Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-235/2022 (2а-3224/2021;) ~ М-2931/2021 от 15.11.2021

63RS0043-01-2021-006215-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2022 года город Самара

Красноглинский районный суд г. Самары в составе председательствующего Волкова М.В.,

при секретаре судебного заседания Громовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-235/2022 по административному иску Узбекова С. М. к начальнику отделения по вопросам миграции отдела полиции № 8 У МВД России по г. Самаре, ГУ МВД России по Самарской области о признании заключения незаконным

УСТАНОВИЛ:

Узбеков С.М. обратился в Красноглинский районный суд г. Самары с названным административным иском, указав, что заключением начальника отделения по вопросам миграции отдела полиции № 8 У МВД России по г. Самаре от <дата> Лутковой О.Н. признано отсутствие у административного истца гражданства Российской Федерации, указано считать вкладыш гражданина Российской Федерации серии , оформленный <дата> ПВС МВД России (632-008), выданным в нарушение установленного порядка, подлежащим изъятию, что он считает незаконным и не обоснованным, поскольку вкладыш выдан ему в установленном законом порядке, при соблюдении всех необходимых условий и требований.

Считая свои права нарушенными, административный истец просит суд признать незаконным и отменить заключение начальника отделения по вопросам миграции отдела полиции № 8 У МВД России по г. Самаре от <дата> Лутковой О.Н. по результатам служебной проверки по факту законности выдачи Узбекову С.М. вкладыша гражданина Российской Федерации.

Узбеков С.М., начальник отделения по вопросам миграции отдела полиции № 8 У МВД России по г. Самаре Луткова О.Н., представитель ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, явку представителей не обеспечили, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

В силу статьи 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав имеющиеся в материалах административного дела, представленные сторонами и полученные судом доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при соблюдении ими содержащихся в указанной статье закона условий.

Статьей 14 данного федерального закона предусмотрен порядок и условия приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

В статье 41.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации к которым отнесены:

а) дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

б) дееспособные дети лиц, указанных в пункте "а" настоящей части, достигшие возраста восемнадцати лет, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

в) дети лиц, указанных в пункте "а" настоящей части, не достигшие возраста восемнадцати лет (далее - несовершеннолетние дети), если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

г) совершеннолетние недееспособные лица, находящиеся под опекой лиц, указанных в пункте "а" настоящей части, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве;

д) лица, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 января 2010 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

В части 1 статьи 41.3 федерального закона указано, что лица, указанные в части первой статьи 41.1 настоящего Федерального закона, принимаются в гражданство Российской Федерации без учета требования о соблюдении ими условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов административного дела усматривается, что решением Красноглинского районного суда г. Самары от 02.09.2016 по гражданскому делу 2-2370/2016 постановлено заявление Узбекова М. Х. об установлении юридического факта удовлетворить. Установить факт проживания Узбекова М. Х. (<данные изъяты>

Заключением начальника отделения по вопросам миграции отдела полиции № 8 У МВД России по г. Самаре от <дата> Лутковой О.Н. по результатам служебной проверки по факту законности выдачи Узбекову С.М. вкладыша гражданина Российской Федерации признано отсутствие у административного истца гражданства Российской Федерации, указано считать вкладыш гражданина Российской Федерации серии , оформленный <дата> ПВС МВД России (632-008), выданным в нарушение установленного порядка, подлежащим изъятию.

Решением Красноглинского районного суда г. Самары от <дата> по административному делу № 2а-2544/2020 по административному иску Узбекова С.М. к ГУ МВД России по Самарской области о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности постановлено признать незаконным бездействие ГУ МВД России по Самарской области, выразившееся в уклонении от получения при личном обращении Узбекова С.М. заявления о признании гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 41.3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", возложить на ГУ МВД России по Самарской области обязанность принять заявление Узбекова С.М. о признании гражданином Российской Федерации в соответствии со ст. 41.3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" при его личном обращении в соответствии с требованиями законодательства.

Установлено, что <дата> гражданин Узбеков С.М., <дата> года рождения, уроженец <данные изъяты> обратился лично в отделение по вопросам миграции отдела полиции № 8 Управления МВД России по г. Самаре с заявлением о выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации впервые, вместе с которым предъявил вкладыш гражданина Российской Федерации серии , оформленный ПВС Красноглинского района г. Самары <дата> в соответствии с п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации от 28 Л 1.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» к свидетельству о рождении серии , выданного ОЗАГС <данные изъяты> <дата>.

В соответствии с п. 51 Положения при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере миграции, проводится проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств, проверка осуществляется по инициативе полномочного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31.05,2,002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ).

В соответствии с п. «а» ст. 30 Федерального закона № 62-ФЗ определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих т территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, н его территориальных органов.

По данным отдела адресно-справочной работы управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области, Узбеков С.М. не значится.

В соответствии с п. 15 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от <дата> проверены следующие обстоятельства, свидетельствующие о наличии либо отсутствии гражданства РФ.

Из объяснения Узбекова С.М. следует, что в 1994 году он вместе с отцом приехал в Самару, проживал по адресу: <адрес>, затем по адресу: <адрес>. До школы посещал детский сад в <адрес>, с <дата> по <дата> обучался в частном общеобразовательном учреждении школе <данные изъяты> г. Самары, с <дата> по <дата> учился в 11 классе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> городского округа Самара, что подтверждается справками с места учебы. С 2010 по 2015 обучался в <данные изъяты> (копия диплома прилагается). В 2001 году документирован вкладышем гражданина Российской Федерации к свидетельству о рождении серии , выданному <дата> ОЗАГС <данные изъяты>. <дата> документирован паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации серии , выданным МИД России в. Самаре, сроком действия до <дата>.

По информации, предоставленной ГУП Самарской области «ЕИРЦ», Узбеков С.М. с <дата> внесен в карточку регистрации отца - <данные изъяты> по адресу: <адрес>. С <дата> но <дата> был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> по виду на жительство лица без гражданства серии , выданному ФМС 453.

Согласно книге учета поступления и выдачи вкладышей к свидетельству о рождении, свидетельствующих, о принадлежности к гражданству Российской Федерации, установлено, что <дата> Узбекову С.М. ПВС Красноглинского района г, Самары выдан вкладыш о приобретении гражданства Российской Федерации серии , к свидетельству о рождении серии , однако справка о приобретении гражданства Российской Федерации в соответствии с п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации от 28Л 1.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» в отношении вышеуказанного гражданина в архиве отделения по вопросам миграции ОП № 8 Управления МВД России по г. Самаре отсутствует.

В силу п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации от <дата> «О гражданстве Российской Федерации», гражданство Российской Федерации приобретают граждане ССР, постоянно проживающие на территории других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 года, если они не являются гражданами этих республик и в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. Узбеков С. М. на <дата> являлся несовершеннолетним ребенком, соответственно гражданство Российской Федерации должен был приобретать с родителями. Отец - <данные изъяты>, <дата> г.р., уроженец <данные изъяты> признан гражданином Российской Федерации решением ГУ МВД России по Самарской области от <дата> в соответствии со ст. 41.2 Федерального Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Мать - <данные изъяты> <дата> г.р., урож. <данные изъяты>, по учетам, имеющимся в УВМ ГУ МВД России по Самарской области, не значится, паспортом гражданина Российской Федерации не документировалась. Согласно свидетельству о смерти серии , выданному <дата> ОЗАГС <данные изъяты>, <данные изъяты> умерла <дата>.

В рамках проверки для подтверждения факта приобретения гражданства Российской Федерации Узбековьш С.М. <дата> и <дата> направлены соответствующие запросы в ОВГ УВМ ГУ МВД России по Самарской области.

<дата> получен ответ из ОВГ УВМ ГУ МВД России по Самарской области, согласно которому Узбеков С.М. с заявлением об оформлении разрешения на временное, проживание, вида на жительство, приобретения гражданства Российской Федерации в УВМ ГУ МВД России по Самарской области в установленном порядке не обращался. Паспортом гражданина Российской Федерации не документировался.

<дата> получен ответ из ОВГ УВМ ГУ МВД России по Самарской области, согласно которому Консульский отдел Российской Федерации в Республике Таджикистан сведений, в электронной базе данных и архиве по гражданству в отношении Узбекова С.М. не имеет.

В силу п. «а» ст. 5 и ч. 7 ст. 4 Федерального закона № 62-ФЗ гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР, определяется на основании, законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

<дата> УФМС России по Самарской области в соответствии с указанием ФМС России от <дата> в отношении Узбекова С.М. вынесено заключение об установлении личности, ему установлен, правовой статус лица без гражданства, <дата> по заявлению Узбекова С.М. УФМС России по Самарской области было вынесено положительное решение о выдаче ему вида на жительство лица без гражданства.

<дата> ему был оформлен вид на жительство серии сроком действия до <дата>. В заявлениях Узбекова С.М. об установлении личности и о выдаче вида на жительство сведения, о наличии у него гражданства Российской Федерации не указаны, в материалах копий, вкладыша о принадлежности к гражданству Российской Федерации отсутствуют.

До истечения срока действия вида на жительство Узбеков С.М. с заявлением о его продлении, с заявлением о приобретении российского гражданства в УВМ ГУ МВД России по Самарской области в установленном законом, порядке не обращался.

В связи с чем, сделан вывод о том, что гражданство Российской Федерации у Узбекова С.М. отсутствует, а вкладыш гражданина Российской Федерации на его имя выдан в нарушение установленного порядка.

Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации устанавливается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (далее – Положение).

В соответствии с пп. 51, 52 Положения при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. В данном запросе указываются:

сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт);

сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии);

основания направления запроса и его содержание.

К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.

Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.

Таким образом в ходе проведения должностным лицом отделения по вопросам миграции отдела полиции № 8 У МВД России по г. Самаре проверки установлено, что при указанных выше обстоятельствах гражданство Российской Федерации у Узбекова С.М. отсутствует, а вкладыш гражданина Российской Федерации на его имя выдан в нарушение установленного порядка.

Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства сторона административного истца суду не представила.

Условием для признания решения (ненормативного правового акта) незаконным является его несоответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, ст. 13 ГК РФ).

Оспариваемое заключение составлено уполномоченным должностным органа внутренних дел, согласовано вышестоящими должностными лицами и утверждено начальником ГУ МВД России по Самарской области в соответствии с требованиями Положения.

Отраженные в заключении сведения основаны на объективной и подробной оценке всех имеющихся сведений о Узбекове С.М., а выводы должностного лица соответствуют им.

Другие юридически значимые для решения вопроса о гражданстве сведения в отношении Узбекова С.М. отсутствуют.

Административный истец не представил суду доказательства, ставящие под сомнение законность и объективность заключения.

Процедура проведения проверки и оформление ее результатов в виде заключения соответствует приведенным выше требованиям закона и Положения.

Таким образом, оспариваемое заключение начальника отделения по вопросам миграции отдела полиции № 8 У МВД России по г. Самаре от <дата> Лутковой О.Н. по результатам служебной проверки по факту законности выдачи Узбекову С.М. вкладыша гражданина Российской Федерации соответствует закону, права административного истца не нарушает, препятствий к осуществлению его прав не создает, какие-либо обязанности незаконно не возлагает, а потому оснований для признания его незаконным и отмене суд не находит.

При таких обстоятельствах административный иск Узбекова С.М. не подлежит удовлетворению, поскольку не основан на законе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Узбекова С. М. к начальнику отделения по вопросам миграции отдела полиции № 8 У МВД России по г. Самаре, ГУ МВД России по Самарской области о признании заключения незаконным оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Волков

Мотивированное решение изготовлено 28.01.2022 года.

2а-235/2022 (2а-3224/2021;) ~ М-2931/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Узбеков С.М.
Ответчики
Отдел по вопросам миграции ОП № 8 УМВД России по г. Самаре
Начальник отдела по вопросам миграции ОП № 8 УМВД России по г. Самаре Луткова О.Н.
ГУМВД России по Самарской области
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Волков М. В.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
15.11.2021Регистрация административного искового заявления
16.11.2021Передача материалов судье
18.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2021Судебное заседание
14.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее