Дело № 2-387/19; УИД 36RS0016-01-2019-000556-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 11 июля 2019 года
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Романова М.А.,
при секретаре Колтуновой Е.С.,
с участием прокурора Азарова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воробьевского района Воронежской области, в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Никольская 2 основная общеобразовательная школа», администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства об образовании,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Воробьевского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к МКОУ «Никольская 2 основная общеобразовательная школа» с требованиями о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить распространение на все подразделы официального сайта школы визуальные вспомогательные средства для чтения. В случае необходимости привлечения дополнительных финансовых затрат на устранение выявленных нарушений законодательства, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
В обоснование своих требований прокурор указал на следующие обстоятельства. Прокуратурой Воробьевского района в мае 2019 года в МКОУ «Никольская 2 ООШ» проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, в части адаптации официальных сайтов образовательных организаций в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG). В ходе проведенного осмотра указанного интернет-ресурса установлено, что он не доступен для инвалидов по зрению, действующая интернет-страница учреждения не оснащена средствами полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. На момент проверки интернет-сайта МКОУ «Никольская 2 ООШ» выявленные ранее факты несоответствия сайта школы требованиям доступности информации для инвалидов по зрению не устранены, имеющиеся на сайте школы визуальные вспомогательные средства для чтения, которые используют инвалиды по зрению применимы только к главной странице, и не имеют своего распространения на другие разделы сайта. Ссылаясь на положения Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г., ст.7 Конституции Российской Федерации, ст.14 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.29 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.23 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", прокурор указал, что ненадлежащее соблюдение МКОУ «Никольская 2 ООШ» требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе несовершеннолетних инвалидов и других маломобильных групп населения, нарушает их право на свободное развитие путем получения необходимой информации.
В судебном заседании помощник прокурора Воробьевского района Воронежской области Азаров Д.Н. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика – МКОУ «Никольская 2 ООШ» в судебное заседание не явился, в заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика - администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся положения ст.14 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу ст.29 названного Закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
В соответствии с п.23 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, в частности, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению - адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
Национальный стандарт Российской Федерации "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012" устанавливает общие требования доступности инвалидов по зрению к интернет-ресурсу.
В судебном заседании установлено, что интернет-сайт МКОУ «Никольская 2 ООШ» не адаптирован для использования инвалидами по зрению, что ограничивает их право на полный и беспрепятственный доступ к информации о деятельности образовательного учреждения.
Ранее прокуратурой в МКОУ «Никольская 2 ООШ» вносилось представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении полноценного доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте образовательного учреждения, однако до настоящего времени нарушения не устранены в полном объеме.
Доказательств соответствия интернет-сайта МКОУ «Никольская 2 ООШ» требованиям доступности для инвалидов по зрению, ответчиком, в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту образовательного учреждения является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение МКОУ «Никольская 2 ООШ» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Никольская 2 основная общеобразовательная школа» обеспечить распространение на все подразделы официального сайта школы визуальные вспомогательные средства для чтения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае необходимости привлечения дополнительных финансовых затрат на устранение выявленных нарушений законодательства, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья М.А.Романов
Дело № 2-387/19; УИД 36RS0016-01-2019-000556-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач 11 июля 2019 года
Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего Романова М.А.,
при секретаре Колтуновой Е.С.,
с участием прокурора Азарова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воробьевского района Воронежской области, в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному образовательному учреждению «Никольская 2 основная общеобразовательная школа», администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области о понуждении устранить нарушения законодательства об образовании,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Воробьевского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к МКОУ «Никольская 2 основная общеобразовательная школа» с требованиями о возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить распространение на все подразделы официального сайта школы визуальные вспомогательные средства для чтения. В случае необходимости привлечения дополнительных финансовых затрат на устранение выявленных нарушений законодательства, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
В обоснование своих требований прокурор указал на следующие обстоятельства. Прокуратурой Воробьевского района в мае 2019 года в МКОУ «Никольская 2 ООШ» проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, в части адаптации официальных сайтов образовательных организаций в сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG). В ходе проведенного осмотра указанного интернет-ресурса установлено, что он не доступен для инвалидов по зрению, действующая интернет-страница учреждения не оснащена средствами полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет. На момент проверки интернет-сайта МКОУ «Никольская 2 ООШ» выявленные ранее факты несоответствия сайта школы требованиям доступности информации для инвалидов по зрению не устранены, имеющиеся на сайте школы визуальные вспомогательные средства для чтения, которые используют инвалиды по зрению применимы только к главной странице, и не имеют своего распространения на другие разделы сайта. Ссылаясь на положения Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006 г., ст.7 Конституции Российской Федерации, ст.14 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.29 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п.23 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", прокурор указал, что ненадлежащее соблюдение МКОУ «Никольская 2 ООШ» требований законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе несовершеннолетних инвалидов и других маломобильных групп населения, нарушает их право на свободное развитие путем получения необходимой информации.
В судебном заседании помощник прокурора Воробьевского района Воронежской области Азаров Д.Н. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика – МКОУ «Никольская 2 ООШ» в судебное заседание не явился, в заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика - администрации Воробьевского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации), в котором обеспечивается в том числе государственная поддержка инвалидов (ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации); частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
К числу таких гарантий относятся положения ст.14 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право указанной категории граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к информации.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В силу ст.29 названного Закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.
В соответствии с п.23 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, в частности, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению - адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
Национальный стандарт Российской Федерации "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012" устанавливает общие требования доступности инвалидов по зрению к интернет-ресурсу.
В судебном заседании установлено, что интернет-сайт МКОУ «Никольская 2 ООШ» не адаптирован для использования инвалидами по зрению, что ограничивает их право на полный и беспрепятственный доступ к информации о деятельности образовательного учреждения.
Ранее прокуратурой в МКОУ «Никольская 2 ООШ» вносилось представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении полноценного доступа инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте образовательного учреждения, однако до настоящего времени нарушения не устранены в полном объеме.
Доказательств соответствия интернет-сайта МКОУ «Никольская 2 ООШ» требованиям доступности для инвалидов по зрению, ответчиком, в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что отсутствие доступа инвалидов по зрению к интернет-сайту образовательного учреждения является нарушением прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что несоблюдение и невыполнение МКОУ «Никольская 2 ООШ» требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к информации затрагивает интересы неопределенного круга инвалидов, иных маломобильных групп населения, а также нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Никольская 2 основная общеобразовательная школа» обеспечить распространение на все подразделы официального сайта школы визуальные вспомогательные средства для чтения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае необходимости привлечения дополнительных финансовых затрат на устранение выявленных нарушений законодательства, субсидиарную ответственность возложить на администрацию Воробьевского муниципального района Воронежской области.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья М.А.Романов