РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2017 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Качанове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Самарского района города Самары в интересах Семенова А.С. к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Самарского района города Самары обратился в суд с иском в интересах Семенова А.С. к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Семенов А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. На основании заявления он включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по г.о. Самара. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, прокурор просил обязать Администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв. м общей площади жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст.40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст.98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст.92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4,5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ч.9 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.
В соответствии с ч.2, 4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и внесенные в список, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) и настоящим Законом.
В силу ст.ст.5,6,<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Из материалов дела следует, что Семенов А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать– Филичева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения лишена родительских прав решением Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Отец – Семенов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер в 2001 году.
Семенов А.С. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на полном государственном обеспечении в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский <адрес>» <адрес>. Таким образом, он окончил образовательное учреждение ДД.ММ.ГГГГ.
В 2011 году прокурор обращался в суд в интересах Семенова А.С. к Администрации г.о. Самара и Департаменту управления имущества г.о. Самара о предоставлении ему социальной выплаты для приобретения (строительство) жилья, однако исковое заявление оставлено без рассмотрения из-за неявки Семенова А.С. в судебное заседание.
Установлено, что неявка Семенова А.С. в судебное заседание обусловлена тем, что он отбывал наказание по приговору Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В последующем он отбывал наказание в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что Семенов А.С. принят на учёт детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по городскому округу Самара, в соответствии с датой подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Семенову А.С. не предоставлено. Жилого помещения на праве собственности он не имеет.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что прокурор просит предоставить жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, по договору найма, суд приходит к выводу о том, что заявленные им требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При разрешении вопроса о предоставлении жилья из средств бюджета <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Администрация г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара. При таких обстоятельствах, суд считает, ответчики в данном случае являются надлежащими ответчиками по указанному делу. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляются в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом РФ указанных списков означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, наличие таких списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Самарского района города Самары - удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Самара и Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Семенову А.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не ниже 33 кв.м общей площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья