Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-91/2021 от 02.11.2021

Мировой судья Бабей Е.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        

    30 ноября 2021 года                        г. Жигулевск

    Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,

при секретаре Шушкановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кирпичниковой Е. Б. на решение мирового судьи судебного участка № 59 судебного района г. Жигулевска Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2- 861/2021 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Кирпичниковой Е. Б. о взыскании задолженности по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

У С Т А Н О В И Л:

    Обжалуемым решением мирового судьи судебного участка №59 судебного района г. Жигулевска Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворены, с Кирпичниковой Е.Б. в пользу истца взыскана задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО по жилому дому по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 29320 руб. 02 коп., а также возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 1080 руб.

Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, ответчик Кирпичникова Е.Б. в жалобе указала на недоказанность нарушений прав истца, недопустимость рассмотрения спора в суде общей юрисдикции, а также вопреки установленного законодательством приказного порядка разрешения требований данной категории. Кроме того, считает необоснованным начисление платы по обращению с ТКО, поскольку каких-либо соглашений на оказание услуг с ответчиком не заключала.

Заявитель жалобы Кирпичникова Е.Б., представитель истца в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.д.201, 222).

Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных у них причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.

    Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п.1).

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ст. 154 ЖК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.

Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области (л.д.10-11).

Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с ДД.ММ.ГГГГ.

Предельный тариф на услуги регионального оператора на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ вступил в силу с 1 января 2019 года, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 20.12.2018, а также в газете "Волжская коммуна", N 343(30578), 25.12.2018, действовал до 1 июля 2019 года.

На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 01.04.2019, а также в газете "Волжская коммуна", N 48(30631), 03.04.2019.

На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 N 781"Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 23.12.2019, а также в газете "Волжская коммуна", N 8(30792), 22.01.2020.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик Кирпичникова Е.Б. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома общей площадью 359, 1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.15-20)

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность Кирпичниковой Е.Б. по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанному адресу составляла 29320 руб. 02 коп. (л.д.22-23). Данная задолженность взыскана оспариваемым решением суда.

Суд признает решение мирового судьи верным и обоснованным по следующим мотивам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац один). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац два).

Пунктом 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года     N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 4 апреля 2016 года N 269), согласно которым нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещении (0, 091 м3/год с 1 кв.м), которые применяются для городских округов Самарской области, утвержден перечень городских округов, для которых применяются данные нормативы. Городской округ Жигулевск включен в перечень городских округов, для которых применяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, согласно приложению 2 к указанному Приказу.

В соответствии с п. 6 приказа от 29.12.2018 года N 1023, приказ вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 29.12.2018, и в газете "Волжская коммуна", N 2(30585), от 11.01.2019 года.

Поскольку органом исполнительной власти Самарской области принято решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории г.о. Жигулевск исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, это в силу закона влечет начисление платежей по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, оплачивать которые должны собственники помещения.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии правоотношений с истцом по оказанию услуги основан на неверном толковании норм права. Применяемый при расчетах норматив (0, 091 м3/год с 1 кв.м – л.д.21) установлен уполномоченным органом исполнительной власти субъекта – министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и подлежит применению в т.ч. в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении истцом приказного порядка разрешения спора опровергаются материалами дела, в тексте искового заявления обозначено, что судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу о взыскании с Кирпичниковой Е.Б. задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за указанный выше период, с ДД.ММ.ГГГГ по июнь ДД.ММ.ГГГГ отменен по заявлению должника (л.д. 3), что позволяет истцу обратиться в суд с аналогичным требованием в порядке искового производства.

Вопрос о подсудности спора мировым судьей разрешен верно, с соблюдением требований п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, согласно которому суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что мировой судья при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

    Решение мирового судьи судебного участка № 59 судебного района г. Жигулевска Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2- 861/2021 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Кирпичниковой Е. Б. о взыскании задолженности по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кирпичниковой Е. Б. - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Судья                    Л.Ф. Никонова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 07.12.2021.

Судья                    Л.Ф.Никонова

    

11-91/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчики
Кирпичникова Е.Б.
Другие
Представитель Кирпичниковой Е.Б. - Коновалова М.В.
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Никонова Л.Ф.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
02.11.2021Регистрация поступившей жалобы (представления)
02.11.2021Передача материалов дела судье
03.11.2021Вынесено определение о назначении судебного заседания
30.11.2021Судебное заседание
07.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2021Дело оформлено
23.12.2021Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее