, как размещение (хранение и захоронение) отходов, не имеет.

Производственная площадка мусоросортировочного комплекса ООО «Экоград» не предназначена для накопления отходов, что подтверждается экспертным заключением от 29 марта 2019 г № 34-П, при этом согласно условиям договора обязанность по вывозу остатков от сортировки отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения данного договора, с территории промышленной площадки в пгт. Нарышкино, на общество не возложена.

По мнению ООО «Экоград» с 1 января 2019 г. региональный оператор должен осуществлять и нести ответственность за весь технологический цикл обращения с отходами: сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО, в связи с чем ООО «УК «Зеленая роща» имеет право компенсировать неучтенные расходы, из правоотношений 2019 года в тарифах на будущие периоды, что следует из пункта 12 приказа Федеральной антимонопольной службы РФ от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами», однако в нарушение территориальной схемы обращения с отходами, региональным оператором в 2019 году не было организовано перемещение остатков отходов после сортировки на площадку временного накопления по <адрес>.

Разрешая заявленные требования, принимая во внимание, что ООО «УК Зеленая роща», являлось региональным оператором по обращению с ТКО на территории Орловской области с 1 января 2019 года, на которое в силу закона возложена обязанность и ответственность за весь цикл обращения с отходами, не обеспечило перемещение остатков от сортировки отходов («хвостов») от объекта ООО «Экоград» к месту размещения (захоронения) согласно Территориальной схеме, а также учитывая, что на данные отходы после обработки ООО «Экоград» право собственности не принимает, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности на ООО «УК Зеленая роща» обеспечить вывоз отходов, не подлежащих дальнейшей сортировке, полученных ООО «Экоград» в результате исполнения договорных обязательств, массой 12 298,20 тонн с территории промышленной площадки ООО «Экоград», расположенной в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований к ООО «Экоград» не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, также законодательно закреплено статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу положений статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования, направленные на предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, установлены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц по обеспечению права на благоприятную окружающую среду.

Основанием настоящего иска явился факт нарушения прав населения пгт. Нарышкино нахождением более года остатков от сортировки ТКО за 2019 г. вне места накопления, предусмотренного территориальной схемой, что подтверждено актом прокурорской проверки от 24 декабря 2020 г. и не оспорено сторонами.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав граждан - жителей населенного пункта на благоприятную окружающую среду, чьи законные интересы представляет в настоящем споре природоохранный прокурор.

Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

С 1 января 2019 г. в Орловской области региональным оператором является ООО «УК Зеленая роща».

Действовавшей до 16 сентября 2019 г. территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной Приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 17 сентября 2018 г. предусматривалось направление оставшихся после сортировки отходов общей массой 82,01 тыс. тонн с мусоросортировочного комплекса ООО «Экоград» на площадку, расположенную в границах Орловской городской свалки по адресу: <адрес>.

В силу системного анализа положений статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, государственных контрактов на 2019 год, заключенных ООО «УК «Зеленая роща» с ООО «Экоград» на оказание услуг по транспортировке отходов из мест накопления на мусоросортировочный комплекс, обязанность по транспортировке ТКО, оставшихся после сортировки и не подлежащих дальнейшей обработке, на площадку временного хранения и размещения отходов, лежит на ООО «УК «Зеленая роща», как на региональном операторе. При этом, данная обязанность региональным оператором не исполнена.

Довод ответчика о неурегулированности правоотношений по вывозу остатков сортировки ТКО с мусоросортировочного комплекса ООО «Экоград» территориальной схемой, действовавшей до 16 сентября 2019 г., и, как следствие, отсутствие у ООО «УК «Зеленая роща» обязанности по транспортировке отходов, полученных после сортировки с промышленной площадки, несостоятелен, поскольку не может являться основанием для неисполнения региональным оператором обязанностей, возложенных на него Федеральным законом № 89-ФЗ, в соответствии с которым региональный оператор осуществляет и несет ответственность за весь технологический цикл обращения с отходами. Более того, новой территориальной схемой на 2020 год предусмотрено транспортирование остатков от сортировки ТКО с территории ООО «Экоград» в г. Мценск на площадку ООО «Экостройсервис», и во исполнение данной территориальной схемы и в подтверждение обязанности по перемещению остатков от сортировки к местам захоронения именно ООО «УК «Зеленая роща» 27 декабря 2019 г. заключен договор на оказание услуг по транспортировке остатков после сортировки ТКО, образующихся в результате обработки ООО «Экоград» на полигон ООО «Экостройсервис».

Ссылка ООО «УК «Зеленая роща» на то, что в 2019 г. у регионального оператора отсутствовали полномочия на организацию транспортирования «хвостов» ввиду отсутствия объекта временного накопления, а также денежных средств, учтенных при установлении единого тарифа на услугу, на законность постановленного решения не влияет.

░░░░░░░ 4 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2016 ░. № 1156 ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.

░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 89-░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░»: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░. ░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░ 2016 ░. № 1638/16 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░ «░░ «░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ « ░░ «░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ 2019 ░. ░░░░░░░░ 14990,848 ░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 439-░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2018 ░. ░ 2019 ░. ░░░░░░░░░ 16%, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 12592,31 ░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2019 ░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░

33-1656/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Орловский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
ООО Экоград
Общество с ограниченной ответственностью Зеленая роща
Другие
Департамент строительства, топливно- энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области
Приокское межрегиональное Управление Росприроднадзора
Шелпаков Павел Сергеевич
Управление Роспотребнадзора по Орловской области
Овчаров Дмитрий Леонидович
Сидорова Ольга Валерьевна
Брунелевский Алексей Евгеньевич
Никишина Анна Сергеевна
Суд
Орловский областной суд
Судья
Коротченкова Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
11.06.2021Передача дела судье
30.06.2021Судебное заседание
21.07.2021Судебное заседание
09.08.2021Передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее