№ 12-130/2019
64RS0047-01-2019-003277-96
РЕШЕНИЕ
18 июля 2019 г. г. Саратов
Судья Октябрьского районного суда г. Саратова Тенькаев А.Ю.,
при секретаре Кузнецовой К.А.,
с участием представителя ГУЗ «Областная клиническая больница» Гамзатовой З.Н.,
рассмотрев дело по жалобе главного врача ГУЗ «Областная клиническая больница» Шульдякова В.С. на постановление государственного инспектора Саратовского регионального отдела по надзору
за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4
№ от 21 июня 2019 г. о назначении административного наказания в отношении юридического лица ГУЗ «Областная клиническая больница» по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
установил:
постановлением государственного инспектора Саратовского регионального отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 № от 21 июня 2019 г. по результатам внеплановой проверки юридическое лицо ГУЗ «Областная клиническая больница» признано виновным в невыполнении ранее выданного предписания № от 14 декабря 2018 г., то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, главный врач ГУЗ «Областная клиническая больница» Шульдяков В.А. подал в суд жалобу, в которой
указал, что 14 декабря 2018 г. Нижне-Волжским Управлением Ростехнадзора
(в настоящее время Средне-Поволжское управление Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору) вынесено предписание
№ об устранении нарушений со сроком исполнения до 14 марта 2019 г.
10 июня 2019 г. в отношении ГУЗ «Областная клиническая больница» составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрении которого 21 июня 2019 г. вынесено обжалуемое постановление, то есть за истечением двухмесячного срока привлечения к административной ответственности, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня окончания срока исполнения предписания. Кроме того, заявитель полагает возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения, в связи с чем просит постановление отменить, производство
по делу прекратить.
В судебном заседании представитель ГУЗ «Областная клиническая больница» Гамзатова З.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным основаниям.
Проверив доводы жалобы, заслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела в их совокупности, судья приходит к следующему.
В соответствии со 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам
об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его
в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления,
а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно п. 4 ст. 29.1 КоАП РФ орган, должностное лицо при подготовке
к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Таким образом, одной из задач на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению является выяснение обстоятельств, исключающих производство по делу, к числу которых относится
и истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Объектом данного правонарушения выступает установленный законом порядок управления и, в частности, контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора), в данном случае - Саратовского регионального отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского
управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, и субъектом, деятельность которого подвергается контролю (надзору)
- ГУЗ «Областная клиническая больница».
Объективную сторону правонарушения составляет невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений действующего законодательства.
Отнесение данного правонарушения к нарушению законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности, к которым применим годичный срок давности привлечения к административной ответственности, противоречит правовым позициям, установленным в Постановлении Конституционного суда РФ от 15 января 2019 г. № 3-П и Определении Конституционного Суда РФ от 26 марта 2019 г. № 823-О, согласно
которым закрепление специальных (особых) сроков давности привлечения
к административной ответственности, производных от нарушения законодательства Российской Федерации того или иного вида, не приводит к отступлению
от вытекающего из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом требования определенности правового регулирования и как таковое не влечет за собой
- при условии правильного установления в производстве по делу
об административном правонарушении объекта противоправного посягательства, находящегося под защитой административно-деликтной нормы, - риска
их произвольного истолкования и применения.
Законодатель, предусмотрев в статье 19.5 КоАП РФ особые случаи невыполнения в установленный срок законного предписания уполномоченного органа, отнес данные административные правонарушения к правонарушениям
против порядка управления. Соответственно, привлечение к административной ответственности предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа, которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Учитывая изложенное, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела несудебным органом составляет 2 месяца.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок давности привлечения
к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, административная ответственность наступает за нарушение срока исполнения предписания об устранении нарушений законодательства, из чего следует, что правонарушение является оконченным по истечении срока исполнения, указанного в соответствующем предписании.
Как следует из содержания обжалуемого постановления, ГУЗ «Областная клиническая больница» не исполнены перечисленные в предписании
№ от 14 декабря 2018 г. пункты в срок до 14 марта 2019 г., срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности
за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, исчисляется с 15 марта 2019 г. и истек 15 мая 2019 г.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Рассматривая дело 21 июня 2019 г., государственный инспектор Саратовского регионального отдела по надзору за промышленной безопасностью
Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Санникова С.А. не могла вынести постановление о привлечении ГУЗ «Областная клиническая больница»
к административной ответственности, поскольку как на момент составлении протокола об административном правонарушении, так и на момент рассмотрения дела истек установленный законом срок давности привлечения юридического лица
к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Саратовского регионального отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 №
от 21 июня 2019 г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи
с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление государственного инспектора Саратовского регионального отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4 № от 21 июня 2019 г. о назначении административного наказания в отношении юридического лица ГУЗ «Областная клиническая больница» по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ГУЗ «Областная клиническая больница» по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ прекратить
на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение 10 суток со дня получения
копии решения.
Судья А.Ю. Тенькаев