Дело № 2-23 /2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года пгт. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Свиридовой И.Г.,
при секретаре Федореевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГБУ « ЦЖКУ» к Трусову Андрею Николаевичу о взыскании задолженности за коммунальные услуги и по встречному истку Трусова А.Н. к ФГБУ « Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерство обороны РФ о производстве перерасчета по оплате коммунальных услуг
У с т а н о в и л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании в пользу истца задолженности по оплате коммунальных услуг в размере40 943 руб.72коп. за период 01.11.2017 по 30.09.2018, и возложении расходов по оплате госпошлины 1 428 руб.
В обоснование исковых требований истец указал о том, что является управляющей организацией многоквартирного <адрес>. На него возложены функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами ( отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение).
В жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> проживают и зарегистрированы ответчик ФИО2 и его несовершеннолетняя дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается поквартирной карточкой, карточкой регистрации.
За период с 01.11.2017 по 30.09.2018 у ответчика образовалась задолженность по оплате за коммунальные услуги в размере 40 943 руб.72 коп., которая складывается из:
- содержание жилья- 5 397, 48 руб.;
- найм жилья- 1397, 99 руб.;
-отопление- 15 691, 90 руб.;
-холодное водоснабжение- 1683. 49 руб.;
-водоотведение- 839, 54 руб.;
-электроэнергия- 15 988, 32 руб.
В обоснование основного иска истец ссылается на положения ст. 69 ЖК РФ, ст. 323 ГПК РФ, п.5 ч.2 ст. 67 ЖК РФ, ст. 154 ЖК РФ, ст. 309 ГК РФ, в связи с чем, просил взыскать с ответчика возникшую задолженность и расходы по оплате госпошлины.
В судебное заседание представитель истца ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по доверенности Н.А. Храпатая не явилась, просила рассмотреть дело без участия представителя, на своих требованиях настаивает, встречный иск не признает, представила свои возражения.
Ответчик Трусов А.Н. часть исковых требований относительно взыскания в пользу истца задолженности по коммунальным платежам: за отопление, холодное водоснабжение, содержание жилья и найм признает, категорически не признает требования по оплате услуг по водоотведению и за электроэнергию, предъявил встречное требование к ФГБУ « ЦЖКУ» о понуждении к проведению перерасчета по оплате за коммунальные платежи за вышеназванный период, а также обязать УК произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, в т.ч. за электроэнергию исходя из показаний индивидуального прибора учета электроэнергии, в обосновании иска ссылается на то, что Управляющей компанией проигнорировано его заявление на проведение перерасчета за услугу электроснабжения на основании имеющихся показаний индивидуального прибора учета э/энергии, установленного внутри квартиры.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 учет объема (количества) коммунальной услуги, предоставленной потребителю, осуществляется с использованием приборов учета в соответствии с требованиями законодательства РФ, в силу п. 31 (д) данного Постановления исполнитель коммунальной слуги обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления, предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
В силу п.82-83 Постановления, исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета э/энергии, за весь период, начиная с 2017 года представителями УК не было произведено не единого обследования данного прибора учета, в квитанциях имеется графа ОДН электроэнергия, не представлен порядок расчета данной суммы, в то время как при расчете э/энергии приходящейся ОДН необходимо учитывать площадь мест общего пользования многоквартирного жилого дома, как в квитанции, так и на сайте ГИС ЖКХ данная информация отсутствует, что ставит под сомнение правильность расчета данной услуги.
В части начислений по водоотведению, в силу ст.2 З № 416 от 07.12.2011 « О водоснабжении и водоотведении» водоотведение- это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть- это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Все эти термины не имеют отношение к канализационному стояку <адрес>, где проживает истец, расположенной на втором этаже, т.к. данный стояк заканчивается в подвале на уровне пола <адрес>, само понятие водоотведение и канализационная сеть не применимо, следовательно в таком виде коммунальная услуга как водоотведение не может быть предоставлена.
Трусов А.Н. предоставил суду письменные пояснения с расчетом суммы задолженности за потребленную им электроэнергию в период с ноября 2017 по сентябрь 2018 года с учетом показаний индивидуального прибора учета (счетчика), так, по состоянию на конец февраля 2017 показания составляли 47269кВт, показания этого же прибора учета по состоянию на конец сентября 2020 составляют 52492кВт- общий расход э/энергии, в силу вышеназванного Постановления Правительства РФ № 354 и действующего постановления Департамента по тарифам Приморского края № 62/2 от 12.12.2019 об установлении тарифов и понижающих коэффициентов к тарифам на э/энергию для населения по Приморскому краю на 2020 одноставочный тариф для населения, проживающего в сельских пунктах, тариф, установленный на второе полугодие 2020 составляет 2, 78 руб./кВтч, 5223 кВтч ( общий расход по ПУ) х 2,78 руб.=14 519, 94 руб., т.е. долг на сентябрь 2020, вывел средний показатель в месяц 337, 67 руб. х 11 месяцев = 3 714 руб., т.е. сумму за потребленную электроэнергию в однокомнатной квартире, которую он признает, снижение потребленной э/энергии в указанный период обусловлено тем, что он переехал в съемное жилье в пос. Пограничный, где и проживает в настоящее время с семьей.
пояснив суду, что истец произвел ему начисление за потребленную электроэнергию по нормативу, в то время как в квартире с 2012 года имеется э/счетчик, он не уклонялся от сверки по имеющемуся квартирному индивидуальному прибору учета, предоставил управляющей организации по ее требованию акт № 2463 съема показаний приборов учета и проверки информации по лицевому счету 621070605 от 19.12.2012, паспорт на установленный счетчик, акт ввода в эксплуатацию, однако перерасчет ему не сделан, напротив, истец продолжает начислять платежи по нормативу и с учетом иска, уже на дату рассмотрения дела ему выставлена квитанция на 60 000 руб.
Он также обращался в управляющую организацию помочь составить комиссионный акт об отсутствии водоотведения по стояку для предоставления его в суд, но представители отказались.
Привлеченный судом в качестве третьего лица на стороне ФГКУ « ЦЖКУ» МО РФ- собственник многоквартирного жилого дома МО РФ в лице ФГКУ « Восточное региональное управление правового обеспечения» МО РФ в суд не явился, на момент рассмотрения дела отзыв не представил;
не явился в суд также представитель третьего лица ПАО « ДЭК» в лице Уссурийского отделения филиала « Дальэнергосбыт» по доверенности Севастьянов А.Ю., о времени и месте слушания дела извещались надлежаще,
ПАО « ДЭК» представил суду письменный отзыв, согласно которого с марта 2017 по настоящее время ПАО « ДЭК» расчеты с потребителями, проживающими в ведомственных многоквартирных домах, расположенных на территории Пограничного района ( с.Барано-Оренбургское, с.Сергеевка) за коммунальную услугу электроснабжение не производит, т.к. данные многоквартирные дома были переданы на прямые расчеты с действовавшей на тот момент управляющей компанией ООО « ГУЖФ», которая впоследствии признана банкротом.
В соответствии с имеющейся у третьего лица информацией, в <адрес> установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии тип НЕВА №, установленный и принятый в качестве расчетного в декабре 2012 года.
Третьим лицом суду была предоставлена оборотно-сальдовая карточка за период с декабря 2016 по сентябрь 2020, согласно которой по лицевому счету № потребителем Трусовым А.Н. производилась оплата в кассу ДЭК по показаниям счетчика :
в декабре 2016 - 1 470,28 руб., в январе 2017- 1680,32 руб., в феврале 2017- 1604, 80 руб., причем показания счетчика на начала месяца февраля 2017- 46589 (пред.),47269 кВтч(тек.), с марта 2017 по октябрь 2020 оплата не вносилась.
Суд, исследовав материалы дела, полагает, что иск ФГКУ « ЦЖКУ» МО РФ к Трусову А.Н. подлежит частичному удовлетворению.
Судом установлено, что на основании Договора № 3-УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ истец - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является управляющей организацией многоквартирного дома № 88 с.Барано-Оренбургское Пограничного района Приморского края.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 «О создании ФГБУ « Центральное жилищно-коммунальное управление «МО РФ, путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования ГУ ЖЭК № 2 ЖКО Квартирно - эксплуатационного управления г.Москвы, функции по обеспечению потребителей МО РФ коммунальными ресурсами переданы с 01 апреля 2017 в ФИО3 «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, во исполнении указанного приказа, истец осуществляет отопление, холодное водоснабжение, водоотведение и электроснабжение жилым фондом, в том числе домом № <адрес>, в котором проживал и зарегистрирован ответчик Трусов А.Н., где основным нанимателем была сестра ответчика ФИО7, снявшаяся с регистрации и освободившая жилое помещение 29.11.2012, согласно поквартирной карточки.
Не смотря на то, что лицевой счет № открыт на нанимателя, а ответчик продолжает быть зарегистрированным в данной служебной квартире и договор на себя не переоформлял, то и лицевой счет не переоформлялся.
Из поквартирной карточки следует, что предоставленном нанимателю жилом помещение специализированного фонда зарегистрированы ответчик Трусов А.Н.и его дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, в т.ч. в период образовавшейся задолженности с 01.11.2017 по 30.09.2018.
В настоящее время Трусов А.Н. также зарегистрирован по вышеуказанному адресу, но проживает с семьей в <адрес>.
Таким образом, в указанной квартире зарегистрирован ответчик, который на указанный период который нес обязательства по оплате за пользование коммунальными услугами, предоставленными ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.
Согласно Выписке из лицевого счета о начисленных за жилое помещение, коммунальных услугах за содержание жилья, найма, отопления, холодного водоснабжения и водоотведения, за электроэнергию, сумма общего долга за ответчиками за период с 01.11.2017 по 30.09.2018 составила 40 943, 72руб.
В досудебном порядке спор не урегулирован, на неоднократные уведомления о погашении задолженности ответчик не реагирует.
Судебным приказом мирового судьи СУ № 84 Пограничного судебного района Приморского края от 27.11.2018 с должника Трусова А.Н. в пользу истца была взыскана задолженность по оплате за вышеназванные коммунальные услуги с 01.11.2017 по 30.09.2018 в размере 40 943, 72 руб. и госпошлина 714 руб., однако в связи с поступившими возражениями 06.12.2018 данный судебный приказ за № 2-2271/2018 был отменен, и в августе 2020 истец обратился с настоящим иском к Мировому судье СУ № 84 по Пограничному судебному району для рассмотрения иска по существу.
В связи с поданным встречным иском Трусова А.Н., определением от 06.10.2020 гражданское дело передано по подсудности в Пограничный районный суд.
По правилам ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирного доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с п.5 ч.2 ст.67 ЖК РФ наниматель жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Факт регистрации, проживания ответчика Трусова А.Н. в жилом помещении в период с 01.11.2017 по 30.09.2018 по адресу: <адрес>,и соответственно, пользования вышеназванными коммунальными услугами в искомый период нашел подтверждение в судебном заседании.
Расчет за отопление произведен на основании Постановления Департамента по тарифам Приморского края № 69/1 от 07.12.2017 исходя из норматива, при отсутствии в доме прибора учета, ( 0, 0225292) х площадь кВ. ( 29 м2) х тариф с ноября 2017 по июнь 2018 (2158,72 руб.), а с июня 2018 по сентябрь 2018 2249, 39 руб., что составляет общую сумму за весь период 15 691, 90 руб., которую Трусов А.Н. не отрицает.
Расчет содержание и ремонт ( СиТР) произведен на основании Постановления № 223-ПА от 12.08.2015, по формуле: площадь помещения 29 м2 х на тариф 16, 92 руб., что составляет ежемесячную сумму 490, 68 руб., в общей сумме 5 397, 48 руб., которую Трусов А.Н. также не отрицает;
Расчет за найм жилья начислялся в соответствии с приложением к договору УЖФ-3, по формуле 29 м2 х на меняющийся тариф, что составляет сумму 1 342, 99 руб.,
Расчет за холодное водоснабжение и водоотведение производился в силу Постановления Департамента по тарифам Приморского края № 69/1 от 07.12.2017, при этом за ХВС по формуле: норматив на 1 чел.( 3,456 м3/чел) кол-во проживающих 2, норматив ( 6, 912) х тариф 21,62 руб.( до июля 2018) с июля до сентября 2018 - 22, 54 руб., что составляет 1 683, 49 руб.;
За водоотведение при нормативе на 1 чел.( 3,456 м3/чел) количество проживающих 2 х меняющийся тариф от 10,93 руб.до 11, 34 руб., что составляет сумму 839, 54 руб.
В части взыскания за потребленную электроэнергию Трусову А.Н. за период с 01.11.2017 по 30.09.2018 начислено 15 988 руб.32 коп., из расчета с ноября 2017 по март 2018 по 1 432,60 ежемесячно, в апреле 2018- 1 437, 60; в мае- июне 2018- 1442, 60 ;в июле 2018- 1495,80 руб., в августе и сентябре 2018 по 1505, 86 руб. на основании Постановления Департамента по тарифам Приморского края № 73/5 от 20.12.2017.
Согласно оборотно-сальдовой карточки по состоянию на конец февраля 2017 показания счетчика составляли 47269 кВт, показания этого же прибора учета по состоянию на конец сентября 2020 составляют 52 492 кВт.(52492-47269=5 223 кВтч).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 « О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в совокупности с Постановлением Департамента по тарифам Приморского края № 62/2 от 12.02.2019 об установлении тарифов и понижающих коэффициентов к тарифам на электроэнергию для населения по Приморскому краю на 2020 тариф для населения, проживающего в сельских пунктах, тариф, установленный на второе полугодие 2020 года составляет 2, 78 руб./кВтч., т.е. 5223 кВтч ( общий расход по прибору учета) х 2, 78 руб.=14 519 руб., сумма задолженности за период с февраля 2017 по сентябрь 2020 за потребленную электроэнергию по предлагаемому истцом расчету составляет сумму 14 519 руб.
Предыдущий исполнитель коммунальной услуги электроснабжения ООО « ГУЖФ», действовавший в период с февраля 2017 по октябрь 2017 в нарушении Постановления Правительства РФ № 354, не осуществлял проверку и снятие показаний прибора учета в квартире Трусова А.Н., в период с ноября 2017 по настоящее время новой управляющей компанией, т.е. ФГБУ ЦЖКУ МО РФ также не произвел ни единой проверки прибора учета, снятие показании также не производилось, при том, что Трусов А.Н. обращался в УК по различным основаниям и у ответчика имеются его новый адрес и номер мобильного телефона, учитывая, что потребление э/энергии в период с марта 2017 по сентябрь 2020 составило 43 месяца, в течении которых в соответствии с показаниями прибора учета расход составил 5223 кВтч на сумму 14519, 94, соответственно 14 519, 94 руб.: 43 месяца=337,67 руб. в месяц х 11 месяцев с ноября 2017 по сентябрь 2018 сумма задолженности за потребленную электроэнергию составляет 3 714 руб.
В силу п.31 пп. «д» Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 Исполнитель услуг обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустойки, немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи;
п.82 п п. «а,б» Правил, согласно которых исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных ( квартирных) приборов учета, факта их наличия ( отсутствия), проводить проверки достоверности представленных потребителям сведений о показаниях индивидуальных ( квартирных), комнатных приборов учета путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки,
п. 83 проверки, указанные в п. 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца, указанные проверки проводятся гарантирующим поставщиком сетевой организацией.
В случае если требуется доступ в жилое помещение, электроснабжение которого осуществляется с использованием общедомового имущества в многоквартирном доме, указанные проверки проводятся в согласованные с потребителем дату и время в порядке, предусмотренном пунктом 85 настоящих Правил, а в отношении жилых помещений, не чаще 1 раза в 3 месяца;
Согласно п. 85 проверки, указанные в подпункте «е» (1) пнкта 31, подпункте «г» пункта 32 и пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем и ( или) гарантирующим поставщиком в следующем порядке, если договором не предусмотрено иное, пп. «а»: исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренном подпунктом «а» п.119 правил, извещение о предполагаемых дате ( датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя к приборам учета; потребитель обязан обеспечить доступ для проведения проверки в указанное в извещении время;
пп. «г» если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанное в извещении о проведении проверки, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица составляют акт об отказе в допуске к прибору учета.
Пп. 85(3) в случае составления предусмотренного пунктом 85 настоящих Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта, исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количеств постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в т.ч. указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56(1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен.
Как следует из материалов дела, извещение Трусову А.Н. со стороны истца о проведении проверки ни разу не направлялось, ни одного акта не составлялось, а между тем потребителю Трусову А.Н. необоснованно в период с ноября 2017 по сентябрь 2018, как впрочем и по настоящее время, производится начисление за потребленную электроэнергию исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом повышающего коэффициента, что является незаконным, поэтому в части взыскания услуг за потребленную электроэнергию суд принимает к сведению расчет Трусова АН. как наиболее правильный, и в этой части удовлетворяет встречный иск.
По вопросу взыскания расходов в пользу истца по водоотведению суд не находит оснований для отказа в этой части, т.к. в материалах дела отсутствуют заявки, претензии со стороны потребителя Трусова А.Н. в период с 01.112017 на предмет некачественной услуги.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При подаче иска истец ходатайствовал об освобождении его от уплаты госпошлины, поскольку в соответствии со ст. 89 ГПК РФ льготы по уплате госпошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.
В силу пп.1 ч.1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 01 июля 2012 года - за право использования наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений.
Ходатайство истца об освобождении от уплаты госпошлины за подачу иска судом удовлетворено.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с ответчика, что составляет сумму - 1060 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФГКУ « ЦЖКУ» удовлетворить частично.
Взыскать с Трусова Андрея Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, фактически проживающего в пгт. Пограничный, <адрес>,
зарегистрированного в <адрес>,
в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения « Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.11.2017 по 30.09.2018 :
за содержание жилья- 5 397, 48 руб.: за найм жилья- 1342, 99 руб.; за отопление 15 691, 90 руб., холодное водоснабжение 1 683, 49 руб., водоотведение 839, 54 руб., электроэнергию 3 714 руб., а всего в сумме 28 669 руб. 44 коп., в остальной части иска отказать.
Встречные требования Трусова А.Н. к ФГКУ « ЦЖКУ» удовлетворить частично, обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ произвести перерасчет платы за электроэнергию исходя из показаний индивидуального прибора учета электроэнергии.
Взыскать с Трусова Андрея Николаевича госпошлину в доход местного бюджета в сумме 1 060 руб.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд Приморского края в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.Г. Свиридова