Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2014 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,
при секретаре Кривоносовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2758\14 по иску Дубовой С.А. и Мишура Е.В. к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
Установил:
Дубова С.А. и Мишура Е.В. обратились в суд с иском к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: /адрес/, в порядке приватизации, ссылаясь на то, что зарегистрированы и проживают в данной квартире с /дата/. Ранее правом приватизации не пользовались. В настоящее время жилой фонд военного городка /адрес/ находится в ведении Центрального территориального управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, и на баланс Администрации Клинского муниципального района не передан. Распоряжением Правительства РФ № от /дата/ военный городок /адрес/ исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
В судебном заседании Дубова С.А., а также представитель истцом по доверенности Кузнецова Л.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика- ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации не явился.
Представители 3-х лиц Министерства обороны РФ и Управления Росреестра по Московской области не явились.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона).
Квартира, расположенная по адресу: /адрес/ была предоставлена на основании служебного ордера № от /дата/ 2-1 КЭЧ района А. на семью из трех человек: жену Дубову С.А., сына В. и дочь Е.( л.д.5).
Со слов истицы Дубовой С.А. квартира была предоставлена её бывшему мужу А., как военнослужащему Министерства обороны РФ.
Согласно копии финансового лицевого счета от /дата/ Дубова С.А. зарегистрирована в данном жилом помещении с /дата/, Мишура Е.В.- с /дата/. ( л.д.6).
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (1983г.), действовавшего на момент предоставления спорной квартиры, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.1984 № 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм жилищного законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.03.2005, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации (ст. 100 ЖК РФ).
В соответствии со статьями 92 и 100 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации 26.01.2006 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, согласно которым включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами (п. 12 Правил).
Согласно положениям Порядка включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда, являющегося Приложением N 1 к указаниям НСРиО от 24.04.2007 г. № 155/4/694, органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом в Министерстве обороны Российской Федерации, является Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации, заявителем - квартирно-эксплуатационная часть района, отделение морской инженерной службы, войсковые части, обладающие правами КЭЧ района, за которыми жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления.
Между тем, указанный Порядок действует с 2006 года (Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, начало действия 14.02.2006).
Согласно ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Данных о передаче жилого фонда военного городка /адрес/ в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, у суда отсутствуют сведения о том, что к моменту разрешения настоящего спора квартира № в д.№ военного городка /адрес/ исключена из числа служебных.
Наличие записи в ордере № от /дата/: «служебный до /дата/», по мнению суда, не подтверждает того обстоятельства, что в настоящее время квартира не отнесена к числу служебных.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 № 1301, служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам. Однако это не означает, что законом установлено придание жилому помещению статуса служебного путем обязательного внесения соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости.
Исключение военного городка /адрес/ из перечня закрытых военных городков само по себе не повлекло изменение статуса жилого помещения.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, а также п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится лишь по решению органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации в настоящее время вправе принимать решения об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В ходе разрешения спора достоверно установлено, что органом, осуществляющим управление государственным имуществом в период с /дата/ по настоящее время, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принималось.
Таким образом, спорная квартира была предоставлена А. в качестве служебной в связи с трудовыми отношениями в Министерстве обороны РФ, относится к специализированному жилищному фонду, поскольку признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных.
То обстоятельство, что истцы проживают в квартире на основании договора социального найма, не является значимым.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. Между тем, законодательством, действовавшим на момент включения спорного жилого помещения в число служебных, подобных ограничений не было предусмотрено.
Спор разрешен судом по заявленным требованиям. Требований о расторжении (прекращении) договора найма служебного жилого помещения суду не заявлено.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска Дубовой С.А. и Мишура Е.В. к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.
Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.