именем Российской Федерации
с. Приволжье 6 декабря 2011 г.
Судья Приволжского района Самарской области Садретдинов Ф.Н. при секретаре Неко Н.Ю., с участием прокурора Приволжского района Чудновец И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилья, при отсутствии жилого помещения, социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к администрации муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилья, при отсутствии жилого помещения, социальной выплаты на приобретение жилого помещения. В ходе судебного заседания прокурор <адрес> уточнил исковые требования и просит предоставить социальную выплату на приобретение жилья, в связи с тем, что в муниципальном жилищном фонде района социального использования жилые помещения отсутствуют.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проверено соблюдение законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые не имеют закрепленного жилого помещения, и установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жильем не обеспечена. Мать ФИО1- ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, была матерью-одиночкой. Своего жилья ФИО1 не имеет.
На основании заявления ФИО1,и согласно постановления главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.2, она поставлена на регистрационный учет для обеспечения жильем.
До настоящего времени администрацией муниципального района Приволжский жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке либо социальных выплат на приобретение жилого помещения ФИО1 не предоставлено, чем нарушено её право на внеочередное получение жилья, как ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал по вышеуказанным основаниям. Просит суд обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Приволжский.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, телефонограммой просила дело рассмотреть в её отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что в настоящее время проживает на съемной квартире, своего жилья не имеет. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального района <адрес> – ФИО6, действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила, что в администрацию муниципального района <адрес> ФИО1 обратилась только в ноябре с заявлением о включении в льготную очередь на приобретение жилья, т.к. она является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и собственного жилья не имеет. ФИО1 постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ №.2, поставлена на регистрационный учет для обеспечения жильем.Согласно установленного порядка, список нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Дети-сироты» будет формироваться до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время, согласно сведениям комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Приволжский в муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения отсутствуют, в связи с чем, предоставить жилое помещение по договору социального найма ФИО1 администрация не имеет возможности. Из-за недостаточного финансировании и отсутствия у администрации средств в настоящее время ФИО1 не могут предоставить и выплату, при поступлении средств в порядке очереди ей будет выделена социальная выплата на приобретение жилого помещения.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью второй названной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании п. 3 статьи 52 ЖК РФ, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, переданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», органы местного самоуправления муниципальных образований на территории <адрес> наделяются следующими полномочиями: обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», названной категории лиц предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном <адрес>.
В соответствии с положениями Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путём предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделёнными отдельными государственными полномочиями.
Согласно статьям 5, 6, 8 Закона №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», органы государственной власти <адрес>, при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, обязаны предусматривать в нём субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счёт предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Согласно ст. 8 Закона № ФЗ дополнительные гарантии детей-сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно "Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот", разработанного в соответствии с <адрес> №-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования <адрес> детям- сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.
Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, появляется с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, что подтверждается: свидетельством о смерти серии II- ЕР №, выданного отделом ЗАГС муниципального района Приволжский управления ЗАГС <адрес>, согласно которого мать – одиночка ФИО1- ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.2, ФИО1 поставлена на регистрационный учет для обеспечения жильем. Жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства ФИО1 не предоставлено. В соответствии с информацией ГУП СО «ЦТИ» отсутствует информация о правах ФИО1 на недвижимое имущество и о её участии в приватизации жилого помещения. В соответствии с уведомлением ЕГРП запрашиваемые сведения отсутствуют наФИО1
Установлено, что ФИО1в настоящее время не обучается, жилого помещения не имеет, проживает на съемной квартире, в связи с чем у неё возникло право на предоставление ей вне очереди, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, жилого помещения.
Данные обстоятельства признаны и не оспаривались сторонами в судебном заседании. На основании проанализированных выше нормативных актов, предоставление истцу социальной выплаты является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению финансирования к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Принимая во внимание положения действующего законодательства, и учитывая, что ответчик, наделенный полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, не предоставил истцу жилое помещение за счет финансовых средств (субвенций) или социальной выплаты, в соответствии с письменным заявлением о предоставлении жилья, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку, в соответствии с требованиями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имеет право на получение социальной выплаты, так как возможности предоставить ей жилое помещение ответчик не имеет.
Доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании, не могут быть приняты во внимание, поскольку обеспечение вне очереди социальными выплатами на приобретение жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из буквального толкования ст. 57 ЖК РФ и Федерального Закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение вне очереди жилым помещением лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточного выделения средств на эти цели из бюджета <адрес>.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с законом ФИО1, имеет право на получение социальной выплаты. Обязать администрацию муниципального района Приволжский предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации муниципального района <адрес>, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района <адрес> выплатить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной администрацией муниципального района Приволжский.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Самарский областной суд через Приволжский районный суд в течение 10 дней.
Судья ФИО7