Решение по делу № 2-1591/2015 ~ М-1562/2015 от 15.06.2015

Дело № 2-1591/2015

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

Воркутинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Шустиковой С.П.,

при секретаре судебного заседания Кудрявцевой К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте 21 июля 2015 года гражданское дело по иску Тимербаева Ю.М. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья, обязании восстановить в списке граждан, имеющих права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья,

у с т а н о в и л:

истец обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» о признании за ним права на получение жилищной субсидии с датой первоначальной постановки на учет ... в категории «работающие»; обязании восстановить в списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с датой первоначальной постановки на учет ...

В обоснование требований указано, что с ... он состоял на учете в администрации МО ГО «Воркута» для переселения с использованием средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от ... снят с учета, поскольку его супруга имеет в собственности квартиру за пределами РКС. С отказом истец не согласен, поскольку с приобретением указанного жилого помещения он с учетом количественного состава его семьи (... человека) не перестал являться нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Ответчик - администрация МО ГО «Воркута», третье лицо - Минархстрой Республики Коми в письменных отзывах просили в иске отказать.

Администрация МО ГО «Воркута» в отзыве на исковое заявление указала, что администрацией МО ГО «Воркута» ежегодно проводится перерегистрация граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить свое право состоять на учете, а в случае изменения каких-либо обстоятельств представить соответствующие документы. Супруге истца *** на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: ... Между тем, не уведомив администрацию об этих обстоятельствах, истец продолжал состоять на учете граждан, имеющих право на получение жилья за пределами РКС, в связи с чем, решением общественной жилищной комиссии при администрации от ... в соответствии с п.21 «в» Положения снят с очереди граждан, имеющих права на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС.

В отзыве на исковое заявление третье лицо Министерство архитектуры и строительства Республики Коми указало, что не согласно с иском Тимербаева Ю.М. и просит в удовлетворении иска отказать, поскольку факт приобретения жилья супругой истца за пределами районов Крайнего Севера означает утрату такого условия для возникновения права на получение жилищной субсидии.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие.

Ответчик, третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в отсутствии представителей.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

... Тимербаевым Ю.М. на имя Главы МО ГО «Воркута» подано заявление, о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с Постановлением Правительства ... от ..., признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещение) и состоит в очереди с .... В заявлении указано, что в настоящее время он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеют. Состав семьи указан ... человека: он, супруга ***, сын ***, ... г.р., дочь ***, ... г.р. С условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в том числе и в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность, ознакомлен и обязуется их выполнить.

Истец был включен в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а также в общереспубликанские списки, сформированные на ... год по Республике Коми по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», по категории «пенсионеры» (уведомление ... от ...).

Согласно протоколу ... заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от ..., утвержденного Постановлением администрации МО ГО «Воркута» ... от ... рекомендовано снять Тимербаева Ю.М. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, с датой постановки на учет ..., на основании п.21 «в» Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений), о чем ... в адрес истца администрацией направлено уведомление №....

Основанием для снятия с учета явилось наличие в собственности у супруги истца *** в собственности на основании договора купли-продажи жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ..., дата регистрации ..., общей площадью ... кв.м.

Истец с отказом не согласен, считая, что с учетом приобретения указанного жилого помещения он не перестал являться нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Положением о предоставлении гражданам РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условиях, безвозмездных субсидия на строительство и приобретение жилья, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 937, предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) следующим категориям граждан: лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31.07.1998, приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.08.2001 № 594).

На основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 указанное выше Положение утратило силу.

В соответствии со ст.1 Федерального закона № 131-ФЗ от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из Районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 131-ФЗ, гражданин, которому выделяется жилищная субсидия, имеет право приобрести жилье, соответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для постоянного проживания, в пределах размера получаемой жилищной субсидии без привлечения собственных и (или) заемных средств. Допускается приобретение жилья, общая площадь которого меньше социальной нормы площади жилья на семью, но не меньше площади, установленной для постановки на учет для улучшения жилищных условий в регионе вселения.

В связи с вступлением в действие Федерального закона № 131-ФЗ, в пункт 3 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимися в улучшении жилищных условиях, безвозмездных субсидия на строительство и приобретение жилья, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 937, внесены изменения, предусматривающие, что за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) следующим категориям граждан: лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации.

На основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 указанное выше Положение утратило силу.

Федеральный закон №131-ФЗ от 25.07.1998 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из Районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утратил свою силу с 01.01.2003 с введением в действие Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии со ст.1 Федерального Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в ред. до 01.01.2011) жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных регионах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из приведенных выше норм, суд проверяет наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий Тимербаева Ю.М. и членов его семьи с момента постановки на учет ....

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Действующее с 01.01.2003 Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Пунктом 21 указанного Положения определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в ряде случаев, включая такие как: в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам.

Необходимо учитывать, что снятие с учета по названному основанию возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.

Администрация МО ГО «Воркута» проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах. При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.

Исходя из анализа статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ и п.п. «з» п. 5 Правил, где предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели, следует, что сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Кроме этого, анализ Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.

Таким образом, законом предусмотрено, что при определении факта нуждаемости в улучшении жилищных условий учитываются не только жилые помещения, принадлежащие непосредственно лицу, признаваемому нуждающимся, но и членам его семьи.

По смыслу указанных выше законодательных и нормативных актов граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

Судом установлено, что по адресу: ..., Тимербаев Ю.С. и члены его семьи: супруга ***, сын ***, дочь ***, прописаны с ... по настоящее время.

... супругой истца *** приобретено жилое помещение – однокомнатная квартира, площадью ... кв.м., расположенная по адресу: ..., на основании договора купли-продажи от ....

Следовательно, на дату приобретения членом семьи истца жилого помещения в ... и на дату оформления истцом заявления (...) о включение на учет для участия в подпрограмме «Жилище», состав семьи истца - ... человека.

На основании решения ... депутатов от ... ... «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в ...» установлена учётная норма площади жилого помещения в размере ... кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Соответственно, при приобретении ... членом семьи истца квартиры на праве собственности в ... общей площадью ... кв.м и заявленным составом семьи ... человека, что соответствовало действительности, истец и члены его семьи не перестали быть нуждающимися в жилом помещении, поскольку причитающаяся общая площадь квартиры на каждого члена семьи при установленной норме ... кв.м общей площади составила бы ... кв.м, что меньше установленной нормы (...).

Приведенные выше обстоятельства, нормы права, дают основания суду прийти к выводу о том, что истец с членами своей семьи вправе претендовать на включение в списки граждан с целью получения жилищной субсидии. Между тем наличие у супруги истца в собственности с ... на праве собственности квартиры в ... не повлияло на право Тимербаева Ю.М. состоять в очереди на получение социальной выплаты, основания для признания его нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета не исчезли. Несообщение в администрацию о таком праве собственности не может служить основанием для исключения Тимербаева Ю.М. и членов его семьи из очереди. Соответственно, исковые требования к администрации МО ГО «Воркута» подлежат удовлетворению, как нашедшие свое подтверждение.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

признать право Тимербаева Ю.М. на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «работающие» с датой подачи заявления ....

Обязать администрацию МО ГО «Воркута» восстановить Тимербаева Ю.М. в списках граждан-участников подпрограммы в списках граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы по категории «работающие» с датой подачи заявления ....

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения.

Председательствующий С.П. Шустикова

2-1591/2015 ~ М-1562/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тимербаев Юрий Михайлович
Ответчики
Администрация муниципального образования городского окурга "Воркута"
Другие
Минархстрой
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Шустикова Светлана Петровна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
15.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2015Передача материалов судье
18.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2015Судебное заседание
21.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2019Дело оформлено
09.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее