Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1813/2015 ~ М-449/2015 от 12.02.2015

Дело № 2-1813/2015

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 2015 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Хмелевской К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к Лабойко ФИО9 об обязании заключения охранного обязательства на долю в праве собственности в объекте культурного наследия и проведении работ по сохранению данного объекта,

У С Т А Н О В И Л:

Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась с иском к Лабойко С.И., в котором просит обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, заключить с истцом охранное обязательство на принадлежащую ответчику долю в праве собственности квартиры № в объекте культурного наследия регионального значения <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>; обязать ответчика в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести работы по сохранению части объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты>, расположенного по названному выше адресу.

Требования иска мотивированы тем, что в период с 25.04.2014 года по 27.05.2014 года на основании приказов Министерства культуры Красноярского края от 11.03.2014 года № 149, от 21.04.2014 года № 218 в отношении Лабойко С.И., собственника на правах общей долевой собственности квартиры в объекте культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> проведена плановая выездная и документарная проверка соблюдения Лабойко С.И. обязательных требований в области сохранения и использования объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что в комнатах неизвестными лицами проводятся ремонтные работы по заказу Лабойко С.И. В процессе проведения данных работ демонтирован штукатурный слой стен, деревянные оконные и дверные заполнения заменены на металлопластиковые, полностью заменено деревянное балочное перекрытие между первым и вторым этажами. В несущую ограждающую стену объекта монтированы швеллера в установочные штробы. Данный объект поставлен на государственную охрану решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 №345. Работы, проведенные в квартире вышеуказанного объекта культурного наследия осуществлялись с нарушением порядка, установленного ст.45 Федерального закона №73-ФЗ.

В судебном заседании представитель истца - Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Ростовцев Е.Г., доверенность от 27.04.2015 года, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что собственник спорного жилого помещения для заключения охранного обязательства в Службу не обращался.

Ответчик Лабойко С.И. в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежащим образом и заблаговременно извещался судом.

С учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, настоящее дело рассмотрено в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

Распоряжением Правительства Красноярского края от 21.01.2015 № 29-р создана служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.

В соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от 01.04.2015 № 152-п «Об утверждении Положения о службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края» полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия переданы службе по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края.

В силу положений статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края является правопреемником министерства культуры Красноярского края в вопросах сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч. 1. ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с частью 2 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В силу статьи 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ.

Согласно частям 1 и 2 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

Охранным обязательством устанавливаются следующие требования: к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ; к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ; к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ; к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 г., сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. № 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат Федеральному закону № 73-ФЗ.

Как предусмотрено п. 59 указанного Положения об охране памятников порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются в отношении каждого памятника индивидуально посредством заключения соответствующего охранного соглашения (охранно-арендным договором, охранным договором и охранным обязательством).

Согласно части 9 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ или пунктом 8 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В судебном заседании установлено, что объект недвижимого имущества - «<данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения и поставлен на государственную охрану решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 24.12.1986 №345.

Собственником на правах общей долевой собственности квартиры «<данные изъяты> по названному адресу является Лабойко С.И.

В период с 25.04.2014 года по 27.05.2014 года на основании приказов Министерства культуры Красноярского края от 11.03.2014 года № 149, от 21.04.2014 года № 218 в отношении Лабойко С.И. проведена плановая выездная и документарная проверка соблюдения обязательных требований в области сохранения и использования объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что в комнатах неизвестными лицами проводятся ремонтные работы по заказу Лабойко С.И и за счет его средств. В процессе проведения данных работ демонтирован штукатурный слой стен, деревянные оконные и дверные заполнения заменены на металлопластиковые, полностью заменено деревянное балочное перекрытие между первым и вторым этажами. В несущую ограждающую стену объекта монтированы швеллера в установочные штробы.

Работы, проведенные в квартире вышеуказанного объекта культурного наследия осуществлялись с нарушением порядка, установленного ст.45 Федерального закона №73-ФЗ, что явилось основанием для привлечения Лабойко С.И. к административной ответственности, на основании постановления Центрального районного суда г.Красноярска от 02.09.2014.

После приобретения объекта недвижимости, ответчиком охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия не заключалось.

В преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ, вступившего в силу 22.01.2015) указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Принимая во внимание, что обеспечение сохранности памятника культурного наследия является обязанностью владеющего им собственника в силу закона, необходимость заключения охранного обязательства и представления его уполномоченному органу, которым в данном случае является Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, так же предусмотрена нормами действующего законодательства, при этом ответчиком меры по заключении охранного обязательства не предпринимались, и намерений таких ответчик не высказывает, а так же учитывая, что доказательствами, представленными в материалы дела истцом, подтверждается необходимость безотлагательного принятия мер по сохранению объекта культурного наследия, суд считает необходимым возложить на Лабойко С.И. обязанность заключить со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края охранное обязательство на условиях, содержащихся в проекте охранного обязательства, представленного истцом.

Так, если сторона, для которой в силу Гражданского кодекса Российской Федерации или иных законов заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона в соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Таким образом, исходя из содержания указанных норм, охранное обязательство является гражданско-правовым договором, предметом которого является режим пользования памятником истории и культуры, требование о его заключении собственником является императивным требованием закона.

Кроме того, Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спорных правоотношений, как и не предусмотрена возможность освободить собственника объекта культурного наследия от обязанности заключить охранное обязательство.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, удовлетворит.

Обязать Лабойко ФИО10 заключить со Службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края Охранное обязательство на принадлежащую Лабойко ФИО11 долю в праве собственности квартиры в объекте культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Лабойко ФИО12 провести работы по сохранению принадлежащей ему доли в праве собственности части объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> расположенного по адресу: г<адрес> в течение десяти месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Ответчик вправе подать в Емельяновский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение также может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

2-1813/2015 ~ М-449/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство культуры КК
Ответчики
Лабойко Сергей Иванович
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Адиканко Лариса Геннадьевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
12.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2015Передача материалов судье
17.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.03.2015Предварительное судебное заседание
06.05.2015Предварительное судебное заседание
08.06.2015Предварительное судебное заседание
16.07.2015Судебное заседание
16.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.07.2016Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
19.07.2016Дело оформлено
19.07.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее