Решение от 05.09.2019 по делу № 2а-5208/2019 от 02.09.2019

Дело № 2а-5208/2019                  05 сентября 2019 года

78RS0008-01-2019-006024-71 СанктПетербург

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Смирновой Н.А.,

при секретаре Шмыглиной П.О.,

с участием прокурора Боркина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тягнеряднева Андрея Михайловича к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Малая Охта о признании действий незаконными, отмене выборов, компенсации морального вреда,

с участием представителя административного истца Тягнеряднева А.М., его представителя Самбук С.С., представителя административного ответчика Нефедовой М.А., представителя заинтересованного лица Зарипова И.А.,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Тягнеряднев А.М. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Малая Охта о признании незаконным действий, отмене выборов депутатов муниципального совета муниципального округа Малая Охта назначенных на 08.09.2019, компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.

В обоснование требований Тягнеряднев А.М. ссылается на то, что на предстоящих 08.09.2019 выборах депутатов муниципального совета муниципального округа Малая Охта (далее - МС МО Малая Охта) шестого созыва он баллотируется в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу № 3. Административный истец указывает, что им в избирательную комиссию были представлены документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата, включая подписные листы. Решением Избирательной комиссии муниципального образования муниципального округа Малая Охта (далее - ИКМО МО Малая Охта) Тягнерядневу А.М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета МС МО Малая Охта шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3. Между тем, по мнению истца, ИКМО МО Малая Охта нарушило положения ч. 1 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее - Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46) и пассивное избирательное право заявителя, поскольку, выявив недостатки в оформлении документов, представленных заявителем в избирательную комиссию, своевременно не известила об этом заявителя, чем лишила его возможности реализовать право на исправление недостатков документов, приняла документы без проверки, не указав на их несоответствие требованиям законодательства о выборах, также ИКМО МО Малая Охта разместила на своем сайте образцы подписных листов неустановленного образца, которыми воспользовался административный истец. Указанные обстоятельства, по мнению административного истца, свидетельствуют о намеренном недопуске его к участию к выборам, нарушает равенство кандидатов, и является основанием для отмены выборов, поскольку искажает действительную волю избирателей. Указанными действиями ИКМО МО Малая Охта административному истцу причинен моральный вред, который он оценивает в размере 500 000 рублей.

В ходе судебного заседания, истец конкретизировал свои требования, просил признать незаконными действия и бездействие ИКМО МО Малая Охта выразившиеся в неизвещении его о недостатках в оформлении документов, отсутствии возможности ознакомится с замечаниями, принятии документов без проверки и опубликовании подписных листов неустановленного образца.

Административный истец и его представитель в судебное заседание явились, поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ИКМО МО Малая Охта в судебное заседание явился, заявленные требования не признал.

Представитель заинтересованного лица ТИК №4 просил в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими отказу в удовлетворении, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Как усматривается из представленных суду материалов, решением МС МО Малая Охта от 19.06.2019 № 28 назначены выборы депутатов МС МО Малая Охта на 08.09.2019.

10.07.2019 года Тягнеряднев А.М. в ИКМО МО Малая Охта представлены документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата, включая подписные листы с 14 подписями избирателей.

Решением ИКМО МО Малая Охта № 17-4 от 23.07.2019 Тягнерядневу А.М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты МС МО Малая Охта шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3.

В обоснование отказа в регистрации ИКМО МО Малая Охта указано, что Тягнеряднев А.М. уведомлен о наличии в представленных документах неполноты сведений, представление которых в избирательную комиссию предусмотрено законом, недостатки Тягнерядневым А.М. не устранены. В соответствии со ст. 28 Закона СПб № 303-46 от 26.05.2014 года была проведена проверка подписей, все 14 подписей признаны недействительными.

Решение ИКМО МО Малая Охта № 17-4 от 23.07.2019 вручено Тягнерядневу А.М. 23.07.2019, что подтверждается его собственноручной подписью.

В материалы дела представлено уведомление кандидату, в том числе о том, что письменное извещение избирательной комиссии о наличии выявленных комиссией неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформления документов, необходимых для выдвижения и (или) регистрации кандидата, он может получить в ИКМО МО Малая Охта с 14 час. 00 мин. 19.07.2019.

В процессе судебного разбирательства председатель ИКМО МО Малая Охта сообщила суду, что извещение о недостатках было размещено на сайте в сети интернет 19.07.2019. Судом произведен осмотр сайта ИКМО МО Малая Охта, где содержится указанное извещение.

В соответствии со ст. 21 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее - Закон Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом Санкт-Петербурга путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, представление документов для регистрации кандидатов осуществляются в течение 20 дней со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов. О выдвижении кандидата окружная избирательная комиссия уведомляется в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, и в установленном Федеральным законом и настоящим Законом Санкт-Петербурга порядке.

В силу ст. 23 указанного выше Закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих окружных избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

    В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года (в редакции от 29.05.2019 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ от 12.06.2002) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Согласно ст. 27 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), и представленные в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и его (их) регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также следующие документы, необходимые для регистрации кандидата: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей; данные об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, если таковые изменения имеются; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.

Аналогичные требования о порядке, сроке и возможности исправления выявленных недостатков в документах, изложены в п.1.1. ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

В силу ст. 28 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 года окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и(или) недействительной. Недействительными признаются, в том числе» подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей избирателей, в том числе до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).

В соответствии с ч. 1 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Частью 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 2 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Между тем, материалами дела подтверждается, что Тягнеряднев А.М. извещен административным ответчиком о наличии в представленных им документах недостатках, уведомление о недостатках размещено посредством сети «Интернет» на сайте ИКМО МО Малая Охта, что свидетельствует о надлежащем исполнении избирательной комиссией своих обязанностей.

При этом судом отклоняются доводы административного истца об отсутствии на сайте ИКМО МО Малая Охта сведений об извещении о недостатках и невозможности ознакомится с замечаниями, поскольку они опровергаются представленными и добытыми судом доказательствами. Напротив, как следует из пояснений административного истца, он был уведомлен о том, что может получить письменное извещение избирательной комиссии о наличии выявленных комиссией неполноты сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов 19.07.2019, своим правом не воспользовался ввиду плохого самочувствия.

Достоверность указанных доказательств административным истцом не опровергнута.

Также являются не основанными на законе доводы административного истца о незаконном бездействии ИКМО МО Малая Охта выразившимся в принятии документов у кандидата без проверки и предположении истца о недостоверности представленных им документов, а именно подписных листов, взятых им с сайта ИКМО МО Малая Охта.

Так ни Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ни Законом Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 не предусмотрена возможность избирательной комиссии отказать в принятии документов у кандидата в депутаты, а также обязанность проводить проверку документов на стадии принятия, поскольку законодателем установлена специальная процедура проверки документов после их поступления в избирательную комиссию.

Вопреки доводам административного истца, оснований полагать, что административный ответчик разместил недостоверные образцы подписных листов также не имеется.

Требования к форме подписных листов и их форма установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, которым обязан руководствоваться кандидат в депутаты.

Суд отмечает, что фактически административный истец оспаривает решение об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты, при этом не заявляя таких требований.

Системное толкование приведенных положений закона свидетельствует о том, что для удовлетворения требований административного иска Тягнеряднева А.М. должно быть указано не только на нарушения закона, допущенные ИКМО МО Малая Охта, но и на такие последствия, которые бы свидетельствовали о нарушении прав административного истца.

При этом решение о признании действий незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

Административный истец связывал нарушение своих прав и законных интересов исключительно с самим по себе фактом незаконности действий ИКМО МО Малая Охта. Таких обстоятельств по делу не установлено.

Административный истец воспользовался своим правом на оспаривание решения ИКМО МО Малая Охта № 17-4 от 23.07.2019 об отказе Тягнерядневу А.М. в регистрации кандидатом в депутаты МС МО Малая Охта шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3.

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 13.08.2019 №131-17 отказано в удовлетворении жалобы Тягнеряднева А.М. на решение ИКМО МО Малая Охта № 17-4 от 23.07.2019 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты МС МО Малая Охта шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 3. Нарушений ИКМО МО Малая Охта требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и Закона Санкт-Петербурга № 303-46 от 26.05.2014 вышестоящей избирательной комиссией не установлено.

В соответствии с ч. 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования может быть подано гражданином, зарегистрированным в установленном порядке и участвовавшим в выборах в качестве кандидата, а также избирателем, принимавшим участие в выборах, - применительно к решению участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором он принимал участие в соответствующих выборах.

Избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме (ч. 16 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

То есть соответствующее право предоставляется только гражданам, чье пассивное и активное избирательное право непосредственно затрагиваются порядком осуществления голосования избирателей и определением итогов голосования.

Таким образом, действующее правовое регулирование дифференцирует порядок обжалования решений избирательных комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, в том числе в части определения участников избирательных правоотношений, правомочных обращаться в суд с заявлением об отмене указанных решений с учетом характера их субъективных прав.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспаривание лицом, не зарегистрированным кандидатом в депутаты, выборов в депутаты, которые еще не состоялись, не связанных с установлением итогов голосования на избирательном участке, на котором он принимал участие, действующим законодательством не предусмотрено.

Требование административного истца, как способ восстановления нарушенного права в виде отмены выборов МС МО Малая Охта назначенных на 08.09.2019, удовлетворению не подлежит, поскольку противоречит закону и Конституции Российской Федерации, гарантирующей право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно пункту 1 статьи 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу части 1 статьи 151 ГК Российской Федерации компенсация морального вреда возможна только в случае нарушения личных неимущественных прав или иных принадлежащих гражданину нематериальных благ.

В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.

Факт нарушения ответчиком личных неимущественных прав или нематериальных благ истцом не доказан, в связи с чем, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда не имеется.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полает, что заявленные Тягнеряднев А.М. требования подлежат отклонению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.

░░░░░        /░░░░░░░/

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5208/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Тягнеряднев Андрей Михайлович
Ответчики
Избирательная комиссия ВМО Санкт-Петербурга МО Малая Охта
Другие
ТИК №4
Суд
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Смирнова Наталья Аркадьевна
Дело на сайте суда
kgv.spb.sudrf.ru
02.09.2019Регистрация административного искового заявления
02.09.2019Передача материалов судье
02.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2019Судебное заседание
05.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2020Дело оформлено
05.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее