УИД 11RS0001-01-2019-014919-70 Дело № 2-1128/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мосунова Е.В.
при секретаре Меньшиковой О.В.,
с участием истца Сазонова С.В.,
представителей ответчиков Ивановой О.М., Васюхневич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
03 июня 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Сазонова ФИО1 к Сыктывдинскому районному суду Республики Коми, Министерству юстиции Республики Коми, Министерству юстиции Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Сазонова С.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к Сыктывдинскому районному суду Республики Коми, Министерству юстиции Республики Коми, Министерству юстиции Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере 130 000 рублей. В обоснование указано, что истцу Сазонову С.В. причинены нравственные и физические страдания ненадлежащими условиями содержания в камерах ожидания конвойного помещения Сыктывдинского районного суда Республики Коми и ненадлежащими условиями конвоирования в спецавтомобиле.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Судебного департамента в Республике Коми, Федеральная служба исполнения наказаний, федеральное казенное учреждение «Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», ОМВД России по Сыктывдинскому району, МВД по Республике Коми.
Сазонов С.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал.
Представитель МВД по Республике Коми Иванова О.М., представитель ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми Васюхевич А.С. с иском не согласились, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Сыктывдинский районный суд Республики Коми, Минюст Республики Коми, Минюст Российской Федерации, УСД в Республике Коми, ФСИН России, ОМВД России по Сыктывдинскому району извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в суд не направили. В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие их представителей.
Заслушав объяснения истца, представителей МВД по Республике Коми, ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Сыктывдинским районным судом Республики Коми в отношении истца рассматривается уголовное дело.
Сазонов С.В., содержавшегося под стражей, неоднократного: 10.06.2019, 02.07.2019, 24.07.2019, 16.08.2019, 30.08.2019, 11.09.2019, 08.10.2019, 22.10.2019, 23.10.2019, 06.11.2019, доставлялся из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в Сыктывдинский районный суд Республики Коми для участия в судебных заседаниях для рассмотрения уголовного дела отношении него.
До начала судебного заседания, во время перерывов в судебном заседании, а также перед отправкой обратно в следственный изолятор истец содержался в камерах, расположенных на 1 этаже здания Сыктывдинского районного суда Республики Коми.
В своих объяснениях и исковом заявлении истец ссылается на маленькие размеры камер, отсутствие стола, вследствие чего он испытывал неудобства при приеме пищи и написании документов, в размещении, так как при размещении теплых вещей на скамейке ему некуда было сесть, на непредоставление ему горячего питания и дополнительного питания и на некомфортные условия в специализированном автомобиле при доставлении его в суд.
Согласно ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическом лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
В соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению на общих основаниях, то есть при условии наличия вины в действиях причинителя вреда.
Обязательным условием наступления ответственности является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия).
Для применения ответственности за вред, причиненный ответчиками, также необходимо доказать наличие вины причинителя, которая в соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть в форме умысла и неосторожности.
Таким образом, применительно к данному делу факт наличия или отсутствия вины в действиях должностных лиц является юридически значимым обстоятельством.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств наличия умысла либо неосторожности в действиях (бездействии) должностных лиц, которые могли бы повлечь причинение морального вреда, стороной истца суду не представлено, а судом не добыто.
Сыктывдинский районный суд Республики Коми не является юридическим лицом, ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми конвоирование осужденных, лиц, содержащихся под стражей, на судебные заседания и следственные действия не осуществляет, Минюст России и Минюст РК не обладают полномочиями относительно заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что Сыктывдинский районный суд Республики Коми, ФКУ УК УФСИН России по Республике Коми, Минюст России и Минюст РК являются ненадлежащими ответчиками по делу, исковые требования к указанным ответчикам не подлежат удовлетворению.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации).
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от 30.03.1998 №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции осуществляется с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию. Данной норме корреспондируют принятые на себя Российской Федерацией обязательства, закрепленные международными правовыми актами, являющимися согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации частью ее правовой системы: ст.5 Всеобщей декларации прав человека, ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст.7 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Так, согласно ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Аналогичные нормы содержатся и в ст.7 Международного пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах».
Наряду с этим ст.10 Международного пакта провозглашено, что все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности.
Между тем, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
Относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации, Конституция Российской Федерации (ст.71, пункт «о») тем самым наделяет федерального законодателя полномочием предусматривать и иные ограничительные меры в отношении лиц, совершивших преступления и подвергнутых наказанию, которое по самой своей сути, как следует из п.1 ст.43 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключается в предусмотренном законом лишении или ограничении отдельных прав и свобод этих лиц.
Вопросы правовой регламентации содержания и размещения лиц, содержащихся под стражей, определены нормами Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ предусмотрено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии с нормами указанного Закона камеры конвойных помещений и залы судебных заседаний в судах общей юрисдикции к местам содержания под стражей не отнесены.
Вышеуказанные помещения являются частью зданий судов и лица, находящиеся под стражей, в них не содержатся, а доставляются в здание суда и временно там находятся для участия в судебном процессе и других мероприятиях, предусмотренных действующим законодательством. Соответственно на таких лиц распространяются все требования и регламенты, предусмотренные для всех без исключения граждан, находящихся в зданиях судов.
В соответствии с положениями Федерального закона от 08.01.1998 №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Из материалов дела следует, что группа помещений для подсудимых и конвоя, расположенная на 1 этаже здания Сыктывдинского районного суда Республики Коми, имеет в своем составе 3 камеры для лиц, содержащихся под стражей, 1 помещение для конвоя и 1 санитарный узел, что соответствует положениям Свода правил по проектированию и строительству СП 31-104-2000 «Здания судов общей юрисдикции», утвержденных Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 02.12.1999 №154.
Здание Сыктывдинского районного суда Республики Коми завершено строительством и введено в эксплуатацию в 1974 году на основании проектно-сметной документации, разработанной в 1971 году Республиканским проектно-сметным бюро Минкомхоза Коми АССР согласно типового проекта №264-23-4.
Согласно сохранившейся экспликации к поэтажному плану строения здания Сыктывдинского районного суда Республики Коми, площадь камер для лиц, содержащихся под стражей, составляла 4,5 кв.м, 1,2 кв.м, 1,2 кв.м.
В настоящее время при проектировании и строительстве зданий судов общей юрисдикции применению подлежит Свод правил СП 152.13330.2012 «Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования», утвержденный приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 г. N 111/ГС.
Согласно требованиям Свода правил 152.13330.2012, камеры для лиц, содержащихся под стражей, предусматриваются с учетом раздельного размещения различных категорий лиц, содержащихся под стражей (мужчин, женщин, несовершеннолетних, больных и др.), но не менее четырех камер на суд. Общее число камер следует определять по заданию на проектирование. Площадь, приходящаяся на одно место в камере должна составлять не менее 4 кв.м. Число мест в камерах устанавливается заданием на проектирование.
Указанный Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий судов общей юрисдикции, при этом в соответствии с п. 1.2 Свода правил 152.133302012 для реконструируемых зданий настоящий Свод следует использовать по возможности.
Следовательно, доводы истца о нарушении его конституционных прав содержанием в малоразмерных камерах для лиц, содержащихся под стражей, не свидетельствуют о нарушении ответчиками его неимущественных прав, поскольку оборудование места содержания подсудимых в залах судебных заседаний иным образом действовавшими в период строительства здания суда нормативными актами не предусматривалось.
Доказательств обратного по делу не представлено.
В соответствии с приложением №1 к приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 01.10.2012 №185 «Об утверждении временных норм обеспечения материально-техническими средствами федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, форм отчетов-заявок» по временной норме № 1 обеспечения мебелью федеральных судов общей юрисдикции, камеры для подсудимых оборудуются только скамьями.
В Сыктывдинском районном суде Республики Коми все камеры для лиц, содержащихся под стражей, оборудованы деревянными скамьями.
Таким образом, доводы истца о том, что он испытывал неудобства из-за отсутствия стола в камере, не свидетельствуют о нарушении ответчиком его неимущественных прав, поскольку оборудование камер столами в силу действовавших в период пребывания истца в камере суда норм не предусмотрено.
Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ).
Постановлением Правительства Правительством Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» утверждена прилагаемая норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время (п.2).
Согласно п.1.3 Приказа МВД России от 19.10.2012 №966 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту» повышенную норму питания установлена подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений больных и лиц, являющихся инвалидами I и II групп, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В соответствии с п. 42 Правил подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком (п.152 Правил).
Из письма ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми от 27.02.2020 №12/01/12-1533 следует, что Сазонов С.В. при выезде в судебные заседания был обеспечен рационом питания для подозреваемых, обвиняемых, осужденных под подпись в ведомости выдачи сухих пайков.
Учитывая изложенное, необходимо указать, что истец не относится к категориям лиц, которым установлена повышенная норма питания, наличия у Сазонова С.В. заболеваний «ФИО2» не является основанием для предоставления ему повышенной нормы питания, замена горячего питания сухим пайком не является нарушением действующего законодательства и не свидетельствует о причинении морального вреда истцу.
В силу ст.28 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ администрация мест содержания под стражей по указанию суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.
Из письма ОМВД России по Сыктывдинскому району от 28.05.2020 № 43/1-8254 следует, что конвоирование Сазонова С.В. осуществлялось на автомобилях марки <данные изъяты>.
Спецавтомобили, используемые в системе МВД России для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, разрабатываются и изготавливаются в соответствии с Правилами стандартизации ПР 78.01.0024-2010 от 14.10.2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Специальные технические требования».
Согласно пунктам 4.3, 4.5, 5.4, 5.8, 5.9, 5.10 стандарта отрасли ПР 78.01.0024-2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», принятого и введенного в действие 14.10.2010, спецавтомобили изготавливаются на базе грузовых, легковых автомобилей, автофургонов, автобусов; предназначены для перевозки только сидящих людей, имеют одну или две общих камеры и одиночные камеры, оборудованные сиденьями, длина многоместных сидений определяется из расчета не менее 45 см на одного человека, одноместного - не менее 42 см, минимальный размер одиночной камеры для спецконтингента составляет 50 x 65 см.
Также Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Минюста России от 04.09.2006 №279, содержат конструктивные требования к оборудованию камер для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, спецавтомобилей.
Согласно приложения № 6 Наставления минимальные размеры одиночной камеры для спецконтингента составляет 50х60 см, ообщие камеры должны быть оборудованы одним рядом сидений или двумя рядами сидений, расположенных напротив друг друга; сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20,0 мм x 20,0 мм x 1,5 мм, выполнены из фанеры толщиной не менее 10 мм; ремни безопасности конструкцией не предусмотрены.
Специализированный автотранспорт, на котором осуществлялось конвоирование Сазонова С.В., конструктивным изменениям и модификациям не подвергался, камеры в нем заводского изготовления.
Таким образом, размеры одиночной камеры для спецконтингента в специализированном автотранспорте полностью соответствуют требованиям, приведенных в Правилах стандартизации ПР 78.01.0024-2010 от 14.10.2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Специальные технические требования» и Приказе Минюста России от 04.09.2006 № 279.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу, что временное пребывание истца в малоразмерных камерах конвойного помещения, малоразмерных камерах специальных автомобилей, необорудованных мягкими сидениями, ремнями безопасности, непредоставление ему горячего питания и дополнительного питания не могло нарушить его права. Кроме того, лица, совершившие преступления, должны заранее предполагать, что они могут быть ограничены в каких-либо правах и свободах. Истцу не причинялись лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при применении мер процессуального принуждения. Неудобства, которые истец мог претерпевать в указанный им период времени, неразрывно связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение уголовного преступления.
Наступления неблагоприятных последствий для истца и ухудшение состояния его здоровья по делу не установлено, доказательств обратного по делу не представлено.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Сазонова С.В. подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации, суд
решил:
Отказать Сазонову ФИО3 в удовлетворении исковых требований к Сыктывдинскому районному суду Республики Коми, Министерству юстиции Республики Коми, Министерству юстиции Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению «Управление по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», ОМВД России по Сыктывдинскому району, МВД по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Мосунова
<данные изъяты>