Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-709/2014 ~ М-617/2014 от 28.03.2014

                                                                                                Дело № 2-709(1)\2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28.05.2014 года                                                                                                         п. Дубки

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Передреевой Т.Е.,

при секретаре Алексеевой Н.Н.,

с участием представителя истца - Цуненко Е.А., действующей на основании доверенности от 17.12.2013г.,

ответчика - Фокина В.Н.,

представителя третьего лица - Цуненко Е.А., действующей на основании доверенности от 26.03.2014г.,

представителя третьего лица - Рыжкова Р.И., действующего на основании доверенности от 29.10.2013г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску министерства сельского хозяйства Саратовской области к Фокин В.Н., третьи лица администрация Саратовского муниципального района Саратовской области, Счетная палата Саратовской области, администрация Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области о взыскании денежных средств,

установил:

министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в суд с указанным выше иском, просило взыскать с Фокин В.Н. социальную выплату в размере <данные изъяты> на приобретение жилья в сельской местности в бюджеты Российской Федерации и Саратовской области в лице министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств. В обоснование заявленных требований указало, что ответчику из средств федерального и областного бюджета была предоставлена социальная выплата на приобретение жилья в сельской местности из средств областного бюджета в размере <данные изъяты>, из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> на семью из двух человек. Истец полагает, что предоставленные социальные выплаты получены ответчиком неправомерно, поскольку Фокин В.Н. намеренно, за четыре дня до подачи заявления на участие в целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», ухудшил свои жилищные условия, зарегистрировав в жилом помещении двух граждан, не являющихся членами семьи. Следовательно, стать участником программы ответчик мог не раньше чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные исковому заявлению.

Ответчик Фокин В.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что его семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании решения жилищной комиссии и решений должностных лиц органа местного самоуправления, которые не оспорены, не признаны недействительными, не отменены. Фактически семья ответчика является нуждающейся в улучшении жилищных условий, и такая ситуация создана не в результате неправомерных действий ответчика, а в результате действий собственника жилого помещения - Фокиной О.Л., его матери.

Представитель администрации Саратовского муниципального района Саратовской области в судебном заседании исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать, указав на отсутствие нарушений при выплате ответчику денежных средств.

Представитель третьего лица администрации Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила возражения против удовлетворения исковых требований, указав, что семья Фокина В.Н. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании решения жилищной комиссии и решений должностных лиц органа местного самоуправления, которые не оспорены, не признаны недействительными, не отменены. Ответчик действий по ухудшению жилищных условий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, не совершал, регистрация граждан по месту жительства производилась с согласия собственника жилого помещения - Фокиной О.Л.

Представитель третьего лица - Счетной палаты Саратовской области в судебном заседании поддержала доводы иска и просила его удовлетворить в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что министерство сельского хозяйства Саратовской области в соответствии с Положением о министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 года № 354-П, является органом исполнительной власти области, осуществляющим управление в агропромышленном комплексе Саратовской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», министерство сельского хозяйства Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Программы.

Ранее, до внесения в указанное постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» и федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года».

Указанными Программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Подпункт «а» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением к Правилам.

Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно-социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).

Согласно подпункту «а» пункта 26 названного положения (в редакции 28.04.2011 года, действовавшей на момент спорных правоотношений) право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;

постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862.

В соответствии с пунктом 28 Типового положения молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением к настоящему Типовому положению, с приложением:

а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи;

б) копии документа об образовании молодого специалиста либо справки из образовательного учреждения о его обучении на последнем курсе этого образовательного учреждения;

в) копий свидетельств о браке (для лиц, состоящих в браке);

г) копий свидетельств о рождении или об усыновлении ребенка (детей);

д) копии трудового договора с работодателем;

е) выписки из домовой книги или копии финансового лицевого счета (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности) либо справки органа местного самоуправления об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в этой сельской местности;

ж) документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;

з) копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств и (или) право заявителя (лица, состоящего в зарегистрированном браке с заявителем) на получение материнского (семейного) капитала в размере, предусмотренном пунктом 26 настоящего Типового положения. Перечень таких документов определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пп. "з" в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 N 336).

Как следует из материалов дела, 30.09.2011г. Фокин В.Н. обратился в администрацию Саратовского муниципального района с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации указанной федеральной целевой программы путем приобретения жилого помещения на состав семьи их пяти человек (л.д. 12).

21.05.2012 года Фокину В.Н. на основании вышеуказанного заявления выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в сумме <данные изъяты>, в том числе из средств бюджета субъекта РФ <данные изъяты>, из средств федерального бюджета <данные изъяты> (л.д. 9).

Из искового заявления и объяснений представителя истца в суде следует, что ответчик необоснованно получил социальную выплату на приобретение жилья, поскольку его семья не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 5 раздела П Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

К членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, в редакции на момент вынесения жилищной комиссией Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области решения о признании семьи ответчика нуждающейся в улучшении жилищных условий, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с представленными документами, Фокин В.Н. 27.09.2011 года обратился в администрацию Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района с заявлением о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении (л.д. 109).

