Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 февраля 2012 года. с.Кинель-Черкассы.
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Попова В.В.,
с участием старшего помощника прокурора Кинель-Черкасского района Козлова А.А.
при секретаре Проскуриной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения к администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области, Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о возложении обязанности предоставления социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
Прокурор Кинель-Черкасского района Самарской области в интересах ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд, в обоснование предъявленного иска в исковом заявлении указал, что прокуратурой Кинель-Черкасского района проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и признанных нуждающимися в жилых помещениях.
В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения жильем детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья и состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Проверкой установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, собственного жилья не имеет, за ним постановлением главы муниципального района Кинель-Черкасский за № от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения.
Прокурор указывает, что статьей 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 того же Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно ч. 4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».
Статьей 5 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Согласно предоставленным данным ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете на предоставление жилья, однако до настоящего времени ему жилье не предоставлено.
ФИО1 является сиротой, в настоящее время не работает, не учится, собственного жилья не имеет.
В нарушение требований указанных нормативных актов ФИО1 по окончании обучения в образовательном учреждении до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, наличия или отсутствия свободных жилых помещений либо средств на их приобретение. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Предъявление данного заявления прокурором Кинель-Черкасского района обусловлено необходимостью защиты жилищных прав ФИО1, который находится в сложной жизненной ситуации, у него отсутствуют средства для оплаты юридических услуг по защите своих прав и законных интересов.
Изложив в исковом заявлении указанные выше обстоятельства, прокурор просил обязать Правительство Самарской области и администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение либо выделить денежные средства из расчета 33 кв.м. общей площади на приобретение жилого помещения.
В порядке досудебной подготовки по делу по ходатайству помощника прокурора Правительство Самарской области исключено из состава участвующих в деле лиц, к участию по делу привлечено Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. <данные изъяты>
В судебном заседании старший помощник прокурора Кинель-Черкасского района Самарской области Козлов А.А. поддержал предъявленный иск по мотивам, изложенным в исковом заявлении, уточнив требования до начала судебного заседания, после уточнения требований ФИО1 о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья, просил обязать ответчика, в лице администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить ФИО1 такую выплату.
Истец ФИО1, уточнив требования, просил обязать ответчика предоставить ему установленную законодательством социальную выплату на приобретение жилья, в обоснование предъявленного иска подтвердил обстоятельства и доводы, на которые ссылался в иске прокурор, указал об отсутствии у него какого-либо жилья.
Также указал, что жилье, в котором он сейчас зарегистрирован принадлежит его бабушке, своего жилья он не имеет, в ДД.ММ.ГГГГ 2011 года он закончил ПУ №, в настоящее время состоит на бирже труда, живет в приемной семье.
Представитель ответчика – администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области Коновалова Н.В. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) не признала предъявленного иска по причине отсутствия денежных средств на обеспечение данной категории детей жильем. Денежные средства выделяются из областного бюджета, финансирование ведется недостаточно, поэтому ФИО1 не может в настоящее время обеспечен жильем. То, что ФИО1 состоит на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на внеочередное предоставление жилья ответчик не оспаривает.
Представитель третьего лица – Муниципального казенного учреждения «Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Кинель-Черкасского района Самарской области» Быстрова Н.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) поддержала требования прокурора и ФИО1, считает их обоснованными, в своих объяснениях указала, что ФИО1 является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлен на учет для внеочередного получения жилья, он имеет право на обеспечение жильем либо получение социальной выплаты. Закрепленное за ФИО1 по решению суда жилье непригодно для проживания, о чем имеется справка администрации сельского поселения. ФИО1 закончил учебное заведение, что подтверждается дипломом, и получил право на обеспечение социальной выплатой в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на предъявленный иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело по существу в его отсутствие. <данные изъяты>
По правилам, установленным ч.1 ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом мнения старшего помощника прокурора, истца ФИО1, представителей ответчика и третьего лица, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося представителя Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения помощника прокурора, истца, представителей ответчика и третьего лица, проверив материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего:
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет и устанавливает для указанной категории лиц дополнительные гарантии.
Статья 1 названного выше Закона устанавливает понятия для целей настоящего Федерального закона и указывает, что лицами, нуждающимися в социальной поддержке являются лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, в связи с уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 8 вышеназванного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 5 того же Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Статья 10 названного выше Федерального закона гарантирует судебную защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и указывает, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (далее по тексту Закон Самарской области).
В силу статьи 3 Закона Самарской области государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.
Статьей 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Частью 1 ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закон Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №) установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:
субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях, субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Часть 2 п. 1 статьи 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № распространяет действие указанного закона на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).
Статьей 5 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина: для категорий граждан, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 2 настоящего Закона - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Из материалов дела следует и в судебном заседании установлено, что ФИО1, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей в связи с тем, что мать – ФИО2 на основании решения <адрес> районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. <данные изъяты>
Согласно материалам дела ФИО1 на основании Постановления Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № поставлен на регистрационный учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей для внеочередного получения жилья. <данные изъяты>
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилья по муниципальному району Кинель-Черкасский Самарской области. <данные изъяты>
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» указал, что в силу статьи 157 ГПК РФ одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы представителя ответчика, в лице Администрации муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области об отсутствии денежных средств для приобретения жилья и социальной выплаты на его приобретение в настоящее время, недостаточности финансирования и по этой причине отсутствии оснований для удовлетворения предъявленного иска, нельзя признать состоятельными и заслуживающими внимания, поскольку наличие законного права у ФИО1 на обеспечение жильем либо социальной выплатой, не может быть поставлено в зависимость наличия либо отсутствия денежных средств на обеспечение данной целевой программы в настоящее время.
По существу наличие у ФИО1 права на обеспечение жильем либо получения социальной выплаты на его приобретение представителем ответчика не оспаривается и не отрицается.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном прокурором и истцом ФИО1 в судебном заседании объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 320, 321 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования удовлетворить, обязать администрацию муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству, из расчета учетной нормы 33 кв.м. за счет средств бюджета Самарской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>