Дело №12-206-2019
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 июня 2019 года п.Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Сарайчикова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ИП ФИО1 на постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 № от 12.04.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» (КГКУ «Лесная охрана») ФИО2 №174/20-2018 от 12.04.2018г. Государственное предприятие <адрес> «Красноярское управление лесами» (ГПКК «Красноярское управление лесами») признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Законный представитель ГПКК «Красноярское управление лесами» ФИО3 (<данные изъяты>.) обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, мотивированной тем, что в соответствии с постановлением №174/20-2018 от 12.04.2018г., ГПКК «Красноярсклес» не обеспечено соблюдение требований подпункта «к» п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016г. №474, согласно которым, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки. Протоколом №2 об административном правонарушении от 02.04.2018г., составленным старшим государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана», ФИО4 установлено следующее: 16.03.2018г.лесничим Зеледеевского участкового лесничества КГБУ «Емельяновское лесничество», ФИО5 произведен осмотр мест заготовки древесины, расположенных в <адрес> лесничества, КГБУ «Емельяновское лесничество». 20.03.2018г.по результатам проверки старшим инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана», ФИО4 составлен акт натурного осмотра лесного участка №1. По данным, содержащимся в протоколе №1 от 02.04.2018г., акт был составлен лицом, не принимавшим участие в осмотре лесосек, спустя 4 дня с момента фактического выявления вменяемого правонарушения, тогда как акт осмотра мест рубок составляется в день проведения проверки. В протоколе указано, что время совершения административного правонарушения 20.03.2018г., тогда как фактически вменяемое правонарушение было выявлено 16.03.2018г. Время совершения правонарушения административным органом не установлено, что противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ. Из протокола не следует на основании какого документа проводилась проверка мест рубок и в какой период времени данная проверка правомерна. Не доказано, что нарушение требований подпункта «к» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках было допущено именно ГПКК «Красноярсклес».Сведения, указанные в обжалуемом постановлении, противоречат сведениям, установленным протоколом об административном правонарушении №2 от 02.04.2018г., а именно: согласно постановлению проверка мест рубок произведена 20.03.2018г., а не 16.03.2018г., лицами, не указанными в протоколе. Кроме того, 02.04.2018г. старшим государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана», ФИО4 в отношении ГПКК «Красноярсклес» был составлен также протокол №1 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ по результатам рассмотрения которого, заместителем руководителя государственного казенного учреждения «Лесная охрана», ФИО2 было вынесено постановление № от 12.04.2018г. Административные правонарушения, инкриминируемые ГПКК «Красноярсклес» в соответствии с обжалуемым постановлением и постановлением № от 12.04.2018г., должны были возникнуть в результате одного действия - вырубки лесных насаждений, расположенных в <адрес>». Время (дата) совершения правонарушений, во всех указанных постановлениях определено как 20.03.2018г. Основанием к составлению протоколов об административных правонарушениях стала одна проверка, произведенная 16.03.2018г. лесничим Зеледеевского участкового лесничества КГБУ «Емельяновское лесничество», ФИО5 Рубки лесных насаждений осуществлялись одним и тем же лицом в рамках одного договора аренды лесного участка от 20.01.2012 №597-з. Все инкриминируемые ГПКК «Красноярсклес» действия квалифицированы как административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования по ч.1 ст.8.25 КоАП РФ. Рассмотрение возбужденных в отношении ГПКК «Красноярсклес» дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.25 КоАП РФ, подведомственны одному органу - КГКУ «Лесная охрана». При составлении протоколов и вынесении постановлений о привлечении ГПКК «Красноярсклес» к административной ответственности, административный орган должен был руководствоваться ч.5 ст.4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Полагает, что рассмотрение в отдельном производстве фактов нарушений, допущенных ГПКК «Красноярсклес», искусственно создает множественность правонарушений, что не соответствует целям и задачам административного законодательства. В соответствии с п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Полагает, что вина ГПКК «Красноярсклес» в совершении вменяемого ему административным органом правонарушения, выразившегося в нарушении правил использования лесов, не установлена, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ отсутствует. Просит постановление №174/20-2018 от 12.04.2018г. отменить и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Жалоба подана в срок, установленный ст.30.3 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель ГПКК «Красноярское управление лесами» не явился, о месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, в соответствии с ч.3 ст.25.4 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела и административный материал, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Частью 1 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Как следует из представленных материалов, между Агентством лесной отрасли <адрес> и ГПКК «Красноярсклес» заключен договор аренды лесного участка от 20.01.2012г. №-з, согласно которому арендодатель Агентством лесной отрасли <адрес> на основании протокола от 29.12.2011г. № о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, обязуется предоставить, а арендатор ГПКК «Красноярсклес» обязуется принять во временное пользование лесной участок общей площадью 3104 га, расположенный: <адрес>, КГБУ «Мининское лесничество», Зеледеевское участковое лесничество, кварталы №№,126,130-132, с номером учетной записи в государственном лесном реестре: №3366-1, предназначенный для заготовки древесины. Срок действия договора установлен на 49 лет - с 20.01.2012г. по 20.01.2061г.. Заготовка древесины в квартале 132, выделе 2 Зеледеевского участкового лесничества КГБУ «Емельяновское лесничество» производится согласно Лесной декларации от 06.12.2017г. № с 15.12.2017г. по 14.12.2018г..
19.03.2018г. на имя и.о. руководителя КГБУ «Емельяновское лесничество» поступила служебная записка лесничего Зеледеевского участкового лесничества ФИО5 с приложением акта осмотра лесосеки от 16.03.2018г., в которой было указано об обнаружении нарушений лесного законодательств, обнаруженного в квартале № Зеледеевского участкового лесничества на территории КГБУ «Емельяновское лесничество».
На основании приказа руководителя КГКУ «Лесная охрана» от 19.03.2018г. №25-Н государственным инспекторам по охране леса было поручено провести 20.03.2018г. плановый (рейдовый) осмотр, обследование лесного участка, расположенного на территории КГБУ «Емельяновское лесничество» Зеледеевского участкового лесничества, в квартиле №, в целях проверки сведений, изложенных в письме КГБУ «Емельяновское лесничество».
По результатам проверки, проведенной на основании указанного приказа старшим государственным инспектором ФИО4, совместно с оперуполномоченным ОЭБ и ПК МО МВД России «Емельяновский» ФИО6, лесничим Зеледеевского участкового лесничества ФИО5, лесничим Еловского участкового лесничества ФИО7, главным государственным инспектором ФИО8 и государственным инспектором ФИО9, осуществившим выезд на территорию Зеледеевского участкового лесничества. КГБУ «Емельяновское лесничество» квартал 132 выдел 2, был составлен акт натурного осмотра № от 20.03.2018г.
По результатам проверки старшим государственным инспектором КГКУ «Лесная охрана» ФИО4 в отношении ГПКК «Красноярское управление лесами» был составлен протокол № от 02.04.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, – нарушение правил заготовки древесины.
Согласно протоколу № от 02.04.2018г., в результате осмотра 16.03.2018г. лесничим Зеледеевского участкового лесничества КГБУ «Емельяновское лесничество» ФИО5 произведен осмотр мест заготовки древесины, расположенных в квартале <адрес>». В результате проверки старшим государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» ФИО10 составлен акт натурного осмотра лесного участка № от 20.03.2018г., согласно которому ГПКК «Красноярсклес» не произведена своевременная очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 5,24 га, а именно: порубочные остатки разбросаны на площади лесного участка, не уложены на волокна, тем самым нарушен пп.«к» п.12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст.23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016г. №474. В протоколе указано место совершения административного правонарушения: 20.03.2018г., место совершения административного правонарушения: КГБУ «Емельяновское лесничество», Зеледеевское участковое <адрес>
Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 №174/20-2018 от 12.04.2018г. ГПКК «Красноярское управление лесами» по данному факту признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Кроме того, установлено, что по результатам этой же проверки старшим государственным инспектором КГКУ «Лесная охрана» ФИО4 в отношении ГПКК «Красноярское управление лесами» был составлен протокол №1 от 02.04.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст.8.25 КоАП РФ – нарушение правил заготовки древесины.
Согласно протоколу №1 от 02.04.2018г., в результате осмотра 16.03.2018г. лесничим Зеледеевского участкового лесничества КГБУ «Емельяновское лесничество» ФИО5 произведен осмотр мест заготовки древесины, расположенных в <адрес> лесничества КГБУ «Емельяновское лесничество». В результате проверки старшим государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» ФИО10 составлен акт натурного осмотра лесного участка № от 20.03.2018г., согласно которому ГПКК «Красноярсклес» повредили деревья за границей основной лесосеки на площади 1,5 га, а именно: ободрана кора, повреждены корни деревьев, также выпилены деревья пород пихта и сосна за пределами основной лесосеки, тем самым нарушен пп.«б» п.12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст.23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016г. №. В протоколе указано место совершения административного правонарушения: 20.03.2018г., место совершения административного правонарушения: КГБУ «Емельяновское лесничество», Зеледеевское участковое лесничество, квартал 132, выдел 2.
Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 № от 12.04.2018г. ГПКК «Красноярское управление лесами» по данному факту признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением Емельяновского районного суда <адрес> от 21.06.2018г. по результатам рассмотрения жалобы ГПКК «Красноярское управление лесами» постановление заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 № от 12.04.2018г. оставлено без изменения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что по результатам одной и той же проверки, проведенной в отношении ГПКК «Красноярское управление лесами» старшим государственным инспектором по охране леса КГКУ «Лесная охрана» ФИО10 были выявлены ряд нарушений требований, предусмотренных Правилами заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст.23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016г. №474.
Частью 5 ст.4.1 КоАП РФ установлено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В данном случае по установленным нарушениям одних и тех же Правил, совершенных в одно время и в одном месте, одним и тем же юридическим лицом, выявленных в результате одной внеплановой проверки, проведенной на основании одного распоряжения контролирующего органа, по результатам которого составлен один акт проверки, по смыслу ст.28.2 КоАП РФ, должен быть составлен один протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ. Однако по факту выявленного нарушения было составлено два протокола по делу об административном правонарушении, при этом, действия юридического лица квалифицированы по одной и той же части статьи КоАП РФ.
При рассмотрении заместителем руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 дела об административном правонарушении по протоколу № от 02.04.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, в отношении ГПКК «Красноярское управление лесами» данное обстоятельство проверено и устранено не было. Доказательств совершения ГПКК «Красноярское управление лесами» 20.03.2018г. по адресу: КГБУ «Емельяновское лесничество», Зеледеевское участковое лесничество, квартал 132, выдел 2, двух разных административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление №174/20-2018 от 12.04.2018г. не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований.
Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, составляет один год.
Вместе с тем, исходя из положений п.3 ст.29.1, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч.2 ст.29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела. Стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение. Настоящее дело уже было принято должностным лицом к производству, рассмотрено по существу и прошло стадию обжалования, дело об административном правонарушении, возбужденное на основании протокола по делу об административном правонарушении №1 от 02.04.2018г., также было принято должностным лицом к производству, рассмотрено по существу и прошло стадию обжалования, в связи с чем, возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков, в том числе, составления нового протокола об административном правонарушении, исключена.
При таких обстоятельствах, постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 №174/20-2018 от 12.04.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу законного представителя Государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами» - удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 №174/20-2018 от 12.04.2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.25 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.В. Сарайчикова