Именем Российской Федерации
28 октября 2016 года г. Козьмодемьянск
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Мельникова С.Е., при секретаре судебного заседания Москвичевой А.В.,
с участием истца Прокопьевой Л.А., представителя истца Кудряшова А.Г., представителя ответчика Рипановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокопьевой Л.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Прокопьева Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянск Республики Марий Эл (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. В обосновании иска указано, что 14 марта 2016 года она обратилась с письменным заявлением к ответчику о назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Решением комиссии от 11 апреля 2016 года в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности в городе и сельской местности, согласно указанного решения, специальный стаж на момент обращения составил 16 лет 0 месяцев 5 дней. В специальный стаж не включены следующие период ее работы:
с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности медицинской сестры пансионата «Волжские зори» завода Копир;
с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в должности фельдшера по предрейсовым осмотрам/медицинской сестры МУП «Водоканал»;
с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. курсы по переподготовке и квалификации кадров.
В специальный стаж не включены в льготном исчислении (1:1,6) периоды работы в должности акушерки 1 физиологического отделения Родильного дома г. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г.
С данным решением истица не согласилась, в связи с чем, в июне 2016 года обратилась с исковым заявлением в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл. В ходе рассмотрения дела, истица уменьшила объем заявленных требований, исключив требование о включении в трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по предрейсовым осмотрам МУП «Водоканал». Остальные исковые требования решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены. В настоящее время истицей собраны документы, подтверждающие ее право на включение в трудовой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по предрейсовым осмотрам МУП «Водоканал».
Просит признать решение Управления Пенсионного фонда в г. Козьмодемьянске Республике Марий Эл об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, указанный период работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 20. ч.1 ст. 30 федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 300 рублей.
В судебном заседании истица Прокопьева Л.А. и ее представитель Кудряшов А.Г. исковые требования поддержали, просили включить в специальный стаж период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по предрейсовым осмотрам МУП «Водоканал», поскольку имеются доказательства о существовании в спорный период медицинского пункта МУП «Водоканал», как отдельного структурного подразделения предприятия.
Представитель ответчика, Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) Рипанова М.В. исковые требования Прокопьевой Л.А. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 30 п. 1 п. п. 20 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные нормы содержались в п. п. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781.
Судом установлено, что Прокопьева Л.А. 14 марта 2016 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий
Эл с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл от 11 апреля 2016 года в установлении пенсии ей было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости 30 лет.
Истице было отказано во включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры пансионата «Волжские зори» завода Копир, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по предрейсовым осмотрам/медицинской сестры МУП «Водоканал»
так как наименование данных учреждений не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденного постановлением правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.
Кроме того, не включены в специальный стаж периоды нахождения истицы на курсах по переподготовке и квалификации кадров, и периоды работы в должности акушерки 1 физиологического отделения Родильного дома г. Йошкар-Олы засчитаны в календарном исчислении.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 03 августа 2016 года, вступившим в законную силу 07 сентября 2016 года, удовлетворены исковые требования Прокопьевой Л.А. В трудовой стаж, Прокопьевой Л.А., дающий право на досрочное назначение пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включены следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры пансионата «Волжские зори» завода Копир;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по предрейсовым осмотрам/медицинской сестры МУП «Водоканал»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождение на курсах повышения квалификации
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки 1 физиологического отделения Родильного дома <адрес> в льготном порядке из расчета один год работы за один год шесть месяцев;
Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера по предрейсовым осмотрам МУП «Водоканал», при вынесении судом решения ДД.ММ.ГГГГ, не рассматривался.
Рассматривая требования истицы о включении указанного спорного периода в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд не может согласиться с выводами ГУ УПФ РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл, о не включении специальный стаж указанного периода работы истицы, изложенными в решении от 11 апреля 2016 года по следующим основаниям.
Списком учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, должность медицинской сестры предусмотрена.
В составе перечня учреждений указания на организацию, где работала истица в спорный период времени, действительно, не имеется.
Вместе с тем, абзацем 5 пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002) установлено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе и во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Применяя данную норму Правил, суд учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 23.09.2010 № 1183-О-О. Согласно данной позиции Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», наряду со Списками должностей и учреждений, конкретизированы применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», что обеспечивает реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Таким образом, действующее законодательство позволяет включать в специальный стаж работу в качестве медицинской сестры в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями не только учреждений, но и иных организаций.
Аналогичное толкование дано и Верховным Судом Российской Федерации в п. 18 Постановления Пленума от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», где указано, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Методическими рекомендациями "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", содержащимися в Письме Минздрава РФ от 21 августа 2003 года № 2510/9468-03-32, предусмотрено, что в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).
Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Для их осуществления администрацией организации должно быть выделено специальное помещение, оборудованное в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 2. Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.
Согласно п.п. 1.2, 1.4-1.6 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение № 2 к Методическим рекомендациям) предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения.
Из материалов дела следует, что истица 17.04.1998 г. уволена с должности медицинской сестры кабинета здорового ребенка детской консультации Козьмодемьянской ЦРБ переводом на должность фельдшера по предрейсовым осмотра в МП «Водоканал».
При этом, период работы истицы в должности медицинской сестры кабинета здорового ребенка детской консультации Козьмодемьянской ЦРБ включен ответчиком в ее специальный трудовой стаж.
ДД.ММ.ГГГГ МП «Водоканал» переименовано в МУП «Водоканал». С ДД.ММ.ГГГГ истица переведена фельдшером МУП «Водоканал».
Из объяснения истицы следует, что в МУП «Водоканал» имелось отдельное структурное подразделение медицинской пункт в котором она осуществляла в течение полного рабочего дня медицинскую деятельность связанную с проведением предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей автотранспортных средств, оказанием неотложной доврачебной помощи работникам предприятия.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела документами.
Из коллективного договора МУП «Водоканал» на 1999г.-2000г. принятого на собрании трудового коллектива ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в штате МУП «Водоканал» было предусмотрено структурное подразделение -медицинский пункт (приложение №, приложение № к договору).
ДД.ММ.ГГГГ директором МУП «Водоканал» утверждено положение о медпункте муниципального унитарного предприятия «Водоканал» согласно которому, медпункт муниципального унитарного предприятия «Водоканал» является его структурным подразделением, предназначенным для организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья МУП «Водоканал» а также проведения предрейсовых медицинских осмотров.
Из должностной инструкции медсестры МУП «Водоканал» утвержденной ДД.ММ.ГГГГ директором предприятия следует, что на должность медсестры назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование и первую квалификационную категорию.
Фактическое наличие медицинского пункта также подтвердил свидетель ФИО1, допрошенный в рамках рассмотрения гражданского дела по иску Прокопьевой Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ, который сообщил суду сведения не о характере работы истицы, а о наличии в МУП «Водоканал» медпункта, в связи с чем суд полагает показания данного свидетеля допустимым доказательством.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятию МУП «Водоканал» выдавалась лицензия на осуществление медицинской деятельности, в том числе с разрешенным видом работ: предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств, что подтверждается информацией территориального органа Росздравнадзора по Республике Марий Эл от 12.07.2016 г.
Из акта проверки обоснованности и правильности предоставления справки о стаже работы для назначения пенсии, составленного 10 октября 2016 г. специалистами Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) также следует, что истица осуществляла медицинскую деятельность в должности фельдшера в структурном подразделении медпункт.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в спорный период истица работала именно в медицинском пункте, являющемся структурными подразделениями предприятия, которое оказывало лечебную помощь на уровне специалистов со средним медицинским образованием (доврачебную медицинскую помощь).
При установленных обстоятельствах, а также учитывая наименование должности истца (фельдшер) и факта ее работы в медицинском пункте МУП «Водоканал», применяя норму п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002, суд приходит к выводу о доказанности выполнения истицей в спорный период работы, подлежащей включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и достаточности представленных истцом доказательств в обоснование своих требований.
Таким образом, спорный период работы истицы с 18.04.1998 г. по 18.12.2002 г., с 02.01.2003 г. по 23.02.2004 г. подлежит включению в льготный стаж - 5 лет 9 месяцев 1 день.
С учетом изложенного суд считает возможным назначить Прокопьевой Л.А. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 14 марта 2016 года, поскольку специальный стаж истца на указанный момент с учетом включения данных периодов в льготном исчислении составил более 30 лет.
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, понесенные ею при подаче искового заявления 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокопьевой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда в г. Козьмодемьянске Республике Марий Эл об отказе Прокопьевой Л.А. в установлении пенсии от 11 апреля 2016 года.
Включить Прокопьевой Л.А. в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ. в должности фельдшера по предрейсовым осмотрам МУП «Водоканал».
Возложить обязанность на Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) досрочно назначить Прокопьевой Л.А. трудовую пенсию по старости с 14 марта 2016 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) в пользу Прокопьевой Л.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Мельников С.Е.
мотивированное решение составлено 28 октября 2016 года