28.09.2011 года жилищной комиссией администрации Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области принято решение о признании семьи Фокина В.Н., состоящей из двух человек: он и сын Фокин А.В., нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ, как граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (л.д. 128-131).

В суде установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 64,7 кв.м находится в собственности Фокина О.Л. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 110,95).

В указанной квартире на момент подачи Фокин В.Н. заявления в администрацию Дубковского муниципального образования зарегистрированы: Фокина О.Л. (собственник) с ДД.ММ.ГГГГ., Фокин В.Н. (сын) с ДД.ММ.ГГГГ., Фокина Н.Н. (дочь) с ДД.ММ.ГГГГ., Фокин А.В. (внук) с ДД.ММ.ГГГГ., Фокин А.В. (супруг) с ДД.ММ.ГГГГ., Гусев Г.С. (не родственник) с ДД.ММ.ГГГГ., Гаджиев Р.М. (не родственник) с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 13,107).

Таким образом, Фокин В.Н. был вселен и зарегистрирован в жилом помещении в несовершеннолетнем возрасте, в качестве члена семьи собственника, проживает совместно с собственником жилого помещения по настоящее время в качестве члена семьи собственника. Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком не представлено.

В заявлениях собственницы жилого помещения Фокиной О.Л. о регистрации Гусева Г.С., Гаджиева Р.М. по адресу: <адрес> не указано на их вселение в это жилое помещение в качестве членов семьи собственника, имеется ссылка «не родственники», что свидетельствует об отсутствии у них права пользования данным жилым помещением наравне с его собственником; сведения о наличии какого-либо соглашения с собственником жилого помещения не представлены.

Кроме того, из представленной суду копии домовой книги, Гусев Г.С. был снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу 12.10.2011г., т.е. через 15 дней после постановки на учет (л.д. 100-101).

На основании изложенного, с учетом перечисленных обстоятельств и доказательств суд считает, что в распоряжении жилищной комиссии отсутствовал достаточный и необходимый объём документов для рассмотрения заявления Фокина В.Н., а потому не имелось доказательств, на основании которых семья ответчика Фокина В.Н. являлась бы нуждающейся в улучшении жилищных условий по каким-либо предусмотренным ст. 51 ЖК РФ основаниям, в том числе: по основаниям, что ответчик с сыном не являются членами семьи собственника жилого помещения; так и по основаниям, что они являются членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; либо по основаниям, что они являются проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Из исследованных в суде доказательств не представляется возможным установить так же применительно к Типовому положению, кто кроме ответчика и его сына являются членами их семьи, кто постоянно проживает совместно с ними, с кем из них семья ответчика ведет общее хозяйство, кто наравне с ответчиком и его сыном пользуется жилым помещением, с учетом площади которого определена обеспеченность ответчика с сыном жильем и определено соответствие этого жилья учетной норме.

В решении жилищной комиссии Дубковского муниципального образования все перечисленные обстоятельства не нашли своего отражения, в связи с чем это решение нельзя признать соответствующим требованиям закона, а потому противоречащий закону акт органа местного самоуправления о признании семьи ответчика нуждающейся в улучшении жилищных условий - решение жилищной комиссии администрации Дубковского муниципального образования от 28.09.2011 года применим быть не может, как предусмотрено ст. 12 ГК РФ.

Поскольку в процессе принятия решений о признании семьи Фокина В.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении семьи Фокина В.Н. в список участников целевой программы не были соблюдены требования жилищного законодательства, суд приходит к выводу, что Фокин В.Н. неосновательно получил социальную выплату на улучшение жилищных условий.

На основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

При таких обстоятельствах, с учетом перечисленных выше положений закона в их системной взаимосвязи, правовых оснований для выплаты ответчику указанных денежных средств не имелось, в связи с чем требования министерства сельского хозяйства Саратовской области обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы ответчика, представителя администрации Дубковского муниципального образования Саратовского муниципального района о том, что решение жилищной комиссии Дубковского муниципального образования от 28.09.2011 года не оспорено, не отменено, а потому имелись все законные основания считать семью ответчика нуждающейся в улучшении жилищных условий, и все основания для получения ответчиком социальной выплаты не являются основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований по изложенным выше причинам.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, под. 1 и 3 п. 1 ст.333.19 НК РФ с учетом размера удовлетворенных судом исковых требований с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования министерства сельского хозяйства Саратовской области к Фокин В.Н. о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать с Фокин В.Н. денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в размере <данные изъяты>, из них в бюджет Российской Федерации <данные изъяты>, в бюджет Саратовской области в размере <данные изъяты>, в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств.

Взыскать с Фокин В.Н. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение в окончательной форме изготовлено 02.06.2014г.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Саратовский районный суд Саратовской области.

Судья:

2-709/2014 ~ М-617/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство сельского хозяйства
Ответчики
Фокин Владимир Николаевич
Суд
Саратовский районный суд Саратовской области
Судья
Передреева Татьяна Евгеньевна
Дело на сайте суда
saratovsky--sar.sudrf.ru
28.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2014Передача материалов судье
02.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2014Подготовка дела (собеседование)
16.04.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2014Судебное заседание
22.05.2014Судебное заседание
28.05.2014Судебное заседание
02.06.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2014Дело оформлено
14.08.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее