Судья Лигус О.В. Дело № 33-2045/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2019 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Сивашовой А.В., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фурсова Михаила Ивановича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении группы инвалидности, установлении группы инвалидности,
по апелляционной жалобе Фурсова Михаила Ивановича на решение Советского районного суда г.Орла от 26 апреля 2019 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сивашовой А.В., выслушав объяснения представителя истца Фурсовой В.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Фурсов М.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальтной экспертизы по Орловской области» Министерста труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России) о признании незаконным решения об отказе в установлении группы инвалидности, установлении группы инвалидности.
В обоснование требований указывал, что согласно выписке № БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от 15 мая 2017 г. он имеет следующие заболевания<...>.
07 июня 2017 г. сосудистым хирургом БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» поставлен следующий диагноз: <...>
Вышеперечисленные диагнозы приводят к ограничению жизнедеятельности Фурсова М.И., который находится в лежачем состоянии, ограничен в передвижении ввиду болезни <...>.
04 июля 2017 г. истцу была выдана справка № от 04 июля 2017 г. о результатах медико-социальной экспертизы, в которой сообщается о том, что по результатам очной медико-социальной экспертизы инвалидность ему не установлена.
С выводами данного заключения он не согласен и просил суд признать решение ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации незаконными и установить ему соответствующую группу инвалидности согласно его заболеваниям.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Фурсов М.И. просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое об удовлетворении исковых требований, полагая, что у суда имелись основания для установления ему группы инвалидности. В настоящее время состояние его здоровья сильно ухудшилось после <...>.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 95 от 20 февраля 2006 г., признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными пунктом 2 настоящих Правил, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Фурсов М.И. впервые был освидетельствован в бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России 26 ноября 2014 г. с диагнозом: <...> Инвалидом не признан.
12 ноября 2015 г. Фурсов М.И. был повторно освидетельствован в бюро МСЭ № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России с диагнозом: <...> Инвалидом не признан.
Не согласившись с принятым решением 29 декабря 2015 г. Фурсов М.И. был освидетельствован согласно распоряжению ФБ МСЭ в порядке контроля решения бюро МСЭ № 3 в ЭС № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России с диагнозом: <...> По результатам освидетельствования инвалидность не установлена.
Не согласившись с данным решением 21 января 2016г. Фурсов М.И. был освидетельствован заочно в порядке обжалования решения Главного бюро МСЭ по Орловской области в ЭС № 10 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России с диагнозом: <...> Решение ЭС № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России не изменено, инвалидом не признан.
04 июля 2017 г. Фурсов М.И. освидетельствован впервые в бюро МСЭ
№ 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» с диагнозом: <...> Инвалидом не признан.
С целью правильного рассмотрения дела судом была назначена судебная комиссионная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Курской области» Минтруда России.
Согласно заключения экспертов, у Фурсова М.И. на момент освидетельствования 04 июля 2017г. имеет место следующий диагноз: <...>
При определении степени выраженности стойких нарушений функций организма у Фурсова М.И. экспертный состав пришел к выводу, что на момент освидетельствования Фурсова М.И. в бюро МСЭ № 1 ФКУ «Главное бюро МСЭ по Орловской области» 04 июля 2017 г. у него имелись незначительно выраженные нарушения функции <...>, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности (самообслуживание, передвижение, трудовая деятельность), и не являющиеся основанием для установления Фурсову М.И. группы инвалидности.
Оснований сомневаться в правильности заключения экспертов не имеется.
Разрешая заявленные требования и установив отсутствие оснований для признания оспариваемого решения об отказе в установлении инвалидности незаконным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных доказательствах.
Доводы апеллянта о том, что в настоящее время у него ухудшилось состояние здоровья не влечет отмену решения суда, поскольку судом проверялась правомерность решения ответчика от 04 июля 2017 г. После указанной даты истец с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы не обращался.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 26 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Фурсова Михаила Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Лигус О.В. Дело № 33-2045/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2019 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.,
судей Сивашовой А.В., Герасимовой Л.Н.,
при секретаре Алешиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фурсова Михаила Ивановича к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении группы инвалидности, установлении группы инвалидности,
по апелляционной жалобе Фурсова Михаила Ивановича на решение Советского районного суда г.Орла от 26 апреля 2019 г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Сивашовой А.В., выслушав объяснения представителя истца Фурсовой В.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Фурсов М.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальтной экспертизы по Орловской области» Министерста труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России) о признании незаконным решения об отказе в установлении группы инвалидности, установлении группы инвалидности.
В обоснование требований указывал, что согласно выписке № БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» от 15 мая 2017 г. он имеет следующие заболевания<...>.
07 июня 2017 г. сосудистым хирургом БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница» поставлен следующий диагноз: <...>
Вышеперечисленные диагнозы приводят к ограничению жизнедеятельности Фурсова М.И., который находится в лежачем состоянии, ограничен в передвижении ввиду болезни <...>.
04 июля 2017 г. истцу была выдана справка № от 04 июля 2017 г. о результатах медико-социальной экспертизы, в которой сообщается о том, что по результатам очной медико-социальной экспертизы инвалидность ему не установлена.
С выводами данного заключения он не согласен и просил суд признать решение ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации незаконными и установить ему соответствующую группу инвалидности согласно его заболеваниям.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе Фурсов М.И. просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое об удовлетворении исковых требований, полагая, что у суда имелись основания для установления ему группы инвалидности. В настоящее время состояние его здоровья сильно ухудшилось после <...>.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г.
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 95 от 20 февраля 2006 г., признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными пунктом 2 настоящих Правил, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Фурсов М.И. впервые был освидетельствован в бюро МСЭ № ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России 26 ноября 2014 г. с диагнозом: <...> Инвалидом не признан.
12 ноября 2015 г. Фурсов М.И. был повторно освидетельствован в бюро МСЭ № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России с диагнозом: <...> Инвалидом не признан.
Не согласившись с принятым решением 29 декабря 2015 г. Фурсов М.И. был освидетельствован согласно распоряжению ФБ МСЭ в порядке контроля решения бюро МСЭ № 3 в ЭС № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России с диагнозом: <...> По результатам освидетельствования инвалидность не установлена.
Не согласившись с данным решением 21 января 2016г. Фурсов М.И. был освидетельствован заочно в порядке обжалования решения Главного бюро МСЭ по Орловской области в ЭС № 10 ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России с диагнозом: <...> Решение ЭС № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» Минтруда России не изменено, инвалидом не признан.
04 июля 2017 г. Фурсов М.И. освидетельствован впервые в бюро МСЭ
№ 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Орловской области» с диагнозом: <...> Инвалидом не признан.
С целью правильного рассмотрения дела судом была назначена судебная комиссионная медико-социальная экспертиза, производство которой поручено ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Курской области» Минтруда России.
Согласно заключения экспертов, у Фурсова М.И. на момент освидетельствования 04 июля 2017г. имеет место следующий диагноз: <...>
При определении степени выраженности стойких нарушений функций организма у Фурсова М.И. экспертный состав пришел к выводу, что на момент освидетельствования Фурсова М.И. в бюро МСЭ № 1 ФКУ «Главное бюро МСЭ по Орловской области» 04 июля 2017 г. у него имелись незначительно выраженные нарушения функции <...>, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности (самообслуживание, передвижение, трудовая деятельность), и не являющиеся основанием для установления Фурсову М.И. группы инвалидности.
Оснований сомневаться в правильности заключения экспертов не имеется.
Разрешая заявленные требования и установив отсутствие оснований для признания оспариваемого решения об отказе в установлении инвалидности незаконным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных доказательствах.
Доводы апеллянта о том, что в настоящее время у него ухудшилось состояние здоровья не влечет отмену решения суда, поскольку судом проверялась правомерность решения ответчика от 04 июля 2017 г. После указанной даты истец с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы не обращался.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 26 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Фурсова Михаила Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи