Копия
2а-5555/2023
63RS0045-01-2023-005232-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08.08.2023 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,
при секретаре Соболевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-5555/2023 по административному исковому заявлению Янгибаевой ФИО14 к судебным приставам-исполнителям ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Ходотовой С.И., Долматовой О.В., начальнику отделения старшему судебному приставу ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Казарян В.В., начальнику отделения старшему судебному приставу ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Тимаеву В.Г., заместителю руководителя ГУФССП России по Самарской области – заместителю главного судебного пристава Самарской области Корсунову С.А., руководителю ГУФССП России по Самарской области главному судебному приставу Самарской области Муратову З.Р., ГУФССП России по Самарской области, директору ФССП главному судебному приставу Российской Федерации Аристову Д.В., ФССП России о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Янгибаева ФИО15 обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В обоснование иска указано следующее.
На исполнении у судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самары Ходотовой С.И. на исполнении находится исполнительное производство № №-ИП от 26.09.2022 года о взыскании с Котова ФИО16 в пользу Янгибаевой ФИО17 100 000 рублей, возбужденное судебным приставом-исполнителем ОСП Промышленного района г. Самары Долматовой О.В.
11.09.2022 года (согласно почтового идентификатора 34411672024008) ФССП России получено заявление Янгибаевой ФИО18 о предъявлении исполнительного документа к исполнению с ходатайствами о наложении ареста на движимое, недвижимое имущество, счета должника от 25.08.2022 года, в котором административный истец также просил произвести опись и арест имущества по месту нахождения должника.
Согласно банка данных ИП ФССП России, ИП № №-ИП возбуждено лишь 26.09.2022 года, то есть после истечения 26 дней с момента получения заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства от 25.08.2022 года, согласно почтового идентификатора № - 01.09.2022 года, в связи с чем административный истец просит признать незаконным действия (бездействия) директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации Аристова Д.В. и руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области - главного судебного пристава Самарской области, полковника внутренней службы Муратова З.Р., выразившиеся в несвоевременном направлении исполнительного документа в адрес ОСП Промышленного района г. Самары, однако, данные требования заявляются формально, в случае представления информации о своевременной передаче заявления, административный истец намеревается отказаться от этих требований, несмотря на факт не направления взыскателю уведомлений о передачи заявления.
Исполнительное производство № №-ИП возбуждено только 26.09.2022 года.
23.01.2023 года (согласно почтового идентификатора №) ОСП Промышленного района г. Самары получено ходатайство Янгибаевой ФИО19 о совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, направлении ответа по существу проделанной судебным приставом-исполнителем работы с предоставлением справки об остатке размера задолженности от 16.01.2023 года.
По состоянию на сегодняшний день требования исполнительного производства не исполнены, на поданное ходатайство административный истец не получил ответа до настоящего времени.
В связи с неполучением ответа на поданное ходатайство от 16.01.2023 года, административный истец просит признать незаконным действия (бездействие) начальника ОСП Промышленного района г. Самары старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары Казарян В.В., заместителя начальника ОСП Промышленного района г. Самары заместителя старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары Тимаева В.Г. (поскольку на момент возбуждения ИП и поступления ходатайства административного истца он являлся временно исполняющим обязанности отдела), судебных приставов-исполнителей ОСП Промышленного района г. Самары Ходотовой С.И. и Долматовой О.В.
Ответа на полученное ходатайство приставы не направили ни взыскателю, ни представителю взыскателя, в связи с чем заявитель вынужден обратиться с настоящим административным исковым заявлением.
Административный истец просит суд признать незаконным действия (бездействие) директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации Аристова Д.В. и руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области главного судебного пристава Самарской области Муратова З.Р., выразившиеся в несвоевременном направлении исполнительного документа в адрес ОСП Промышленного района г. Самары. Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей ОСП Промышленного района г. Самары Ходотовой С.И. и Долматовой О.В., выразившееся в несвоевременном рассмотрении ходатайства административного истца от 16.01.2023 года. Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей ОСП Промышленного района г. Самары Ходотовой С.И. и Долматовой О.В., выразившееся в не своевременном направлении ответа на заявленное ходатайство в адрес взыскателя. Обязать судебных приставов-исполнителей ОСП Промышленного района г. Самары Ходотову С.И. и Долматову О.В. рассмотреть ходатайство административного истца от 16.01.2023г. и направить ответ в адрес административного истца. Признать незаконным бездействие начальника ОСП Промышленного района г. Самары - старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары Казарян В.В., заместителя начальника ОСП Промышленного района г. Самары заместителя старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары Тимаева В.Г., выразившееся в ненадлежащей организации работы ОСП Промышленного района г. Самары по рассмотрению ходатайства административного истца от 16.01.2023 года. Обязать начальника ОСП Промышленного района г. Самары старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары Казарян В.В., заместителя начальника ОСП Промышленного района г. Самары - заместителя старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары Тимаева В.Г. проконтролировать рассмотрение ходатайства истца от 16.01.2023г. судебными приставами-исполнителями ОСП Промышленного района г. Самары Ходотовой С.И. и Долматовой О.В. и направление ответа в адрес административного истца.
Административный истец и Янгибаева ФИО20 и ее представитель Соломахин ФИО21 в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административные ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От представителя административного ответчика ГУФССП России по Самарской области поступил отзыв на административное исковое заявление.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц по правилам ч.6 ст.226 КАС РФ.
Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства:
1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
При этом исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Указанное положение надлежит рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон.
Административным истцом заявлены требования о признании незаконным действия (бездействия) директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации Аристова Д.В. и руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области главного судебного пристава Самарской области Муратова З.Р., выразившиеся в несвоевременном направлении исполнительного документа в адрес ОСП Промышленного района г. Самары.
В силу ч. 4 ст. 30 Закона № 229-ФЗ, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения.
В силу ч. 7 ст. 30 Закона № 229-ФЗ, заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
В силу ч. 8 ст. 30 Закона № 229-ФЗ, постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель.
Установлено, что 08.09.2022 года ФССП России получено заявление Янгибаевой ФИО22 о предъявлении исполнительного документа к исполнению. Данное обстоятельство подтверждается входящим штампом на заявлении от 08.09.2022г. № №.
Установлено, что заявление и исполнительный документ перенаправлен ФССП России в ГУФССП России по Самарской области 12.09.2022г., т.е. в установленный законом срок, что подтверждается представленным суду реестром на корреспонденцию, направляемую через фельдъегерскую службу.
Установлено, что в ГУФССП России по Самарской области исполнительный документ поступил 14.09.2022г. и в установленный законом срок 19.09.2022г. перенаправлен в ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области, что подтверждается реестром почтового отправления.
Установлено, что в ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области исполнительный документ поступил 22.09.2022г.
С соблюдением установленного законом срока судебным приставом-исполнителем Ходотовой С.И. 26.09.2022г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № №-ИП.
С учетом вышеуказанных обстоятельств оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконным действия (бездействия) директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации Аристова Д.В. и руководителя Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области главного судебного пристава Самарской области Муратова З.Р., выразившиеся в несвоевременном направлении исполнительного документа в адрес ОСП Промышленного района г. Самары суд не усматривает.
Установлено, что в рамках исполнительного производства истцом в адрес ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области направлено ходатайство Янгибаевой Т.Р. от 16.01.2023г., в котором содержались требования о совершении исполнительских действий и применении мер принудительного исполнения, а также о предоставлении сведений о ходе исполнительного производства.
Конституцией Российской Федерации, закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Права и обязанности участников отношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на обращение, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан определены Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Исходя из положений части 3 статьи 7 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан обращение, поступившее в государственный орган, органа местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном этим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи. Этот срок может быть продлен при условиях, названных в части 2 этой статьи.
По правилам статьи 64.1 Закона об исполнительном производстве подлежат рассмотрению только заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, требующие совершения определенных законом исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения или принятия процессуального решения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Статья 50 Закона об исполнительном производстве к числу прав сторон исполнительного производства относит право заявлять ходатайства.
Порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, урегулирован в статье 64.1 Закона об исполнительном производстве и Методических рекомендациях по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных Федеральной службой судебных приставов приказом от 11 апреля 2014 года № 15-9 (далее – Методические рекомендации).
Согласно статье 64.1 Закона об исполнительном производстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5).
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7).
Согласно Методическим рекомендациям не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства; обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения.
В соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные законом.
Ходатайство получено отделением 23.01.2023 года (согласно почтового идентификатора №
На момент рассмотрения дела сведений, что ходатайство было зарегистрировано, передано судебному приставу для разрешения в установленном законом порядке, суду в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного требования административного истца, заявленные к судебным приставам Ходотовой С.И., Долматовой О.В. о признании незаконным бездействия судебных приставов-исполнителей ОСП Промышленного района г. Самары Ходотовой С.И. и Долматовой О.В., выразившееся в не своевременном направлении ответа на заявленное ходатайство в адрес взыскателя, не подлежат удовлетворению.
Положения статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" регламентируют полномочия старшего судебного пристава, возглавляющего структурное подразделение ФССП или ССП субъекта Российской Федерации. В частности, старший пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в том числе, старший судебный пристав уполномочен отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов и в пределах своей компетенции осуществлять контроль в установленной сфере деятельности.
Таким образом контроль организацией работы ОСП по рассмотрению ходатайства в установленном законом порядке возложен на старшего судебного пристава.
Административным ответчиком начальником отделения старшим судебным приставом ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Тимаевым В.Г. доказательств, что ходатайство административного истца было зарегистрировано и передано судебному приставу для разрешения в установленном законом порядке не представлено. При указанных обстоятельствах установлено бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Тимаева В.Г.. Требования административного истца в данной части обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Янгибаевой ФИО23 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие начальника отделения старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Тимаева В.Г., выразившееся в ненадлежащей организации работы ОСП Промышленного района г. Самары по рассмотрению ходатайства Янгибаевой ФИО24 от 16.01.2023г. по исполнительному производству № №-ИП.
Обязать начальника отделения старшего судебного пристава ОСП Промышленного района г. Самары ГУФССП России по Самарской области Тимаева В.Г. устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем принятия мер по организации работы должностных лиц подразделения, направленной на рассмотрение ходатайства Янгибаевой Тамары Реджепбаевны от 16.01.2023г. по исполнительному производству № №-ИП в установленном законом порядке, и уведомления Янгибаевой ФИО25 о результатах рассмотрения ходатайства.
Об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 18.08.2023г.
Председательствующий: Е.В. Щелкунова
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Подлинный документ подшит в материалах административного дела №2а-5555/2023
63RS0045-01-2023-005232-52