УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Рыбаков И.А. Дело № 33а-5971/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 13 декабря 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.,
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2016 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора
Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов
неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и администрацию муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области в срок до 01.05.2017 устранить выявленные нарушения законодательства, а именно:
на участке дороги 3 км +500 м., 6 км + 400 м, 6 км + 900 м, автодороги Тиинск-Терентьевка Мелекесского района Ульяновской области устранить выбоины дорожного полотна соответственно 0.9 на 0.8 на 0.1; 1.1 на 0.7 на 0.08 м; 0.5 на 0.7 на 0.08 м.;
по ул. Школьная д.5 в с. Русский Мелекесс Мелекесского района Ульяновской области, по ул. Советская д.32 в с.Тиинск Мелекесского района Ульяновской области, а также по ул. Центральная д.43 в с. Слобода-Выходцево Мелекесского района Ульяновской области обустроить пешеходные ограждения и искусственные неровности.
Заслушав доклад судьи Смирновой
Ю.В.,пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей необходимым решение суда оставить без
изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Мелекесского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Тиинское сельское поселение», администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области о возложении обязанности устранить нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в срок до 01.12.2016. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой Мелекесского района проверкой в деятельности администрации муниципального образования «Тиинское сельское поселение» и администрации МО «Мелекесский район» выявлены нарушения федерального законодательства в сфере организации дорожной деятельности.
Просил обязать администрации МО «Тиинское сельское поселение» и МО «Мелекесский район» устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 01.12.2016, а именно:
на участке дороги 3 км + 500 м, 6 км + 400 м, 6 км + 900 м, автодороги Тиинск-Терентьевка Мелекесского района Ульяновской области устранить выбоины дорожного полотна соответственно 0.9 на 0.8 на 0.1; 1.1 на 0.7 на 0.08 м; 0.5 на 0.7 на 0.08 м;
по ул. Школьная, д.5, в с. Русский Мелекесс, по ул. Советская, д.32 в с.Тиинск, а также в с.Слобода-Выходцево по ул. Центральная, д.43, Мелекесского района Ульяновской области обустроить пешеходные ограждения и искусственные неровности.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО «Мелекесский район»
просит решение отменить. В обоснование жалобы указывает, что мероприятия
по установке и замене ограждающих устройств и обустройству дорожных неровностей
у образовательных учреждений в селах на пешеходных переходах предполагается
осуществить на основании муниципальной программы «Обустройство пешеходных
переходов, в том числе у образовательных организаций (учреждений), согласно
новых национальных стандартов на 2016-2020 годы». Со стороны администрации МО
«Мелекесский район» отсутствуют нарушения законодательства в сфере обеспечения
безопасности дорожного движения. Устранить нарушения в сроки, установленные
судом, не представляется возможным, в связи с программным обеспечением бюджета
согласно Бюджетному кодексу РФ.
В
возражениях помощник прокурора
Мелекесского района Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В заседание судебной коллегии не явились представители администрации МО «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района
Ульяновской области, администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области,
МО МВД России «Димитровградский»Судебная
коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального
закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского
округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного
значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного
движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок
(парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью
автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также
осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и
осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Данной норме корреспондирует пункт 2 статьи 8.1 Устава муниципального образования
«Мелекесский район» Ульяновской области.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от
10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного
самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы
обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов
местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения
являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно решению Совета депутатов МО «Мелекесский район» Ульяновской области от 27.11.2015 № 31/201 полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы МО «Лебяжинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области.
По делу установлено, что в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, закрепленных за администрацией МО «Мелекесский район» Ульяновской области, включены участки дорог, в том числе: Тиинск-Терентьевка, ул. Школьная, д.5 в с. Русский Мелекесс, ул. Советская, д.32 в с.Тиинск, ул. Центральная, д. 43 в с.Слобода-Выходцево Мелекесского района Ульяновской области.
В ходе проведенных прокуратурой Мелекесского района проверок соблюдения требований
законодательства о безопасности дорожного движения выявлены выбоины дорожного полотна, отсутствие
пешеходных ограждений и
искусственных неровностей по
вышеназванным дорогам.
В соответствии с пунктом 8.1.27 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода применяют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа.
Согласно пункту 6.2 «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст, за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений устраивают искусственную неровность.
Как следует из п.3.1.1. и 3.1.2 «ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Указанные требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Вывод суда первой инстанции о необходимости возложения
обязанности на администрацию МО
«Мелекесский район» Ульяновской области и администрацию МО «Тиинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области по устранению выявленных нарушений законодательства, путем обустройства пешеходных
переходов и искусственных неровностей, устранении выбоин является обоснованным.
Факт наличия нарушений ГОСТ Р
52289-2004, ГОСТ Р 52605 – 2006,
ГОСТ Р 50597-93 на
указанных автодорогах нашел свое объективное подтверждение и
ответчиками в ходе рассмотрения дела не
оспаривался.
Доводы, приведенные администрацией МО «Мелекесский район» Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются
несостоятельными.
Поскольку обязанность осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в пределах муниципального района возложена на муниципальное образование законом, передача полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения МО «Тиинское сельское поселение», утверждение муниципальной программы «Обустройство пешеходных переходов, в том числе у образовательных организаций (учреждений), согласно новых национальных стандартов на 2016 - 2020 годы», в рамках которой запланировано производство работ по обустройству пешеходных ограждений и искусственных неровностей, не свидетельствует о невозможности удовлетворения требований прокурора, так как обязанность по установке пешеходных ограждений и искусственных неровностей возложена на ответчика законом, который не предоставляет лицу, к обязанности которого отнесено содержание автомобильных дорог, права самостоятельного установления сроков ее исполнения.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности
возложения на администрацию МО «Мелекесский район» Ульяновской области
обязанности по обустройству пешеходных
переходов и искусственных неровностей, устранении выбоин является несостоятельным и правильности
выводов суда первой инстанции не опровергает.
Ссылка в апелляционной жалобе МО «Мелекесский
район» Ульяновской области на отсутствие бюджетного финансирования не
может являться основанием для отказа в иске.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязал ответчиков совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, судебная коллегия полагает, что установленный судом первой инстанции срок до 01 мая 2017 года для исполнения решения соответствует ст. 178 КАС РФ и является разумным.
В случае, если в указанный срок решение ответчиком не может быть исполнено, при наличии к тому оснований последний не лишен возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст. 189 КАС РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на
обстоятельства, которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда.
Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой
доказательств, в связи с чем судебная коллегия находит их несостоятельными.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П
Р Е Д Е Л И Л А:
решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 21 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи