Дело № 2-407/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 мая 2018 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Кухтиной Н.В., с участием прокурора Шипулина А.А., представителя ответчиков Еремеевой М.А., представителя третьего лица Оберюхтина Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело иску Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю», Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Кизеловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» (ФКУ ИК-12) о возложении обязанности в срок один год, со дня вступления решения в законную силу:
обеспечить исправное состояние имеющихся автоматических установок пожарной сигнализации; обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара с системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участников работников объекта и (или) трансляцию этого сигнала организации.
Оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: здание подстанции; здания котельных; здание склада готовой продукции (свинарник); здания коровников № 1 и № 2; здание пекарни; здание засолки; здание швейного цеха (ангар); здание гаража-склада (мойки); здание столовой-12; здание банно-прачечного комплекса-12; помещение вещкаптерки; здание столовой в деревообрабатывающем комплексе; помещение товаров широкого потребления; здание для персонала мотофлота; помещение цеха раскроя (склад ОИиХО); помещение цеха металлопроката; здания ангара № 1 и ангара № 2; здание участка оцилиндровки; здание гаража; здание пожарной части ведомственной пожарной охраны; здание ремонтно-механических мастерских; здание бани (мотофлот); трехэтажное здание для отдыха (мотофлот); одноэтажное здание для отдыха (мотофлот); здание церкви; здание часовни; помещение питомника; здание конторы лесобиржи; здание контрольно-пропускного пункта лесобиржи; здание брикетного цеха; помещение электроцеха; помещения цехов лесопиления №№ 1, 2, 3; помещение цеха металлопроката. Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, в годичный срок со дня вступления решения в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на приведение объектов ФКУ «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» в соответствие с требованиями законодательства РФ о пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, в ходе проверок соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в ФКУ ИК-12, расположенном по адресу: Пермский край, г. Губаха, п. Широковский, были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, которые создают реальную угрозу жизни и здоровью осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-12.
ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее функций, в силу ст. 158 Бюджетного кодекса РФ осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
ГУФСИН России по Пермскому краю, в свою очередь осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы ГУ и подведомственных учреждений, разработку и реализацию мер по обеспечению противопожарного режима, контроль за целесообразностью проводимых финансовых и хозяйственных операций. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания. В связи с этим ФСИН России и ГУФСИН России по Пермско краю в соответствие с компетенцией каждого из них и возложенными обязанностями, обязаны принять необходимые меры по устранению выявленных в ФК ИК-12 нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании прокурор Шипулин А.А. уточнил исковые требования, в части отсутствия необходимости оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре здание конторы лесхоза и металлопрофиля, указанных ошибочно. На иске настаивал.
Представитель ответчиков ФКУ «ИК № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю», а также Федеральной службы исполнения наказаний России, Еремеева М.А. в судебном заседании иск не признала.
В письменных возражениях представитель Федеральной службы исполнения наказаний России Бабушкина А.О. указала, что ФСИН России является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является собственником имущества и главным распорядителем средств федерального бюджета.
Ответчик ГУФСИН России по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направило, иск не признало. В письменных возражениях представитель Бабушкина А.О. указала, что ГУФСИН России по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является собственником имущества и главным распорядителем средств федерального бюджета. Запрашиваемый прокурора срок исполнения возлагаемых обязанностей недостаточен в связи с необходимостью соблюдения требований Федерального закона РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
Представителя третьего лица ГУ МЧС по Пермскому краю Оберюхтин Д.С. иск поддержал.
Суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно части 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69 - ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230 - ФЗ) руководители организаций обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно пункта части 1 статьи 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года за № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Согласно ч. 7 ст. 83 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно - контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов - устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Согласно п. 4 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
Пунктами 1, 10 указанного Приказа установлено, что наряду с настоящими нормами необходимо руководствоваться ведомственными (отраслевыми) и территориальными перечнями, а также другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 5 Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией утвержденного Приказом ФСИН РФ от 31.03.2005 № 222 в зданиях и сооружениях следует защищать автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализацией (АПС) все помещения независимо от площади.
Не подлежат оборудованию АУПТ и АПС, в том числе, помещения со строгими условиями содержания осужденных, камеры следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, камеры тюрем, штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа.
Согласно пункту 1.2 Устава ФКУ ИК-12, учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.7 Устава учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.
Согласно пункту 2.5.1 Устава, учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения.
В судебном заседании установлено следующее. В ходе двух проверок соблюдения законодательства о пожарной безопасности, проведенных в декабре 2017 и марте 2018 Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на территории ФКУ «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Не обеспечено исправное состояние имеющихся автоматических установок пожарной сигнализации.
Не обеспечено дублирование сигнала о возникновении пожара с системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участников работников объекта и (или) трансляцию этого сигнала организации.
Не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: здание подстанции; здания котельных; здание склада готовой продукции (свинарник); здания коровников № 1 и № 2; здание пекарни; здание засолки; здание швейного цеха (ангар); здание гаража-склада (мойки); здание столовой-12; здание банно-прачечного комплекса-12; помещение вещкаптерки; здание столовой в деревообрабатывающем комплексе; помещение товаров широкого потребления; здание для персонала мотофлота; помещение цеха раскроя (склад ОИиХО); помещение цеха металлопроката; здания ангара № 1 и ангара № 2; здание участка оцилиндровки; здание гаража; здание пожарной части ведомственной пожарной охраны; здание ремонтно-механических мастерских; здание бани (мотофлот); трехэтажное здание для отдыха (мотофлот); одноэтажное здание для отдыха (мотофлот); здание церкви; здание часовни; помещение питомника; здание конторы лесобиржи; здание контрольно-пропускного пункта лесобиржи; здание брикетного цеха; помещение электроцеха; помещения цехов лесопиления №№ 1, 2, 3; помещение цеха металлопроката.
До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Указанные выводы подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами: письмом ГУ МЧС по Пермскому краю от 26.12.2017, актом о результатах проверки ФКУ ИК-12 от 02.03.2018, представлением прокурора об устранении выявленных нарушений от 09.01.2018, письмом ФКУ ИК-12 от 14.02.2018, выпиской из докладной записки от 06.03.2018, уставом ФКУ ИК-12.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности в здания и помещениях ФКУ ИК-12 нашел свое подтверждение на основе совокупности исследованных в судебном заседании доказательств и сторонами не оспаривался.
Выявленные нарушения требования пожарной безопасности влекут угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц – сотрудников учреждения, а также осужденных, отбывающих наказание, следовательно, иск подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, бремя содержания имущества, находящегося на территории учреждения в части реализации мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности возложено законом на ФКУ ИК-12.
При этом, суд отклоняет доводы ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю и ФСИН России о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, так как противоречащие закону.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно Уставу ФКУ ИК-12 является казенным учреждением, функции и полномочия учредителя осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России в соответствии с законодательством РФ. Финансовое обеспечение выполнения Учреждением осуществляется за счет средств федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, на ФСИН России возложено обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах; обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов, осуществляет полномочия по разработке и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно Положению о ГУФСИН России по Пермскому краю, утвержденного Приказом ФСИН России № 518 от 11 июня 2015 года, территориальный органом ФСИН России на территории Пермского края является Главное управление ФСИН России по Пермскому краю, который является участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.
В основные задачи ГУФСИН России по Пермскому краю входит обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, безопасности лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, разрабатывает и реализует меры по обеспечению противопожарного режима, предупреждению и тушению пожаров на объектах Главного управления и подведомственных учреждений.
Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно части 1, 4 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Согласно статье 70 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Согласно части 1, 2, 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В связи с тем, что для устранения нарушений требований пожарной безопасности необходимо значительное финансирование, суд приходит к выводу о том, что ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю являются надлежащими ответчиками, и на них необходимо возложить обязанность обеспечить финансирование заявок ФКУ ИК-12, направленных на выполнение требований прокурора по настоящему делу.
Таким образом, оценивая все изложенное в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-12, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России об обязании устранить выявленные нарушения пожарной безопасности подлежат удовлетворению в полном объеме.
При определении срока, в течение которого ответчикам следует устранить выявленные нарушения, суд принимает во внимание доводы ответчиков о необходимости значительных временных затрат, учитывает баланс интересов участников рассматриваемого правоотношения, затрагивающего основополагающие права человека – право на жизнь и здоровье, поэтому полагает запрашиваемый срок разумным. При этом, при наличии уважительных причин ответчики не лишены возможности вынести на рассмотрение судом в порядке исполнения решения вопрос об отсрочке исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить полностью.
Возложить на Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю» обязанность в течение одного года, со дня вступления решения в законную силу:
обеспечить исправное состояние имеющихся автоматических установок пожарной сигнализации;
обеспечить дублирование сигнала о возникновении пожара с системой пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участников работников объекта и (или) трансляцию этого сигнала организации.
Оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: здание подстанции; здания котельных; здание склада готовой продукции (свинарник); здания коровников № 1 и № 2; здание пекарни; здание засолки; здание швейного цеха (ангар); здание гаража-склада (мойки); здание столовой-12; здание банно-прачечного комплекса-12; помещение вещкаптерки; здание столовой в деревообрабатывающем комплексе; помещение товаров широкого потребления; здание для персонала мотофлота; помещение цеха раскроя (склад ОИиХО); помещение цеха металлопроката; здания ангара № 1 и ангара № 2; здание участка оцилиндровки; здание гаража; здание пожарной части ведомственной пожарной охраны; здание ремонтно-механических мастерских; здание бани (мотофлот); трехэтажное здание для отдыха (мотофлот); одноэтажное здание для отдыха (мотофлот); здание церкви; здание часовни; помещение питомника; здание конторы лесобиржи; здание контрольно-пропускного пункта лесобиржи; здание брикетного цеха; помещение электроцеха; помещения цехов лесопиления №№ 1, 2, 3; помещение цеха металлопроката.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю, в годичный срок со дня вступления решения в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на приведение объектов ФКУ «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУФСИН России по Пермскому краю» в соответствие с требованиями законодательства РФ о пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 мая 2018 года.
Председательствующий: