с. Ермаковское Красноярского края 18 февраля 2019 года
Судья Ермаковского районного суда Красноярского края Максиян О.Г., рассмотрев административное дело по жалобе представителя ПАО «МРСК Сибири» Ступина С.И. на постановление заместителя руководителя красноярского краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 28 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесенного в отношении юридического лица ПАО «МРСК Сибири»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя красноярского краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо ПАО «МРСК Сибири» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ПАО «МРСК Сибири» ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление в связи с его незаконностью, производство по делу прекратить.
Кроме того, как следует из материалов дела, от представителя ПАО «МРСК Сибири» ФИО2 наряду с апелляционной жалобой поступило ходатайство о восстановлении срока на ее подачу в связи с ее пропуском.
Разрешая указанное ходатайство, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов следует, что копия постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ получена ПАО «МРСК Сибири» 12 октября 2018 года. Жалоба на данное постановление направлена представителем ПАО «МРСК Сибири» Ступиным С.И. и получена судом по электронной почте 18 октября 2018 года. Следовательно, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок обжалования указанного постановления ПАО «МРСК Сибири» не нарушен, оснований для восстановления срока апелляционного обжалования у суда не имеется.
В судебное заседание представитель ПАО «МРСК Сибири» ФИО2 не явился о дате и времени которого уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не направил.
Представитель КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, направил возражение, в котором просил принятое постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, возражения на жалобу, суд приходит к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица ПАО «МРСК Сибири», подлежит отмене, а дело прекращению, по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 (в ред. от 19.12.2013 г.) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, нарушение правил пожарной безопасности в лесах, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В силу ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Исходя из ч. 3 ст. 53.1 КоАП РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2011 года N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в соответствии с которыми установлены единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в КГКУ «Лесная охрана» из прокуратуры Ермаковского радона 15.05.2018 года поступило обращение руководителя КГБУ «Ермаковское лесничество» о нарушениях пожарной безопасности при проведении работ Ермаковским РЭС, а именно при проведении вырубки деревьев хвойного и лиственного молодняка вдоль линии электропередачи и под ней, которая расположена на прилегающей территории к лесному массиву возле населенного пункта Новоозерное оставлена на месте древесина и порубочные остатки, которые создают пожарную опасность лесам.
25.06.2018 года с целью проверки сведений о нарушении требований действующего лесного законодательства, главным государственным инспектором ФИО3 был осуществлен осмотр территории, а именно квартала 31, выдела 5, 23 и квартала 27 выдела 25, 29, ООО им. Ванеева, Ермаковского сельского участкового лесничества, КГБУ «Ермаковекое лесничество», Красноярского края Ермаковского района.
В ходе осмотра установлено: лесной участок расположен в 0,44 км, от населенного
пункта с. Ермаковекое, азимут 167°. На лесном участке находится линия электропередачи, произрастает хвойный и лиственный лес, рельеф равномерный, с небольшими неровностями по высоте. Линейный объект (далее ЛЭП) представлен на лесном участке как опоры линии электропередачи, состоящие из деревянных столбов, прикрепленных к железобетонным «пасынкам», вкопанных в землю, на столбах находятся электрические провода. ЛЭП с цифровым обозначением на опорах начинается в лесном фонде с опоры 33-17 37 и заканчивается опорой 33-17 70, далее ЛЭП проходит по нелесным территориям. ЛЭП, находящаяся в лесном фонде, расположена в квартале 27 выдела 25, 29 (протяженностью 880 метров) и квартале 31 выдела 5, 23 (протяженностью 940 метров). Рубка подростка и молодняка проведена вдоль линии ЛЭП и под ней, местами вокруг опор (единичные рубки), а местами сплошная рубка (от опоры 33-17 62 до опоры 33-17 70). Также рубка подроста проведена на расстояние до 10 метров по обе стороны от линии электропередачи. Порубочные остатки хаотично разбросаны по линии ЛЭП. Общая площадь захламления составляет 0,8 га. Координаты мест с оставленными порубочными остатками: 53.249473N, 924015749Е, 53.2494733N, 92.4015973E, 53.2493006N, 92.4016106Е, 53.2492637N, 92.4015129Е, 53.2487209N, 92.4016235Е, 53.2487022N, 92.4015302Е, 53.2482282N, 92.4013612Е, 53.2474649N, 92.4034039Е, 53.2473553N, 92.4044685Е, 53.2472830N, 92.4047391Е, 53.2473037N, 92,4054936Е, 53.2467325N, 92.4129358Е, 53.2467747N, 92.4128597Е, 53.2498278N, 92.4015801Е, 53.2513118N, 92.4015753Е; 53.2529963N, 92.4015390Е, 53.2544907N, 92.4015892Е, 53.2566878N, 92.4015252Е.
25.06.2018 года по результатам осмотра составлен акт натурного осмотра лесного участка, фототаблица, схема.
25.06.2018 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Согласно сведениям из публичной кадастровой карты, на линейном объекте места расположения столбов (опор), на которых находятся электрические провода, имеют кадастровые номера: 24:13:0401004:243; 24:13:0401004:244; 24:13:0401004:245; 24:13:0401004:246; 24:13:0401004:247; 24:13:0401004:248; 24:13:0401004:249; 24:13:0401004:250; 24:13:0401004:251; 24:13:0401004:252; 24:13:0401004:253; 24:13:0401004:254; 24:13:0401004:255; 24:13:0401004:256; 24:13:0401004:257; 24:13:0401004:258; 24:13:0401004:259; 24:13:0401004:260; 24:13:0401003:339; 24:13:0401003:340; 24:13:0401003:341; 24:13:0401003:342; 24:13:0401003:343; 24:13:0401003:344; 24:13:0401003:345; 24:13:0401003:346; 24:13:0401003:347; 24:13:0401003:348; 24:13:0401003:349; 24:13:0401003:350; 24:13:0401003:351; 24:13:0401003:352; 24:13:0401003:404; 24:13:0401003:405.
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости следует, что места расположения столбов ЛЭП с вышеперечисленными кадастровыми номерами, относятся к категории земель: земли промышлениости, энергетики, транспорта, связи, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
10 августа 2018 года в связи с выявленными нарушениями в отношении юридического лица ПАО «МРСК Сибири» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
28 сентября 2018 года заместителемя руководителя красноярского краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО1 вынесено постановление № о привлечении юридического лица ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно протокола об административном правонарушении от 10 августа 2018 года и постановления о назначении административного наказания от 28 сентября 2018 года, должностным лицом указано время совершения административного правонарушения: 24 апреля 2018 года и место: квартал 31, выдел 5, 23 и квартал 27 выдел 25, 29, ООО им. Ванеева, Ермаковского сельского участкового лесничества, КГБУ «Ермаковекое лесничество», Красноярского края Ермаковского района.
Как следует из материалов дела, 24 апреля 2018 года это дата подготовки письма КГБУ «Ермаковское лесничество», адресованного начальнику Ермаковского РЭС, в котором указано на то, что при проведении Ермаковским РЭС работ по вырубке деревьев хвойного и лиственного молодняка вдоль линии электропередачи и под ней, которая расположена на прилегающей территории к лесному массиву возле населенного пункта Новоозерное оставлена на месте древесина и порубочные остатки, которые создают пожарную опасность лесам.
Анализируя указанный текст письма, суд приходит к выводу о том, что в нем не указано конкретное место (квартал, выдел, координаты и т.п.) оставления порубочных остатков, в связи с чем, с учетом того, что ПАО «МРСК Сибири» вменяется совершение правонарушения на конкретном лесном участке, с указанием координат и кадастровых номеров земельных участков, суд приходит к выводу о том, что данное письмо не может являться доказательством, подтверждающим факт совершения юридическим лицом административного правонарушения по месту, указанному в протоколе и постановлении.
Кроме того, суд отмечает, что осмотр территории лесного участка и составленный по его итогам акт, на основании которого принято решение о привлечении ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности, составлен 25 июня 2018 года. При этом, согласно сообщения о лесонарушении № 11 на которое должностное лицо так же ссылается при принятии по делу решения, составлено 27 июля 2018 года, в котором указано, что лесонарушение совершено в апреле 2018 года, а обнаружено 15 апреля 2018 года. Таким образом, те доказательства, на которые ссылается должностное лицо при привлечении ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности, не свидетельствуют о совершении последним административного правонарушения 24 апреля 2018 года. Какие-либо иные доказательства, в подтверждение совершения ПАО «МРСК Сибири» вменяемого административного правонарушения, совершенного 24 апреля 2018 года, материалы дела не содержат и суду не предоставлены.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований действующего законодательства в протоколе об административном правонарушении неверно указана дата совершения ПАО «МРСК Сибири» правонарушения – 24 апреля 2018 года. Изменение даты совершения правонарушения является нарушением права на защиту привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Указанный недостаток по мнению суда является существенным, так как лишает протокол статуса процессуального документа, являющегося допустимым доказательством по делу. Данный недостаток протокола об административном правонарушении не может быть устранен судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении с помощью иных средств доказывания.
В связи с чем, учитывая изложенное, суд приходу к выводу, что постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ПАО «МРСК Сибири» прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения на дату 24 апреля 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя красноярского краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, вынесенное в отношении юридического лица ПАО «МРСК Сибири», - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края.
Судья О.Г. Максиян