Дело № 2-106/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2017 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ратомской Е.В.,
при секретаре Лифановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова Ю.С. к Администрации Сортавальского муниципального района о защите жилищных прав,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что Федоров Ю.С. родился <Данные изъяты>, где проживал вместе с матерью до <Дата обезличена>. После лишения матери родительских прав воспитывался в детском доме. Решением исполнительного комитета Сортавальского городского совета народных депутатов от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и постановлением мэра г. Сортавала от <Дата обезличена> <Номер обезличен> за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>. с <Дата обезличена> истец выбыл из <Данные изъяты> и вернулся на <Данные изъяты>, где проживал и подрабатывал подсобным рабочим в <Данные изъяты>, но регистрации по месту проживания не имел, так как Администрация <Адрес обезличен> отказывала ему в регистрации без объяснения причин. В конце 90-х годов дом <Адрес обезличен> был передан <Данные изъяты>, в связи с чем <Дата обезличена> жителям указанного дома были предоставлены иные помещения с регистрацией по новому адресу на основании постановления Мэрии г. Сортавала от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Матери истца, ФИО2, также было предоставлено жилое помещение в доме <Адрес обезличен> и <Дата обезличена> выдан ордер <Номер обезличен> на вселение <Данные изъяты>. В указанный ордер вписан и Федоров Ю.С., о чем истец не знал и не мог предполагать. В <Дата обезличена> истец выехал в <Адрес обезличен>, где в настоящее время работает <Данные изъяты>, но до настоящего времени не имеет ни регистрации, ни жилого помещения, где мог бы жить. Учитывая изложенное, ссылаясь на статью 40 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 8 Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит признать его нуждающимся в обеспечении жилым помещением, обязать ответчика поставить на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое подлежит обеспечению жилым помещением; обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства истца – <Адрес обезличен>.
В судебном заседании истец и его представитель Полищук О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнили в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <Адрес обезличен>. Пояснили, что после окончания <Данные изъяты> детского дома истец поступил на учебу в <Данные изъяты> колледж. По его окончании и до призыва на срочную службу жил с матерью по адресу: <Адрес обезличен> Регистрации не имел, так как не было паспорта. После возвращения со службы получил паспорт и вместе с матерью проживал по адресу: <Адрес обезличен>, где его отказывались регистрировать по неизвестным ему причинам. В настоящее время матери, ФИО2, предоставили жилье в <Адрес обезличен> по программе переселения <Данные изъяты>, при этом, он в данную программу не попал, так как на момент её формирования отсутствовала регистрация по месту фактического жительства. В ходе переселения матерью был обнаружен ордер, выданный на вселение в жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, в котором, в качестве члена её семьи, указан и он. О существовании данного документа истец не знал, предоставить его в Администрацию <Данные изъяты> для регистрации возможности не имел. В силу сложившихся обстоятельств в настоящее время остался без жилья. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Сортавальского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представлен письменный отзыв, из которого следует, что с иском не согласны, считают себя ненадлежащими ответчиками. Полагают, что с требованием о признании нуждающимся в жилом помещении следует обращаться к Администрации Сортавальского городского поселения, а с требованием о предоставлении жилого помещения - к Администрации <Данные изъяты>.
Представитель Министерства образования Республики Карелия, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представлен письменный отзыв, из которого следует, что с 01.01.2016 года полномочия в части формирования списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществлялись Министерством здравоохранения и социального развития Республики Карелия, а с 01.07.2016 года данные полномочия переданы Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
Представитель Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представлен письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с постановлением мэра <Адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О закреплении жилой площади за несовершеннолетним Федоровым Ю.С.» за истцом была закреплена жилая площадь по адресу: <Адрес обезличен> Факт невозможности проживания Федорова Ю.С. в ранее закрепленном за ним жилом помещении уполномоченными органами местного самоуправления не устанавливался, в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Федоров Ю.С. не включался. Учитывая, что Федоров Ю.С. достиг возраста 34-х лет, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Выяснив позицию сторон, заслушав свидетелей ФИО7 и ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, утративший силу с 01 января 2013 г., предусматривали право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01 января 2013 г., в статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право лиц данной категории на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п.1 ст.8 Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ положения статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространены на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Согласно п. п. 1, 4 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Установление факта невозможности такого проживания возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ч. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК, п. 3 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 19.03.2013 N 99-П).
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Карелия - Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (ранее Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия) формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (п. 3 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пп. "з" п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК).
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013 года)
По делу установлено, что <Дата обезличена> решением Сортавальского городского народного суда ФИО2 лишена родительских прав в отношении сына Федорова Ю.С., <Дата обезличена> года рождения. Решением исполкома Сортавальского городского Совета народных депутатов от <Дата обезличена> <Номер обезличен> несовершеннолетний Федоров Ю.С. был определен в детское государственное учреждение Министерства просвещения КАССР и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> являлся воспитанником <Данные изъяты>
Постановлением мэра <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> за несовершеннолетним Федоровым Ю.С. была закреплена жилая площадь по адресу: <Адрес обезличен>.
С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Федоров обучался в <Данные изъяты>техникуме <Данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом <Номер обезличен>-л/с от <Дата обезличена> Федоров Ю.С. отчислен <Данные изъяты> за неявку на зимнюю сессию. Сведениями о месте регистрации и фактическом проживании Федорова Ю.С. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> техникум не располагает.
Из пояснений Федорова Ю.С. следует, что в период учебы он проживал <Данные изъяты> в общежитии техникума <Данные изъяты>, а после отчисления вернулся <Данные изъяты> к матери и проживал с ней по адресу: <Адрес обезличен>.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из книги протоколов заседаний призывной комиссии Военного комиссариата города Сортавала, протокол <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, где указано, что на момент призыва Федоров Ю.С. работал <Данные изъяты> и проживал с матерью.
С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Федоров Ю.С. проходил службу по призыву и состоял на воинском учете в ВК г. Сортавала и Лахденпохского района Республики Карелия до <Дата обезличена>, с указанной даты снят с воинского учета по причине перемены места жительства.
<Дата обезличена> Главой местного самоуправления <Адрес обезличен> Республики Карелия издано постановление <Номер обезличен> «О переселении жителей домов <Адрес обезличен> в другое жилье», согласно которому были утверждены списки распределения освободившегося жилья <Адрес обезличен> и предоставления жилья, в том числе ФИО2 квартиры по адресу: <Данные изъяты> состав семьи 2 чел., <Данные изъяты>
<Дата обезличена> ФИО2 выдан ордер <Номер обезличен> на вселение в распределенное жилое помещение, в котором указано, что число въезжающих составляет два человека, в качестве члена семьи ФИО2 указан сын Федоров Ю.С.
Согласно формы 1-П впервые с заявлением о получении паспорта в связи с достижением возраста Федоров Ю.С. обратился <Дата обезличена>, с указанием места жительства по адресу: <Адрес обезличен>
Свидетель ФИО2 в судебном заседании подтвердила вышеизложенные факты, пояснив, что <Дата обезличена> Федоров Ю. проживал вместе с ней <Данные изъяты>, но регистрации не имел, так как поселковая администрация отказывалась его регистрировать по месту жительства, ссылаясь, что у них нет документов, разрешающих такую регистрацию, при этом, то обстоятельство, что в ордер на жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> внесен Федоров Ю.С., она обнаружила только <Дата обезличена> при переезде.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что Федоров Ю., фактически проживавший вместе со своей матерью по адресу: <Адрес обезличен>, устно обращался в администрацию <Адрес обезличен> о регистрации по указанному адресу, но документов, подтверждающих его право на занятие данной жилплощади, им представлено не было, в связи с чем в регистрации отказывалось. В период <Дата обезличена> за счет федерального бюджета в рамках государственной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России (2014-2020 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 года № 718 выполнялось переселение граждан, зарегистрированных в здании <Данные изъяты> для решения вопроса реставрации здания <Данные изъяты>, являющейся памятником истории и архитектуры федерального значения. В Федеральное агенство по делам национальностей, курирующее распределение средств по вышеуказанному проекту, были представлены по информации УФМС списки граждан, зарегистрированных по данному адресу на <Дата обезличена> с указанием состава семьи. Федорову Ю.С. в рамках указанной программы квартира как переселенцу <Данные изъяты> не предоставлялась, так как он отсутствует в списках зарегистрированных лиц, при этом, его матери, ФИО2, жилое помещение в рамках данной программы было предоставлено.
<Данные изъяты>
Истец на момент рассмотрения спора проживает в <Адрес обезличен> и работает <Данные изъяты>
Из всего вышеперечисленного следует, что по достижении возраста 18-ти лет, то есть с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, (в период после отчисления из <Данные изъяты>техникума <Данные изъяты> до призыва на срочную службу), истец фактически проживал в закрепленном за ним Постановлением мэра <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, а с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (период после срочной службы до переезда в <Адрес обезличен>) фактически проживал в жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>, куда был переселен на основании Постановления Главы местного самоуправления <Адрес обезличен> Республики Карелия <Номер обезличен> «О переселении жителей домов № <Данные изъяты> в другое жилье».
Судом также установлено, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обеспечении жилым помещением в порядке ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истец до достижения возраста 23-х лет не обращался. В списке детей-сирот на получение жилой площади по договору специализированного найма не состоит. Постановление администрации Сортавальского муниципального района об установлении факта невозможности проживания Федорова Ю.С. в ранее занимаем и закрепленном за ним жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен> не выносилось.
Таким образом, поскольку истец, на момент достижения им возраста 23 лет не был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Федорова Ю.С. к Администрации Сортавальского муниципального района о защите жилищных прав – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Ратомская
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2017