Дело №2-216/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Юдиной О.Н.,
с участием старшего помощника Каширского городского прокурора Московской области Типуновой Е.Ю. действующей по доверенности за №№ от ДД.ММ.ГГГГ в интересах прокуратуры Московской области,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой А.С.,
а также с участием представителя третьего лица Департамента Росгидромета по ЦФО по доверенности Скворцова А.Н., третьих лиц Данилина Р.Г. и Рябцева П.С. и их представителей по доверенности Гогиной Е.С. и Митрофанова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-216/2019 по иску Первого заместителя прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству строительного комплекса Московской области о признании недействительным градостроительного плана земельного участка, признании недействительным распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и признании недействительным разрешения на строительство производственно-складского здания на земельном участке,
У С Т А Н О В И Л:
Первый заместитель прокурора Московской области обратился в суд с уточненным иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчику Министерству строительного комплекса Московской области и просит суд:
Признать недействительными градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № и распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>».
Признать недействительным выданное Министерством строительного комплекса Московской области ДД.ММ.ГГГГ Данилину Р.Г. и Рябцеву П.С. разрешение № № на строительство производственно-складского здания на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, площадью 10 000 кв.м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для застройки и размещения производственных объектов.
Иск мотивирован тем, что Прокуратурой Московской области в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка по обращению начальника Департамента Росгидромета по ЦФО Смирнова В.В. по вопросам выдачи градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство производственно-складского здания, по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства. Установлено, что Министерством строительного комплекса Московской области ДД.ММ.ГГГГ Данилину Р.Г. и Рябцеву П.С. выдано разрешение на строительство производственно-складского здания на принадлежащем данным физическим лицам на праве общей долевой собственности земельном участке с кадастровым номером №, площадью 10 000 кв.м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для застройки и размещения производственных объектов, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное разрешение выдано на основании предоставленных Данилиным Р.Г. и Рябцевым П.С. документов, в том числе градостроительного плана земельного участка, подготовленного Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области и утвержденного распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № № Названный земельный участок имеет общую границу с земельным участком с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования - для размещения метеорологической станции, закрепленным за <данные изъяты> на праве постоянного (бессрочного) пользования и используемым в целях эксплуатации стационарного пункта наблюдения - метеостанции II разряда Кашира. Порядок использования территории, прилегающей к стационарным пунктам наблюдения, определен ч.3 ст.13 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», согласно которой в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации. Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №, предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны. В пределах указанных охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Кроме того, действующим до настоящего времени постановлением Совмина СССР от 06.01.1983 №19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды» вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, установлены охранные зоны в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны. Данным постановлением также определено, что работы по строительству зданий и сооружений в охранной зоне гидрометеорологических станций могут производиться только с согласия органов, в систему которых входят гидрометеорологические станции. Таким образом, принадлежащий Данилину Р.Г. и Рябцеву П.С. земельный участок в связи с расположением на расстоянии менее 200 метров от земельного участка <данные изъяты> находится в зоне с особыми условиями использования территории, ограничивающей хозяйственную деятельность. Вместе с тем в нарушение действовавших в период утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» в градостроительном плане имеется информация только о размещении планируемого объекта с учетом возможного негативного воздействия на прилегающие территории, без указания сведений о расположении земельного участка в охранной зоне стационарного пункта наблюдения. Проверкой также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, то есть до выдачи Министерством разрешения на строительство объекта, сведения об охранной зоне стационарного пункта наблюдения внесены в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке и имеются в публичной кадастровой карте. Ответчиком при выдаче оспариваемого разрешения на строительство нарушены требования ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Таким образом, разрешение на <данные изъяты> здания выдано Министерством в нарушение указанных положений закона, без учета требований об ограничении хозяйственной деятельности в двухсотметровой охранной зоне метеостанции, аналогичные ограничения не учтены и при выдаче градостроительного плана земельного участка. Прокурор, заявляя настоящие требования, полагает, что указанные выше нарушения влекут нарушение прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, так как осуществление строительства в указанной зоне с особыми условиями использования территории без учета необходимых согласований с органами Росгидромета может повлечь искажение получаемых метеостанцией сведений, нарушение прав государственных органов, организаций и граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и изменении погодных условий и иных параметров (л.д.88-92 - уточненные исковые требования в порядке ст.45 ГПК РФ).
В судебном заседании старший помощник Каширского городского прокурора Московской области - Типунова Е.Ю., действующая по доверенности в интересах прокуратуры Московской области, уточненный в порядке ст.45 ГПК РФ иск и доводы, изложенные в нем, подтверждающие незаконность оспариваемых прокурором градостроительного плана земельного участка, распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и разрешения на строительство, поддержала, и просила суд его удовлетворить. В судебных прениях старший помощник Каширского городского прокурора Московской области - Типунова Е.Ю. указала, что рассматриваемое исковое заявление подано прокурором в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц. На метеостанции, расположенной в Кашире, метеорологические наблюдения организованы с ДД.ММ.ГГГГ года. Из представленных материалов следует, что в целях обеспечения эффективного участия Российской Федерации в деятельности Всемирной метеорологической станции метеостанция Каширы включена в список станций Региональной опорной сети наблюдений Росгидромета. Также в целях обеспечения государственных нужд в климатической метеорологической информации для определения тенденций климатических изменений на территории Российской Федерации, в том числе в рамках выполнения международных обязательств указанная метеостанция включена в перечень климатических станций, не подлежащих закрытию и сокращению объемов и программ метеорологических наблюдений. Таким образом, деятельность данной метеостанции имеет важное значение, не только регионального, но и государственного характера, в связи с чем, требуется неукоснительное соблюдение законодательства, направленного на безусловное обеспечение мер по осуществлению надлежащей работы метеостанции, в том числе, связанных с функционированием охранной зоны.
Представитель третьего лица Департамента Росгидромета по ЦФО - Скворцов А.Н. уточненные исковые требования прокуратуры Московской области просил удовлетворить, указав, что они основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации и поддержал письменное мнение, на исковое заявление, представленное в материалы дела (л.д.61-63). Департамент Росгидромета по ЦФО осуществляя в соответствии с Положением от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по контролю за соблюдением установленных ограничений хозяйственной деятельности в пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений, входящих в государственную наблюдательную сеть, поясняет следующее. Создание охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением предусмотрено и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», а также одноименным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №№. В части, не противоречащей действующему законодательству, применяется и постановление Совета министров СССР от 06.01.1983 №19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды». Охранные зоны вокруг стационарных пунктов наблюдений созданы, в первую очередь, в целях реализации основных принципов деятельности гидрометеорологической службы, касающихся глобальности и непрерывности наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; обеспечением достоверности информации о состоянии окружающей среды; соответствия деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности на основании Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (ст.4, ч.3 ст.13). В пределах указанных охранных зон установлены ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности получаемой метеостанцией информации, на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны от ее границ. Исходя из буквального толкования данных положений (эту позицию сформировал Верховный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, отменив противоречащий ей судебный акт краевого суда), возведение зданий и сооружений в пределах границы охранной зоны и в непосредственной близости от метеорологических пунктов наблюдений оказывает существенное влияние на точность измерений, ведет к недостоверности сведений, получаемых метеостанциями о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и метеорологической обстановке, тем самым создавая опасность причинения вреда в будущем для жизни и здоровья граждан. Сведения о существующей охранной зоне метеостанции Кашира по адресу: <адрес>, внесены в государственный кадастр недвижимости и отображены на публичной кадастровой карте ДД.ММ.ГГГГ. Вопреки требованиям указанных нормативных актов Министерством строительного комплекса Московской области распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №№ утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, а также ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение №№ на строительство производственно-складского здания на указанном земельном участке по адресу: <адрес> принять во внимание и то, что метеостанция <данные изъяты> разряда Кашира имеет исключительное значение в части выполнения задач в области гидрометеорологии, стоящих перед Российской Федерацией, как во внутригосударственном, так и в международном масштабе. Согласно приказа Росгидромета от ДД.ММ.ГГГГ № данная метеостанция входит в перечень климатических станций, не подлежащих закрытию и сокращению объемов и программ метеорологических наблюдений. Нормальное функционирование данной метеостанции обязательно в целях обеспечения эффективного участия нашей страны в деятельности ВМО. Кроме того, в силу вышеуказанных нормативных актов, возведение любых зданий и сооружений в охранной зоне метеостанции <данные изъяты> разряда Кашира возможно лишь при согласовании ФГБУ «Центральное УГМС». Такое согласование отсутствует. Департамент придерживается той правовой позиции, что охранные зоны вокруг всех метеостанций, включая Каширу, установлены как минимум еще на основании п.2 постановления Совета министров СССР от 06.01.1983 №19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды», никакого повторного установления не требовали ввиду отсутствия юридического смысла в таком действии, а с учетом постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № требовалось лишь очертить их границы в кадастровом формате.
Представитель ответчика Министерства строительного комплекса Московской области и третьего лица Министерства жилищной политики Московской области - Черненко А.М. не явился в судебное заседание после объявленного судом перерыва. От Министерства строительного комплекса Московской области и Министерства жилищной политики Московской области в материалы дела представлены письменные возражения. В своих возражениях ответчик Министерство строительного комплекса Московской области и третье лицо Министерство жилищной политики Московской области, ссылаясь на нормы материального и процессуального права, указанные в них, просят суд в удовлетворении заявленных требований отказать, учитывая, что на дату выдачи ГПЗУ, ограничения прав на землю не зарегистрированы. Министерство считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Разрешения на строительство и градостроительный план выданы Министерством в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. На основании п.1 ст.41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ. Согласно ч.2 ст.7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных. На основании п.1 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ (в редакции, действующей на дату выдачи ГПЗУ и разрешения на строительство) могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. В соответствии с ч.3 ст.13 Федерального закона от 19.07.1998 №113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность. Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с ч. 3 и 6 ст.56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон и подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. На основании п.5 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ от 03.07.2016 «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории. Согласно ч.1 ст.10 №218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения таких зон (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий). На основании п.9 ч.1 ст.32 №218-ФЗ органы государственной власти обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. В соответствии с ч.1 ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Согласно ч.5 ст.41 ГрК РФ градостроительный план земельного участка относится к документации по планировке территории. По смыслу статей 41-46 ГрК РФ ГПЗУ по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях; при этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №). Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № № утвержден градостроительный план № № земельного участка с кадастровым номером №. Поскольку сведения об охранной зоне стационарного пункта наблюдения внесены в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке только ДД.ММ.ГГГГ они не могли быть отображены в ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ подготовлен и утвержден в соответствии с действующим законодательством. Ответчик, ссылаясь на положения ч.1 ст.51 ГрК РФ (в редакции, действующей на дату выдачи разрешения на строительство), п.2 ч.7 ст.51 ГрК РФ (в редакции, действующей на дату выдачи разрешения на строительство), ч.13 ст.51 ГрК РФ (в редакции, действующей на дату выдачи разрешения на строительство), указывает на то, что для получения разрешения на строительство к заявлению застройщиками (Данилиным Р.Г. и Рябцевым П.С.) был приложен ГПЗУ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, основанием для отказа в выдачи разрешения на строительство не могло послужить нахождение земельного участка с кадастровым номером №, на котором предполагается строительство производственно-складского здания, в зоне с особыми условиями использования территории, ограничивающей хозяйственную деятельность. Следовательно, разрешение на строительство выдано в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 6 Положения в пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Между тем, в силу требований ч.1 ст.56 ГПК РФ Прокурором не доказано, что строительство производственно-складского здания может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (л.д.112-129). Третьим лицом Министерством жилищной политики Московской области представлена аналогичная правовая позиция на требования заявленные прокурором (л.д.149-153).
Представитель третьего лица - Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным судом о дате, времени и месте рассмотрении дела.
От представителя Мособлархитектуры - Семионичева А.С. ранее в материалы дела представлены письменные объяснения в порядке ст. 68 ГПК РФ. Мособлархитектура просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме и не согласна с заявленными требованиями и по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (статья действовала на момент утверждения ГПЗУ, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков в виде отдельного документа (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) Московской области» градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № утвержден распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № №. Согласно указанному административному регламенту в целях предоставления государственной услуги, Главным управлением в отношении рассматриваемого земельного участка запрашивается, в том числе кадастровая выписка на земельный участок, кадастровый паспорт на земельный участок и объекты недвижимости - в Филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области. Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ №№ сведения о расположении указанного земельного участка в охранной зоне стационарного пункта наблюдения отсутствуют. Документы территориального планирования и градостроительного зонирования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношении территории, на которой расположен земельный участок с указанным кадастровым номером на момент подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка не утверждены. В связи с этим в утвержденном градостроительном плане земельного участка информация об охранной зоне стационарного пункта наблюдения отсутствует. На дату выдачи градостроительного плана земельного участка сведения о наличии охранной зоны метеостанции в государственный кадастр недвижимости не были внесены. Охранная зона стационарного пункта наблюдения поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Согласно постановлению Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении срока использования информации, указанной в градостроительных планах земельных участков, утвержденных до ДД.ММ.ГГГГ» установлено, что информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до ДД.ММ.ГГГГ, может быть использована до ДД.ММ.ГГГГ для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся реконструируемым в границах такого земельного участка, выдачи разрешений на строительство (л.д.101-102).
Третьи лица - Данилин Р.Г., Рябцев П.С. и их представители Гогина Е.С. и Митрофанов К.В. просили суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по основаниям, изложенным в представленных в материалы дела Отзыве и возражениях на исковое заявление. В отзыве Данилин Р.Г. и Рябцев П.С. указывают на то, что они не согласны с выводами прокурора о том, что градостроительный план и выданное с его учетом разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № №, не соответствуют требованиям закона, поскольку в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером №, утвержденном распоряжением Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № отсутствуют сведения об охранной зоне метеорологической станции II Кашира. Выдача вышеуказанного градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, осуществлялась в соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Форма градостроительного плана земельного участка на тот период времени была утверждена приказом Министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и содержала обязательные к заполнению графы, в том числе, о границах зон с особыми условиями использования территории. Вместе с тем, на момент утверждения вышеуказанного градостроительного плана земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости отсутствовали. В соответствии со ст.56 ЗК РФ, права на землю могут быть ограничены, помимо прочего, в ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Данные ограничения подлежат государственной регистрации. В соответствии со ст.1 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 №218 «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений о земельном участке, помимо прочего указываются сведения о расположении данного объекта недвижимости в границах зон с особыми условиями использования территории, в том числе охранных зонах. Согласно данным публичной кадастровой карты сведения о местоположении границ охранной зоне с кадастровым номером № пункта II разряда метеорологической сети «<данные изъяты>» внесены в ЕГРН лишь ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, учитывая требования ст.ст.41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент выдачи вышеуказанного ГПЗУ), в соответствии с которыми градостроительный план земельного участка является фактически документом, воспроизводящим строительные и планировочные характеристики планируемого под застройку земельного участка, установленные документацией по планировке территории, у Главархитектуры Московской области при разработке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № и у Минстроя Московской области при утверждении данного ГПЗУ отсутствовали объективные сведения и основания для внесения в данный документ сведений о нахождении вышеуказанного земельного участка в границах охранной зоны пункта метеорологической сети «Кашира». Таким образом, градостроительный план земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером №, утвержденный распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», разработан и утвержден в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства. При выдаче разрешения от ДД.ММ.ГГГГ № RU50-14-9740- 2017 на строительство производственно-складского здания на земельном участке с кадастровым номером №, Министерством строительного комплекса Московской области соблюдены требования ст.51 ГрК РФ. На момент выдачи Минстроем Московской области оспариваемого разрешения на строительство в ЕГРН отсутствовали сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером 50:37:0060338:24 в охранной зоне вышеуказанного пункта метеорологической сети, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанное ограничение в праве пользования земельным участком с кадастровым номером № не зарегистрировано в ЕГРН, и установлено по настоящее время. Таким образом, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство предусмотренных ч.13 ст.51 ГрК РФ у Министерства строительного комплекса Московской области не имелось. Прокурором в силу требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, что возведение на земельном участке с кадастровым номером 50:37:0060338:24 производственно-складского здания, может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемой на пункте государственной метеорологической сети «Кашира». Кроме того, прокурором не соблюден досудебный порядок. Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №№ и распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>» являются правовыми актами данного органа государственной власти. В случае если, по мнению прокурора при издании вышеуказанных нормативных правовых актов Министерством строительного комплекса Российской Федерации были допущены нарушения требований закона, орган прокуратуры должен был принести соответствующий протест (ст.23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»), однако в материалах гражданского дела отсутствуют данные сведения (л.д.155-161). Из письменных возражений Данилина Р.Г. и Рябцева П.С. также следует, что они, являясь в рассматриваемом деле заинтересованными лицами, с требованиями, содержащимися в иске не согласны, поскольку их удовлетворение приведет к нарушению их законных прав и интересов. Данилин Р.Г. и Рябцев П.С. указывают, что при приобретении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, наличия каких-либо ограничений в использовании земельного участка не имелось. Вплоть до настоящего времени на данный участок обременения не зарегистрированы, что свидетельствует о том, что они имеют право пользоваться своим имуществом в соответствии с его целевым назначением, не ограничиваясь в своих правах на него. Как установлено, сведения об охранной зоне внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. То есть, охранная зона фактически существует с ДД.ММ.ГГГГ. До указанного момента определить наличие охранной зоны не представлялось возможным, так как в общедоступных источниках какая-либо информация на этот счет отсутствовала. При организации метеостанции вокруг ее территории не была выделена охранная зона. Внешняя граница и функциональные участки охранной зоны должны быть обозначены в натуре межевыми знаками, указателями на путях наиболее вероятного появления людей. ФГБУ «Центральное УГМС» не выполнило данных действий: не сформировало обремененный особым правовым статусом земельный участок за пределами своего земельного участка на 200 м., не внес сведения о нем для всеобщего доступа в единый государственный земельный кадастр своевременно. При такой ситуации определить на момент принятия решения о землеотводе под строительство, выдаче разрешения на строительство обременение места постройки запретительным режимом использования земли для целей строительства ни собственникам земельного участка, ни органам, выполняющим функции оформления земельных прав и выдаче разрешений на строительство объектов, не представлялось возможным. При отсутствии сформированного земельного участка с особым статусом за пределами участка, принадлежащего ФГБУ «Центральное УГМС», и при невнесении сведений об этом в земельный кадастр, не является доказательством, достаточным для признания незаконности выдачи разрешения на строительство, поскольку не представлялось возможным также определить, попадает ли участок строительства под особый режим 200 метровой зоны от участка метеостанции, принадлежит ли данный 200-метровый участок охранной зоны ФГБУ «Центральное УГМС», какие основания существуют у разрешительных органов в отказе в выдаче соответствующих документов застройщику по градостроительному законодательству. Следует установить, исходя из вышеизложенного, что Министерством строительного комплекса Московской области соблюдены все градостроительные нормы, а также требования земельного законодательства и у данного органа нет оснований для отказа в выдачи разрешения на строительство и градостроительного плана земельного участка. На момент подачи искового заявления, в материалах дела отсутствуют доказательства того, какие нормы нарушены ответчиком. Кроме того, земельный участок, принадлежащий им (Данилину Р.Г. и Рябцеву П.С.) на праве собственности, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. На момент приобретения земельного участка на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо обременений в пользовании этого земельного участка зарегистрировано не было. Тот факт, что по вине метеостанции, которая в свою очередь несвоевременно озаботилась о внесении сведений об охранной зоне в ЕГРН, земельный участок, принадлежащий им на праве собственности, попадает в охранную зону, само по себе не может являться основанием для признания недействительными градостроительного плана земельного участка и выданного разрешения на строительство. Обращаясь к постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, установленного на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м. во все стороны, можно прийти к выводу, что точного расстояния не установлено. Постановлением лишь предусмотрен рекомендательный характер. То есть, конкретное расстояние определяется в зависимости от местности и рельефа. В материалах дела отсутствуют данные о том, на основании чего установлено, что применительно к конкретному пункту наблюдения охранная зона составляет 200 метров во все стороны. Постановлением Совмина СССР от 06.01.1983 №19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды» предусмотрено, что работы по строительству зданий и сооружений в охранной зоне могут производиться, но с согласия органов, в систему которых входят гидрометеорологические станции. Из этого следует, что постановлением не запрещено строительство. В связи с чем, признание разрешения на строительство и ГПЗУ недействительными - неправомерно. Кроме того, в соответствии с документами градостроительного планирования и градостроительного зонирования не имеется запрета на строительство и ограничения на этажность возводимых объектов капитального строительства. Согласно ч.9 ст.31 ГрК РФ орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам, материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности. Земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для застройки и размещения производственных объектов» и в соответствии с правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Кашира Московской области, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации городского округа Кашира № (далее-ПЗЗ), отнесен к территориальной зоне «П» - производственная зона с предельной допустимой этажности 3 этажа, при этом высотность здания градостроительным регламентом не ограничена. В соответствии с ч. 9 ст. 27 ПЗЗ предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений указаны на карте градостроительного зонирования. Предельное количество этажей включает все наземные этажи. Предельное количество этажей объектов капитального строительства в границах соответствующих территориальных зон, допускающих строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, составляет 3 этажа, если иное не указано на карте градостроительного зонирования. На основании ст.30 ПЗЗ в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур городского округа Кашира Московской области включены: производственная зона (П); коммунальная зона (К); зона транспортной инфраструктуры (Т). Производственная зона «П» установлена для размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду, а также для размещения объектов управленческой деятельности производственных объектов, складских объектов, объектов оптовой торговли, а так же для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Для вида разрешенного использования «производственная деятельность» код (числовое обозначение ВРИ) 6.0, максимальный процент застройки, в том числе в зависимости от количества наземных этажей, определен 60%. Кроме того, иные земельные участки, граничащие с земельным участком, на котором находится метеостанция, отнесены к территориальным зонам <данные изъяты> и <данные изъяты> с предельной этажностью <данные изъяты> этажей и также не имеют ограничений в высотности объектов капитального строительства. Таким образом, запрета на строительство на обозначенном земельном участке в документах градостроительного планирования и градостроительного зонирования, соответствующем градостроительному регламенту не имеется. Возможность согласования отдельных параметров планируемого к возведению объекта капитального строительства с учетом предельных параметров, не отрицается, вместе с тем полный запрет на строительство любых объектов, мотивируемый возможным влиянием их на достоверность метеорологических исследований, не является законным и обоснованным. Кроме того, прокурором не доказан факт влияния на права неопределенного круга лиц, а также, каким образом выданное разрешение на строительство повлияло на искажение получаемых метеостанцией данных. В результате бездействие ФГБУ «Центральное УГМС» привело к нарушению законных прав и интересов лиц, а также, к лишению права на пользование принадлежащим этим лицам имуществом по его целевому и прямому назначению. Удовлетворение требований искового заявления приведет не только к нарушению указанных прав, но и к колоссальному ущербу лиц, в размере нескольких сотен миллионов (л.д.162-166).
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте слушания дела, заявив к суду просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления (л.д.81).
Третье лицо - представитель администрации городского округа Кашира мнение по иску не представил и в судебное заседание не явился, будучи извещенным.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения, возражения и мнение лиц, участвующих в деле, проверив материалы настоящего дела, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению. Возражения ответчика и третьих лиц, выступающих на стороне ответчика, основаны на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав в числе прочих являются восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также признание недействительным акта государственного органа.
Согласно положений ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п.10 Положения о Министерстве жилищной политики Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, правопреемником Министерства в части исполнения переданных полномочий в сферах жилищной политики, реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, градостроительной деятельности, является Министерство жилищной политики Московской области.
Согласно п.10 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, правопреемником Главархитектуры является Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Судом установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что ФГБУ "Центральное УГМС" является организацией, созданной в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, для чего оно регулярно проводит гидрометеорологические и гелиофизические наблюдения на стационарных и подвижных пунктах наблюдений, производит сбор, обработку, анализ и распространение данных наблюдений, осуществляет общее руководство закрепленными станциями и постами, наблюдательной сетью, организует и осуществляет техническое обслуживание и метрологическое обеспечение наблюдений в пунктах наблюдательной сети Учреждения для обеспечения единства измерения. В оперативном управлении ФГБУ «Центральное УГМС» находится метеорологическая станция по адресу: <адрес>, принадлежащая Российской Федерации. В постоянно (бессрочном) пользовании у ФГБУ «Центральное УГМС» находится земельный участок, площадью 9990 кв.м, предоставленный из земель населенных пунктов, для размещения метеорологической станции, по адресу: <адрес>, принадлежащий Российской Федерации.
В свою очередь, на Департамент Росгидромета по ЦФО в соответствии с Положением от ДД.ММ.ГГГГ, выступающего по спору в качестве третьего лица, возложены полномочия по контролю за соблюдением установленных ограничений хозяйственной деятельности в пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений, входящих в государственную наблюдательную сеть.
В соответствии с приказом Росгидромета от ДД.ММ.ГГГГ № метеостанция <данные изъяты> разряда Кашира входит в перечень климатических станций, не подлежащих закрытию и сокращению объемов и программ метеорологических наблюдений. Репрезентативность этой метеостанции имеет решающее значение. Более того, метеостанция <данные изъяты> разряда Кашира включена в списки станций Региональной опорной сети наблюдений Росгидромета в Регионах <данные изъяты> (<данные изъяты>) и <данные изъяты> (<данные изъяты>) в рамках исполнения международных обязательств Российской Федерации по выполнению решений <данные изъяты>-й сессии Исполнительного совета Всемирной метеорологической организации (<данные изъяты>, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ), приказ Росгидромета от ДД.ММ.ГГГГ № – (л.д.64, л.д.65, л.д.66-67, л.д.68-69, л.д.70-71).
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ за № подтверждает, что Данилину Р.Г. и Рябцеву П.С. на праве общей долевой собственности (доля в праве ?) принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 10 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для застройки и размещения производственных объектов, расположенный по адресу: <адрес>, который поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо ограничений прав и обременений объекта недвижимости не зарегистрировано в ЕГРН.
По сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости содержатся актуальные сведения об ограничении прав на земельный участок с кадастровым номером № предусмотренные ст.56 ЗК РФ, в связи с вхождением земельного участка в границы охранной зоны стационарного пункта наблюдений за состоянием окружающей природной среды с учетным номером №, сведения об ограничении установлены с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-44).
Выкопировка из генерального плана городского округа Кашира Московской области (карта ЗУИТ), утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Кашира ДД.ММ.ГГГГ также содержит сведения о наличии охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды (л.д.187-189).
В силу положений ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций входит гидрометеорологическая служба. К числу основных принципов, на основе которых гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность, относятся глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей); соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности (статья 4 Федерального закона от 19 июля 1998 года N113-ФЗ "О гидрометеорологической службе").
В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность (часть 3 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе").
Положением о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 года N 972, предусмотрено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 м во все стороны. В пределах указанных охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (пункты 3 и 6 Положения).
Пунктом 2 Постановления Совмина СССР от 06 января 1983 года N19 "Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды" предусмотрено установить вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранные зоны в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны.
Судом установлено, что ответчиком Министерством строительного комплекса Московской области Данилину Р.Г. и Рябцеву П.С. выдано разрешение от ДД.ММ.ГГГГ №№ на строительство производственно-складского здания на принадлежащем данным физическим лицам на праве общей долевой собственности земельном участке с кадастровым номером №, площадью 10 000 кв.м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для застройки и размещения производственных объектов, расположенном по адресу: <адрес>, на основании предоставленных последними документов, в том числе градостроительного плана земельного участка, подготовленного Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области и утвержденного распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.117-118, л.д.120-123).
Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Данилину Р.Г. и Рябцеву П.С. граничит с земельным участком с кадастровым номером № по адресному ориентиру: <адрес>, с видом разрешенного использования - для размещения метеорологической станции, закрепленным за ФГБУ «Центральное УГМС» на праве постоянного (бессрочного) пользования и используемым в целях эксплуатации стационарного пункта наблюдения - метеостанции <данные изъяты> разряда Кашира (л.д. -32).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (статья 41, часть 1; статья 42), права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Принятый в порядке реализации указанных конституционных требований Федеральный закон от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" исходит из того, что деятельность гидрометеорологической службы обеспечивает органы государственной власти, Вооруженные Силы Российской Федерации, а также население информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении, включая экстренную информацию (статьи 1 и 5), посредством мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе за счет соответствующих наблюдений на стационарных пунктах наблюдений, вокруг которых - в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении - создаются охранные зоны, положение о которых утверждается Правительством Российской Федерации (статья 1 и часть 3 статьи 13).
Согласно пунктам 3, 4 и 6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 972) вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны в виде земельных участков, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны; размеры и границы указанных зон определяются в зависимости от рельефа местности и других условий; в пределах охранных зон устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.
Указанная позиция отражена в определении Конституционного суда РФ от 20.12.2018 № 3241-О.
В силу положений ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Из представленных истцом Первым заместителем прокурора Московской области доказательств, не оспоренных ответчиком и третьими лицами Данилиным Р.Г. и Рябцевым П.С. следует, что принадлежащий последним земельный участок в связи с расположением на расстоянии менее 200 метров от земельного участка ФГБУ «Центральное УГМС», находится в зоне с особыми условиями использования территории, ограничивающей хозяйственную деятельность.
Кроме того, суд отмечает и соглашается с доводом истца, что в нарушение действовавших в период утверждения градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № статьи 44 ГрК РФ, а также приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка» в градостроительном плане имеется информация только о размещении планируемого объекта с учетом возможного негативного воздействия на прилегающие территории, без указания сведений о расположении земельного участка в охранной зоне стационарного пункта наблюдения.
Как следует, из материалов проверки, проведенной Прокуратурой Московской области в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 02.02.2017, то есть до выдачи ответчиком Министерством строительного комплекса Московской области разрешения на строительство объекта, сведения об охранной зоне стационарного пункта наблюдения внесены в государственный кадастр недвижимости в установленном порядке и имеются в публичной кадастровой карте (л.д.94), которая предназначена для использования неограниченным кругом лиц (ст. 12 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
По смыслу приведенных выше положений норм права, граница охранной зоны не может быть менее 200 метров во все стороны от метеорологической станции <данные изъяты> Кашира (стационарного пункта наблюдения). Возведение любых зданий и сооружений в охранной зоне метеостанции II разряда Кашира возможно лишь при согласовании ФГБУ «Центральное УГМС». Доказательств наличия такого согласования ответчиком и третьим лицами Данилиным Р.Г. и Рябцевым П.С. в подтверждение своих возражений не представлено, и материалы дела не содержат.
Оценив доказательства в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности истцом заявленных требований. Оспариваемое Первым заместителем прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц разрешение на строительство производственно-складского здания выдано ответчиком Министерством в нарушение указанных положений закона, без учета требований об ограничении хозяйственной деятельности в двухсотметровой охранной зоне метеостанции, аналогичные ограничения не учтены и при выдаче градостроительного плана земельного участка. Министерство строительного комплекса Московской области своими действиями по утверждению градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство на нем допустило нарушение требований законодательства в области гидрометеорологии, а также ч.13 ст.51 ГрК РФ.
Ссылку третьего лица - Мособлархитектура в возражениях на требования прокурора, на Административный регламент по подготовке ГПЗУ и другие нормативные акты субъекта федерации, как на основание законности выданного ГПЗУ и распоряжения о его утверждении, суд находит несостоятельной, поскольку действующим постановлением Совмина СССР от 06.01.1983 №19 установлена с момента его вступления в силу охранная зона в отношении всех метеостанций СССР (п.2), причем специально устанавливалось, что земельные участки у землепользователей не изымались.
Установленная по нормам действующего союзного законодательства охранная зона метеостанции II разряда Кашира продолжает существовать до настоящего времени, и ее правовой режим остался прежним.
Возражения ответчика Министерства строительного комплекса Московской области и указание на положения п.1 ч.2 ст.56 ЗК РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты судом, как основание для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, исходя из того, что в ст.56 ЗК РФ говорится о новых охранных зонах, установленных после ДД.ММ.ГГГГ. Охранные зоны метеостанций установлены с ДД.ММ.ГГГГ и их правовой режим и связанные с ним ограничения не находятся в зависимости от государственной регистрации в кадастре. Основанием иска выступает отсутствие согласования с уполномоченными органами (ФГБУ «Центральное УГМС») работ по строительству зданий в условиях действия и буквального толкования приведенных положений Федерального закона от 19 июля 1998 года N113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", постановления Правительства РФ от 27 августа 1999 года N 972 и постановления Совмина СССР от 06 января 1983 года N 19, установивших существующую охранную зону метеостанции, и выяснение вопроса о степени влияния будущего объекта на достоверность данных метеостанции находится за пределами предмета иска.
Доводы третьих лиц Данилина Р.Г. и Рябцева П.С. о том, что охранная зона не была определена на местности, о недоказанности влияния объектов на жизнь и здоровье граждан, об отсутствие вины, ввиду невозможности получения информации о наличии охранной зоны, также отклоняются судом, как несоответствующие вышеприведенным правовым нормам. Обязанность по соблюдению установленного режима охраны таких земельных участков предусмотрена действующим законодательством. При наличии возможности для соблюдения действующего законодательства, Данилиным Р.Г. и Рябцевым П.С. с учетом целевого назначения принадлежащего им земельного участка, не принято всех зависящих от них мер по их соблюдению.
Установленные выше судом нарушения влекут нарушение прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, так как осуществление строительства в указанной зоне с особыми условиями использования территории без учета необходимых согласований с органами Росгидромета может повлечь искажение получаемых метеостанцией сведений, нарушение прав государственных органов, организаций и граждан на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и изменении погодных условий и иных параметров. Требования Первого заместителя прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц основаны на законе.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
уточненные исковые требования Первого заместителя прокурора Московской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству строительного комплекса Московской области о признании недействительным градостроительного плана земельного участка, признании недействительным распоряжения Министерства строительного комплекса Московской области «Об утверждении градостроительного плана земельного участка» и признании недействительным разрешения на строительство производственно-складского здания на земельном участке, удовлетворить.
Признать недействительными градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № и распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>».
Признать недействительным выданное Министерством строительного комплекса Московской области ДД.ММ.ГГГГ Данилину Р.Г. и Рябцеву П.С. разрешение № № на строительство производственно-складского здания на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, площадью 10 000 кв.м, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для застройки и размещения производственных объектов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья: О.Н. Юдина