РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Киренск 10 июля 2019 года
Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Д.А., при секретаре Тетериной Е.Г., с участием представителя ответчика Сениной О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-177/2019 по иску Селиховой Людмилы Николаевны к Администрации Юбилейнинского сельского поселения об обязании назначения и выплаты ежемесячной муниципальной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Иск Селихова Л.Н. мотивировала тем, что она работала в должности специалиста Администрации Юбилейнинского сельского поселения в период с 19.09.1994 года по 25.10.2012 год, в должности главы Администрации Юбилейнинского сельского поселения в период с 26.10.2012 года по 25.09.2017 год и имеет стаж муниципальной службы 16 лет 11 месяцев 16 дней. В Юбилейнинском муниципальном образовании не был принят Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выборному должностному лицу местного самоуправления. Отсутствие в муниципальном образовании правовых актов по назначению и выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии выборному должностному лицу ухудшает положение истца, нарушает его конституционные права на реализацию права на обращение за назначением муниципальной доплаты к пенсии по старости в соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области № 122-оз от 17.12.2008г.
С учетом уточнений истец просила обязать Администрацию Юбилейнинского сельского поселения назначить и производить ей ежемесячную муниципальную доплату к пенсии с 28.09.2017 года.
В судебное заседание истец Селихова Л.Н. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Юбилейнинского сельского поселения Сенина О.П. пояснила, что ответчик признает право истца на назначение ежемесячной муниципальной доплаты к пенсии, но только с 01.02.2019г., то есть с момента вступления в силу Порядка о назначении такой доплаты.
В ранее представленном отзыве представитель ответчика указал, что на обращение Селиховой Л.Н. о назначении муниципальной пенсии за выслугу лет принято отрицательное решение в связи с тем, что на момент обращения отсутствовал порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим в Юбилейнинском муниципальном образовании выборные должности. Правовых оснований для назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет Селиховой Л.Н. не имелось. В связи с утвержденным 14.11.2018г. решением Думы Юбилейнинского сельского поселения Положения о порядке назначения выплат ежемесячной доплаты трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выборному должностному лицу местного самоуправления, вступившего в силу со дня официального опубликования в журнале «Вестник Юбилейнинского сельского поселения», права и обязанности, установленные указанным решением могут применяться к правоотношениям, возникшим после вступления этого решения Думы, т.е. с 01.02.2019г.
В ходе разбирательства дела судом установлено, что Селихова Людмила Николаевна с 19.09.1994 года по 25.10.2012 года являлась муниципальным служащим, работала в Администрации Юбилейнинского сельского поселения в должности специалиста, с 26.10.2012 года по 25.09.2017 года работала главой Администрации Юбилейнинского сельского поселения, имеет стаж муниципальной службы 16 лет 11 месяцев 16 дней. Истец Селихова Л.Н. с должности главы Юбилейнинского сельского поселения уволена 25.09.2017 года фактически в связи с окончанием срока полномочий. С 23.02.2011 года она является получателем страховой (трудовой) пенсии по старости.
29 сентября 2017 года Селихова Л.Н. обратилась в Администрацию Юбилейнинского сельского поселения с заявлением о назначении ей ежемесячной муниципальной доплаты к пенсии за выслугу лет. Глава Администрации Юбилейнинского сельского поселения Сенина О.П. в ответе от 20.11.2017 года сообщила об отказе в назначении Селиховой Л.Н. пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием оснований для назначения пенсии за выслугу лет.
Уставом Юбилейнинского муниципального образования, утвержденного решением Думы Юбилейнинского муниципального образования от 30.06.2016г. № 123/3, предусмотрено, что для Главы поселения устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в случае осуществления полномочий не менее срока, на который Глава поселения был избран и наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет (п. 5 ч. 4 ст. 32).
14 ноября 2018 года решением Думы Юбилейнинского муниципального образования № 8/4 утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выборному должностному лицу местного самоуправления, согласно п. 4 которого ежемесячная доплата назначается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее увольнения со службы и назначения государственной пенсии.
Решение Думы № 8/4 от 14.11.2018г. «Об утверждении Положения «О порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выборному должностному лицу местного самоуправления опубликовано в информационном журнале «Вестник Юбилейнинского сельского поселения» № 1 от 31.01.2019г.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются следующими доказательствами: копией паспорта Селиховой Л.Н., копией трудовой книжки, справкой Администрации Юбилейнинского сельского поселения № 2 от 04.10.2018г., заявлением Селиховой Л.Н. о назначении пенсии за выслугу лет, справками УПФ РФ (ГУ) в Киренском районе Иркутской области от 27.09.2017г., от 31.08.2018г., ответом Администрации Юбилейнинского сельского поселения от 20.11.2017г., копией страхового свидетельства, копией распоряжения № 31 от 20.09.1994г., архивной копией постановления Администрации Киренского района № 245 от 10.05.1994г., копией распоряжения № 815 от 10.10.2000г., копией распоряжения Администрации Киренского района № 838а от 28.12.2005г., копией распоряжения Администрации Юбилейнинского сельского поселения № 23, копией приказа Администрации Юбилейнинского сельского поселения № 22 от 25.10.2012г., копией распоряжения Администрации Юбилейнинского сельского поселения № 24 от 26.10.2012г., копией приказа Администрации Юбилейнинского сельского поселения № 34 от 25.09.2017г., копией Устава Юбилейнинского муниципального образования, решением Думы Юбилейнинского муниципального образования «О внесении изменений и дополнений в Устав Юбилейнинского муниципального образования», Изменениями и дополнениями в Устав Юбилейнинского муниципального образования, решением Думы Юбилейнинского муниципального образования от 16.09.2009г. № 79, Положением о муниципальной службе в Юбилейнинском муниципальном образовании, копией решения Думы № 8/4 от 14.11.2018г. «Об утверждении Положения «О порядке назначения и выплат ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выборному должностному лицу местного самоуправления, копией Положения о порядке назначения и выплат ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выборному должностному лицу местного самоуправления, копией распоряжения Администрации Юбилейнинского сельского поселения от 25.09.2017г., копией решения Думы Юбилейнинского сельского поселения от 30.06.2016г. №123/3, копией Устава Юбилейнинского сельского поселения, решением Думы Юбилейнинского муниципального образования от 21.05.2018г. №195/3 «О внесении изменений и дополнений в Устав Юбилейнинского муниципального образования», Изменениями и дополнениями в Устав Юбилейнинского муниципального образования, решением Думы Юбилейнинского муниципального образования от 28.11.2018г. №11/4, скриншотом с сайта администрации Юбилейнинского сельского поселения, копией журнала «Вестник Юбилейнинского сельского поселения» № 11 от 14.11.2018г., справкой администрации Юбилейнинского сельского поселения № 11 от 31.01.2019г., ответом заведующей МКУК «КДЦ «Горизонт» № 1 от 07.02.2019г., справкой МКУК «КДЦ «Горизонт» от 07.02.2019г., выпиской из протокола № 2 заседания Думы Юбилейнинского муниципального образования.
При разрешении данного дела суд руководствовался следующими законами.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (часть 2 статьи 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно статье 72 (пункты "ж", "з", "н" части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых, обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части страховой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ) осуществляются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию гражданским и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 5.1. ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 10 Закона Иркутской области от 17.12.2008 N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» лицу, осуществлявшему полномочия выборного лица местного самоуправления на постоянной основе не менее срока, на который оно было избрано, и имеющему стаж муниципальной службы не менее пятнадцати лет, уставом муниципального образования устанавливается за счет средств соответствующего местного бюджета ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, назначенным в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности), пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - пенсия, назначенная в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»). В стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты, указанной в абзаце первом настоящей части, включаются (засчитываются) периоды замещения должностей, установленные законодательством о порядке исчисления стажа муниципальной службы для назначения муниципальным служащим пенсии за выслугу лет. Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», определяется муниципальными правовыми актами.
Уставом Юбилейнинского муниципального образования, утвержденного решением Думы Юбилейнинского муниципального образования от 30.06.2016г. № 123/3, предусмотрено, что для Главы поселения устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в случае осуществления полномочий не менее срока, на который Глава поселения был избран и наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет (п. 5 ч. 4 ст. 32).
Согласно пункту 1 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выборному должностному лицу местного самоуправления, утвержденному решением Думы Юбилейнинского муниципального образования № 8/4 от 14.11.2018 года, за счет средств местного бюджета устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» лицу, осуществлявшему полномочия Главы Юбилейнинского муниципального образования не менее срока, на который оно был избрано и муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет: в 2017 году – 15 лет 6 месяцев, в 2018 году – 16 лет, в 2019 году 16 лет 6 месяцев при наличие условий: прекращение полномочий, в т.ч. досрочное; исполнение полномочий не менее срока, на который глава муниципального образования был избран.
В стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты, включаются (засчитываются) периоды службы (работы), установленные законодательством о порядке исчисления стажа муниципальной службы и зачет в него иных периодов трудовой деятельности.
Ежемесячная доплата назначается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее, чем со дня увольнения со службы и назначения государственной пенсии.
Проанализировав вышеуказанные положения, которые регламентируют условия назначения доплаты к пенсии, обстоятельства по делу, установив, что истец имеет стаж муниципальной службы свыше 16 лет, основанием увольнения явилось окончание срока полномочий в должности Главы Юбилейнинского сельского поселения, увольнению предшествовало замещение выборной должности органа местного самоуправления не менее 12 полных месяцев, что свидетельствует о соблюдении совокупности обязательных условий для назначения ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой за счет средств местного бюджета, суд приходит к выводу о наличии у истца права на назначение ежемесячной муниципальной доплаты к страховой пенсии по старости.
Ответчиком не оспаривалось право истца на получение ежемесячной муниципальной доплаты к страховой пенсии по старости. Судом установлено, что истец соответствует всем предъявляемым требованиям для получения такой доплаты.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для назначения истцу ежемесячной доплаты к пенсии с 29.09.2017г. суд находит несостоятельными, поскольку они противоречат установленным судом обстоятельствам, согласно которым истец является получателем страховой пенсии по старости, имеет необходимый стаж муниципальной службы более 16 лет, обратилась с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет, то есть соответствует всем требованиям, с которыми закон Иркутской области от 17.12.2008 N 122-оз «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» связывает возникновение права на назначение и выплату ежемесячной муниципальной доплаты к страховой пенсии.
Отсутствие в муниципальном образовании утвержденного положения о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии по старости при наличии иных имеющих большую юридическую силу нормативно-правовых актов, предусматривающих такое право, не может являться основанием к отказу в реализации возникшего у лица права на дополнительное пенсионное обеспечение.
Ответчик ссылается на отсутствие на момент обращения истца муниципального правового акта.
Вместе с тем, Уставом Юбилейнинского муниципального образования, утвержденного решением Думы Юбилейнинского муниципального образования от 30.06.2016г. № 123/3, предусмотрено, что для Главы поселения устанавливается ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости в случае осуществления полномочий не менее срока, на который Глава поселения был избран и наличия стажа муниципальной службы не менее 15 лет (п. 5 ч. 4 ст. 32).
Таким образом, право Главы Юбилейнинского муниципального образования на ежемесячную доплату к пенсии по старости было предусмотрено таким муниципальным правовым актом как Устав Юбилейнинского муниципального образования, который является основным документом, определяющим структуру органов местного самоуправления и особенности осуществления местного самоуправления в Юбилейнинском муниципальном образовании.
Нормотворческий процесс в Юбилейнинском муниципальном образовании продолжается и в настоящее время. Устав и иные нормативно-правовые акты, в том числе в части регулирования права главы муниципального образования на ежемесячную доплату к пенсии по старости, подвергаются изменениям и дополнениям, что не может быть основанием для лишения или ограничения права истца на дополнительное пенсионное обеспечение, которое она в свое время заработала.
Более того, согласно ч. 5.1. ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вопреки доводам ответчика Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» выборному должностному лицу местного самоуправления, утвержденное решением Думы Юбилейнинского муниципального образования № 8/4 от 14.11.2018 года, не содержит предписания о том, что права и обязанности, установленные указанным решением могут применяться только к правоотношениям, возникшим после его вступления в силу, т.е. с 01.02.2019г.
Согласно указанному Положению ежемесячная доплата назначается и выплачивается со дня подачи заявления, но не ранее, чем со дня увольнения со службы и назначения государственной пенсии. Иных ограничений по времени действия Положение не содержит.
Таким образом, оценив исследованные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что истец Селихова Л.Н. отвечает всем предусмотренным требованиям для получения муниципальной доплаты к пенсии, Уставом муниципального образования такое право Главы гарантировано соответствующей нормой, истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении доплаты, отказ ответчика противоречит требованиям закона и Уставу муниципального образования, поэтому исковое требование об обязании ответчика назначить и выплачивать ежемесячную муниципальную доплату к страховой пенсии по старости со дня обращения подлежит удовлетворению. Поскольку истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии 29.09.2017 года, что подтверждается распиской-уведомлением от 29.09.2017г. (том 1, л.д. 16), ежемесячную муниципальную доплату следует назначить со дня обращения, то есть с 29.09.2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
1. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
2. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 29.09.2017 ░░░░.
3. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 28.09.2017 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 11.07.2019░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-177/2019
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11.07.2019░.