№ 5-199/2019
42RS0019-01-2019-003411-79
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Новокузнецк 27 августа 2019 года
Судья Новоильинского районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области Цепникова Е.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новоильинская инженерная компания»,
юридический адрес: 654044, .....
место осуществления деятельности: 654044, .....
ИНН/КПП ...../КПП .....,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «УК «Новоильинская инженерная компания» допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений при следующих обстоятельствах.
ООО «УК «Новоильинская инженерная компания» на основании договора управления многоквартирным домом от ..... предоставляет жителям дома по ..... услуги и выполняет работы по эксплуатации, обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В ходе проведения проверки с ..... по ..... на основании обращения председателя совета ..... – ФИО2, ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе были выявлены нарушения требований санитарного законодательства п. 8.2.5. 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых, помещениях» с изменениями и дополнениями № 1 (СанПиН 2.1.2.2645-10), п. 2.2.3. CaнПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а именно:
- контейнера для сбора и временного хранения не сортированных твердых бытовых отходов образующихся от жизнедеятельности жильцов многоквартирного жилого дома ..... установлены на расстоянии 15,5 м. от жилого МКД ....., тем самым нарушая права жителей ..... (д.б. не менее 20м. и не более 100м.).
В судебном заседании ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КО в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе Худякова Е.С., действующая на основании доверенности 107-С/2019, выданной ....., сроком до ....., подтвердила факт выявленных нарушений. Пояснила, что в настоящее время место расположения контейнерной площадки в районе сложившейся застройки МКД ..... согласовано, о чем свидетельствует акт, однако данное согласование имело место быть ....., то есть уже после составления протокола об административном правонарушении от ..... в связи, с чем настаивала на привлечении общества к административной ответственности.
Представитель ООО УК «Новоильинская инженерная компания» - Мироненко С.А., действующая на основании доверенности от ..... сроком действия по ....., в судебном заседании вину в совершении юридическим лицом административного правонарушения не признала, пояснила, что в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно. Поскольку в районе сложившейся застройки МКД ..... по ..... невозможно соблюсти расстояние от контейнерной площадки до жилого дома, установленного санитарным законодательством РФ, то актом от ....., составленным комиссионно предложено оставить организованные площадки для сбора и хранения ТКО в МКД ....., 20, 22, 26а по ..... на прежних местах при условии надлежащего санитарного состояния данных площадок. Таким образом, вины УК в данном административном правонарушении нет, поскольку после согласования места расположения контейнерной площадки в районе сложившейся застройки МКД ....., контейнерная площадка осталась на том же месте. Контейнерная площадка содержалась в надлежащем санитарном состоянии, кроме того, в декабре 2018 г. представитель Роспотребнадзора выезжал с осмотром, никаких претензий к УК не было.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав административный материал, приходит к следующему.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений влечет административную ответственность по ст. 6.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статей 8, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 52 указанного Федерального закона установлена обязанность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 39 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, за нарушение санитарного законодательства граждане, юридические лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 28 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статья 55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Порядок и периодичность сбора, требования к размещению контейнеров для твердых бытовых отходов на территории населенных мест определены положениями п. 2.1.3, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» с изменениями и дополнениями №1 (СанПиН 2.1.2.2801-10) для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
В силу п. 2.1.1 СанПин 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление обращений и заявлений граждан.
Из договора управления многоквартирным домом по ..... от ....., заключенному на срок до ....., следует, что управляющая организация обязана самостоятельно или с привлечением юридических лиц и специалистов оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества. Предоставлять собственникам коммунальные услуги надлежащего качества и в необходимых для него объемах.
Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ч. 1 ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
В судебном заседании установлено, что договор управления между собственниками МКД ..... по ..... и ООО «УК «НИК» был продлен, и вина ООО УК «Новоильинская инженерная компания» в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается:
- жалобой председателя совета МКД, расположенного по адресу: г. ..... ..... ФИО2, проживающего по адресу: ....., о нарушениях требований законодательства при эксплуатации контейнерной площадки для сбора ТБО;
- актом обследования организации сбора временного хранения ТБО и КВО от жилого МКД ..... по ...... В ходе проведения проверки установлено, что контейнерная площадка для сбора и временного хранения ТБО и КТО оборудована на придомовой территории жилого МКД ..... по ....., имеет асфальтобетонное покрытие, ограждена по периметру проф.листом, имеется отсек для КТО. На площадке установлено пять евроконтенеров «Феникс». Расстояние от контейнерной площадки до жилого ....., составляет 15,5 метров;
- экспертным заключением от ..... филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе о том, что ..... помощником врача по коммунальной гигиене филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в .....» в ..... и ..... ФИО5 в присутствии ведущего специалиста - эксперта Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КО в г.Новокузнецке и Новокузнецком районе Стереховой Е.М., главного инженера ООО УК «Новоильинская» ФИО7, председателя совета дома по ..... ФИО2 проведено обследование организации сбора и временного хранения твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов, образующихся от жителей жилого многоквартирного дома ...... Жилой дом, согласно договору ..... от ..... обслуживает ООО «УК «Новоильинская инженерная компания». Контейнерная площадка для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов оборудована на придомовой территории жилого многоквартирного ...... Контейнерная площадка имеет асфальтированное покрытие, ограждена по периметру профлистом, имеет отсек для хранения крупногабаритных отходов, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» с изменениями и дополнениями №1 СанПиН 2.1.2.2801-10, п. 8.2.5. На контейнерной площадке установлено 5 евроконтейнеров «Феникс», которые предназначены для отгрузки твердых бытовых отходов из мусороприемных камер жилого МКД ....., что соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» с изменениями и дополнениями №1 СанПиН 2.1.2.2801-10, п. 8.2.5 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», п. 2.2.3. Расстояние от евроконтейнеров «Феникс» до жилого дома по ..... – 15.5 метров, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» с изменениями и дополнениями №1 СанПиН 2.1.2.2801-10, п. 8.2.5, СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;
- протоколом об административном правонарушении ..... от ....., который составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ уполномоченным лицом, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей, замечаний от представителя юридического лица при составлении протокола не поступало.
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «УК «Новоильинская инженерная компания» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Доводы представителя ООО УК «Новоильинская инженерная компания» о том, что Актом от ..... комиссионно согласовано оставить организованные площадки на прежних места при условии надлежащего санитарного содержания данных площадок, в связи, с чем нарушение требований санитарного законодательства управляющей компанией не допущено, суд находит несостоятельными.
Согласно протоколу об административном правонарушении ..... от ..... обществу вменяется нарушение требований п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а также нарушение требований п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
В соответствии с абзацем 3 п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Таким образом, нормативно правовой акт РФ, в исключительных случаях допускает отступления от правил размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов. В частности, такие изменения возможны в районах сложившейся застройки, где невозможно соблюсти установленные разрывы от мест временного хранения отходов, при этом, такие отступления возможны при соблюдении определенной процедуры.
В частности, абзац 3 п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" предписывает создать комиссию с участием заинтересованных лиц и санитарного врача, по результатам работы которой, составляется акт, утверждаемый в последующем администрацией района.
Согласно сведений, представленных Комитетом ЖКХ администрации г. Новокузнецка, следует, что до настоящего времени схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Новокузнецкого городского округа, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Новокузнецкого городского округа нормативно-правовым актом органа местного самоуправления не утверждены.
В судебном заседании установлено, что ..... был утвержден Акт, где членами комиссии было предложено оставить организованные площадки для сбора и хранения ТКО в МКД ....., 20, 22, 26а по ..... на прежних местах при условии надлежащего санитарного состояния данных площадок.
Однако с заявлением о согласовании мест размещения ТБО управляющая компания обратилась ....., уже после вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 26.02.20199 г., утвержден акт был ....., то есть уже после составления протокола об административном правонарушении от ......
Таким образом, судом установлено, что требования п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" применяются с 15.08.2010 г., а ООО «УК «НИК» осуществляет управление многоквартирным домом с ..... г., то есть с момента начала осуществления управления МКД управляющая компания имела возможность для соблюдения названных выше санитарных правил, в частности имела возможность создать комиссию для согласования с административным органом мест размещения ТБО, но не предприняла все зависящие от него меры по проведению мероприятий, направленных на согласование контейнерной площадки.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 12.8, 12.26 КоАП РФ), в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса РФ об АП вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об АП выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела усматривается, что административное правонарушение, совершенное ООО «УК «Новоильинская инженерная компания» в форме бездействия, по своему характеру и степени общественной опасности не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества, государства или гражданам. Также суд учитывает, что ООО «УК «Новоильинская инженерная компания» сразу же после возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования были предприняты все зависящие от нее меры по согласованию места размещения контейнерной площадки, акт был утвержден спустя непродолжительное время после составления протокола об административном правонарушении.
Принимая во внимание вышеизложенное и те обстоятельства, что совершенное ООО «УК «НИК» деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ.
С учётом изложенного и руководствуясь ст. 18.15, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.4 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░. 2.9 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░