Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4436/2021 ~ М-3774/2021 от 23.07.2021

Дело №2а-4436/21

Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)

УИД №36RS0004-01-2021-005189-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.09.2021 г.                                                                                                                   г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Жмудь Р.С.,

            с участием: административного истца Анисимова А.В., его представителя по ордеру Мешкова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Анисимова Александра Викторовича к начальнику территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения с возложением обязанности принять решение о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Анисимов Александр Викторович обратился в суд с иском к начальнику территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании незаконным решения с возложением обязанности принять решение о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В административном иске указано, что Анисимов Александр Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рос в детском доме, как сирота, после окончания Калининградского ВАТУ, прибыл в город Воронеж к месту военной службы - войсковая часть 10366, где был обеспечен с 1978 года служебным жильем в офицерском общежитии по адресу: <адрес>.

31.12.1997 года истец был досрочно уволен с военной службы по контракту в запас по ст.49 части 2 п.«в» Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.

В Представлении к увольнению с военной службы от 25.07.1997 года, находящемуся в Личном деле офицера запаса №1150А, указано: «Холост. Жилой площадью не обеспечен. Проживает в офицерском общежитии при части».

Таким образом, неправомерное увольнение истца с военной службы без предоставления жилья и без принятия Решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения привело к тому, что он до настоящего времени проживает в комнате офицерского общежития в возрасте 65 лет.

07.06.2021 года административный истец обратился письменно к административному ответчику с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в городе Воронеже.

По результатам рассмотрения его заявления, административный ответчик 29.06.2021 года за №01-11/1166/21 принял решение, из которого следует, прямая речь: «Уполномоченный жилищный орган (структурное подразделение уполномоченного жилищного органа) Министерства Обороны РФ осуществляет свои функции в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контаркту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений по Договору социального найма, утвержденных Приказом Министра Обороны РФ 2010 года №1280 и ФЗ от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» только в отношении указанной в законе категории граждан - военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не имеющих связи с военным ведомством, не допускается, исключений из этого правила не имеется.

Поскольку истец утратил статус военнослужащего и не представил сведения, подтверждающие состояние на жилищном учете в период прохождения военной службы, принять решение о его включении в Список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по Договору социального найма, не представляется возможным.

Реализацию оправа истца на обеспечение жилым помещением возможна лишь в соответствии с главой 7 Жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления, а не военным ведомством».

Административный истец указывает на то, что оспариваемое решение нарушает его конституционное право на обеспечение жилищем, предусмотренное ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку при увольнении с военной службы он не был обеспечен жилым помещением в соответствии с Законом, хотя он не являлся и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.

В связи с этим, административный истец обратился в суд с настоящим иском и просит: признать незаконным и подлежащих отмене решение начальника территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 29.06.2021г. №01-11/166/21 об отказе в принятии Анисимова Александра Викторовича в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; возложить обязать на начальника территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» включить Анисимова Александра Викторовича в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В судебном заседании административный истец Анисимов А.В., его представитель по ордеру Мешков А.И. административные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик начальник территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» «Воронежский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», представитель заинтересованного лица территориального отдела филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центрального управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, представитель заинтересованного лица департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителя заинтересованного лица филиала «Западный» Федерального Государственного автономного учреждения Центрального управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, а также возражения, в которых они просили в удовлетворении исковых требований отказать.

С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения административного истца, его представителя, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 23.07.2021 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого решения от 29 июня 2021 года №01-11/166/21.

           Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец Анисимов Александр Викторович с 01.09.1975 года по 08.09.1978 года проходил учебу при Калининградском военном авиационно-техническом училище в качестве курсанта.

С 08.09.1978 года по 31.12.1997 года административный истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР, России на офицерских должностях и имеет выслугу лет в календарном исчислении – 22 года 11 месяца, что подтверждается справкой №2/3/115 от 09.04.2021 года, выданной Военным комиссариатом Воронежской области (л.д.16).

Приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами от 14.10.1997 года №0848 административный истец досрочно уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по п.«в» ч.2 ст.49 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (за совершения проступка, порочащего честь военнослужащего).

Приказом командира войсковой части 10366 от 30.12.1997г. Анисимов А.В. исключен из списков личного состава 455 бомбардировочного авиационного полка.

19.09.2017 г. Анисимов А.В. обратился с заявлением к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №01-11/2491 от 22.09.2017 года Анисимову А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право на признание нуждающимся в жилом помещении.

           23.10.2017 года Анисимов А.В. повторно обратился к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №01-33/37/17 от 20.11.2017 года Анисимову А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на том основании, что им представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку из приложенных к заявлению документов следует, что Анисимов А.В. утратил статус военнослужащего с 30.12.1997 года в связи с увольнением с военной службы в запас по статье 49 ч.2 п. «в» приказом ГК ВВС от 14.10.1997 года. До исключения из списков личного состава части в связи с увольнением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращался, в связи с чем, нуждающимся в жилом помещении не признавался.

Указанное решение от 20.11.2017 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, административный истец ни в порядке подчиненности, ни в судебном порядке не оспаривал.

           09.06.2021 года Анисимов А.В. вновь обратился к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

           Решением начальника 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №01-11/1166/21 от 29.06.2021 года Анисимову А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с утратой статуса военнослужащего и не представления сведений, подтверждающих нахождение на жилищном учете в период прохождения военной службы с разъяснением права на обеспечение жилым помещением в соответствии с главой 7 Жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления.

          Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

           На дату увольнения административного истца из Вооруженных Сил РФ вопросы жилищного обеспечения военнослужащих регламентировались Законом РФ от 22.01.1993 N4338-1 (ред. от 24.11.1995) "О статусе военнослужащих", который в пункте 6 статьи 15 предусматривал, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

           Согласно ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действующего на момент вынесения оспариваемого решения от 29.06.2021 года, социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в том числе: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

           Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

           В соответствии с пунктом 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, как в силу действовавшего на момент увольнения административного истца законодательства, так и законодательства на момент вынесения оспариваемого решения, правом состоять в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении, из числа военнослужащих (бывших военнослужащих) обладали лица при общей продолжительности военной службы 10 лет и более: 1) уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе; 2) лица по состоянию здоровья; 3) лица, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями. Данный перечень лиц является исчерпывающим.

           Аналогичные положения содержатся в подпункте «а» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N1054 (ред. от 16.03.2019) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", согласно которым нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Административный истец Анисимов А.В., как лицо, досрочно уволенное с военной службы по иному основанию – ст.49 ч.2 п. «в» (за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего), правом состоять на жилищном учете не обладает.

Кроме того, из копий материалов учетного дела административного истца следует, что в период прохождения военной службы и на момент увольнения, он с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращался, на момент увольнения со службы нуждающимся в жилом помещении не признан.

При этом, приказ об увольнении с военной службы за дисциплинарный проступок от 14.10.1997 года без предоставления жилья Анисимовым А.В. не оспаривался, как и не оспаривались два предыдущих решения начальника 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об отказе в принятии Анисимова А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вынесенных в 2017 году по аналогичным основаниям.

Доводы административного истца и его представителя в обоснование заявленных требований основаны на неправильном толковании ими действующего законодательства.

С учетом изложенного, суд не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции и в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Анисимова Александра Викторовича о признании незаконным и отмене решения начальника территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 29.06.2021 года №01-11/166/21 об отказе в принятии Анисимова Александра Викторовича в Список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социально найма, возложении обязанности включить Анисимова Александра Викторовича в Список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма отказать.

       Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                         К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.10.2021 года

Дело №2а-4436/21

Строка 3.020 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)

УИД №36RS0004-01-2021-005189-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21.09.2021 г.                                                                                                                   г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                  Галкина К.А.,

при секретаре                                                                Жмудь Р.С.,

            с участием: административного истца Анисимова А.В., его представителя по ордеру Мешкова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Анисимова Александра Викторовича к начальнику территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс», федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения с возложением обязанности принять решение о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Анисимов Александр Викторович обратился в суд с иском к начальнику территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании незаконным решения с возложением обязанности принять решение о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В административном иске указано, что Анисимов Александр Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рос в детском доме, как сирота, после окончания Калининградского ВАТУ, прибыл в город Воронеж к месту военной службы - войсковая часть 10366, где был обеспечен с 1978 года служебным жильем в офицерском общежитии по адресу: <адрес>.

31.12.1997 года истец был досрочно уволен с военной службы по контракту в запас по ст.49 части 2 п.«в» Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.

В Представлении к увольнению с военной службы от 25.07.1997 года, находящемуся в Личном деле офицера запаса №1150А, указано: «Холост. Жилой площадью не обеспечен. Проживает в офицерском общежитии при части».

Таким образом, неправомерное увольнение истца с военной службы без предоставления жилья и без принятия Решения о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения привело к тому, что он до настоящего времени проживает в комнате офицерского общежития в возрасте 65 лет.

07.06.2021 года административный истец обратился письменно к административному ответчику с заявлением о включении его в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в городе Воронеже.

По результатам рассмотрения его заявления, административный ответчик 29.06.2021 года за №01-11/1166/21 принял решение, из которого следует, прямая речь: «Уполномоченный жилищный орган (структурное подразделение уполномоченного жилищного органа) Министерства Обороны РФ осуществляет свои функции в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контаркту в Вооруженных Силах РФ жилых помещений по Договору социального найма, утвержденных Приказом Министра Обороны РФ 2010 года №1280 и ФЗ от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» только в отношении указанной в законе категории граждан - военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не имеющих связи с военным ведомством, не допускается, исключений из этого правила не имеется.

Поскольку истец утратил статус военнослужащего и не представил сведения, подтверждающие состояние на жилищном учете в период прохождения военной службы, принять решение о его включении в Список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по Договору социального найма, не представляется возможным.

Реализацию оправа истца на обеспечение жилым помещением возможна лишь в соответствии с главой 7 Жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления, а не военным ведомством».

Административный истец указывает на то, что оспариваемое решение нарушает его конституционное право на обеспечение жилищем, предусмотренное ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку при увольнении с военной службы он не был обеспечен жилым помещением в соответствии с Законом, хотя он не являлся и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.

В связи с этим, административный истец обратился в суд с настоящим иском и просит: признать незаконным и подлежащих отмене решение начальника территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 29.06.2021г. №01-11/166/21 об отказе в принятии Анисимова Александра Викторовича в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; возложить обязать на начальника территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» включить Анисимова Александра Викторовича в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В судебном заседании административный истец Анисимов А.В., его представитель по ордеру Мешков А.И. административные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик начальник территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» «Воронежский» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», представитель заинтересованного лица территориального отдела филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центрального управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ, представитель заинтересованного лица департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От представителя заинтересованного лица филиала «Западный» Федерального Государственного автономного учреждения Центрального управления жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, а также возражения, в которых они просили в удовлетворении исковых требований отказать.

С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения административного истца, его представителя, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.

На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 23.07.2021 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого решения от 29 июня 2021 года №01-11/166/21.

           Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец Анисимов Александр Викторович с 01.09.1975 года по 08.09.1978 года проходил учебу при Калининградском военном авиационно-техническом училище в качестве курсанта.

С 08.09.1978 года по 31.12.1997 года административный истец проходил службу в Вооруженных Силах СССР, России на офицерских должностях и имеет выслугу лет в календарном исчислении – 22 года 11 месяца, что подтверждается справкой №2/3/115 от 09.04.2021 года, выданной Военным комиссариатом Воронежской области (л.д.16).

Приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами от 14.10.1997 года №0848 административный истец досрочно уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по п.«в» ч.2 ст.49 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (за совершения проступка, порочащего честь военнослужащего).

Приказом командира войсковой части 10366 от 30.12.1997г. Анисимов А.В. исключен из списков личного состава 455 бомбардировочного авиационного полка.

19.09.2017 г. Анисимов А.В. обратился с заявлением к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №01-11/2491 от 22.09.2017 года Анисимову А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с не предоставлением документов, подтверждающих право на признание нуждающимся в жилом помещении.

           23.10.2017 года Анисимов А.В. повторно обратился к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №01-33/37/17 от 20.11.2017 года Анисимову А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на том основании, что им представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку из приложенных к заявлению документов следует, что Анисимов А.В. утратил статус военнослужащего с 30.12.1997 года в связи с увольнением с военной службы в запас по статье 49 ч.2 п. «в» приказом ГК ВВС от 14.10.1997 года. До исключения из списков личного состава части в связи с увольнением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращался, в связи с чем, нуждающимся в жилом помещении не признавался.

Указанное решение от 20.11.2017 года об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, административный истец ни в порядке подчиненности, ни в судебном порядке не оспаривал.

           09.06.2021 года Анисимов А.В. вновь обратился к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

           Решением начальника 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №01-11/1166/21 от 29.06.2021 года Анисимову А.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с утратой статуса военнослужащего и не представления сведений, подтверждающих нахождение на жилищном учете в период прохождения военной службы с разъяснением права на обеспечение жилым помещением в соответствии с главой 7 Жилищного кодекса РФ органами местного самоуправления.

          Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N8 (ред. от 28.06.2016) "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

           На дату увольнения административного истца из Вооруженных Сил РФ вопросы жилищного обеспечения военнослужащих регламентировались Законом РФ от 22.01.1993 N4338-1 (ред. от 24.11.1995) "О статусе военнослужащих", который в пункте 6 статьи 15 предусматривал, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.

При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в жилых помещениях или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размере, оговоренном договором найма (поднайма) жилья. С согласия граждан, уволенных с военной службы, органами местного самоуправления могут быть предоставлены средства для строительства или приобретения жилья в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.

           Согласно ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действующего на момент вынесения оспариваемого решения от 29.06.2021 года, социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в том числе: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

           Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

           В соответствии с пунктом 1 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Таким образом, как в силу действовавшего на момент увольнения административного истца законодательства, так и законодательства на момент вынесения оспариваемого решения, правом состоять в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении, из числа военнослужащих (бывших военнослужащих) обладали лица при общей продолжительности военной службы 10 лет и более: 1) уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе; 2) лица по состоянию здоровья; 3) лица, уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями. Данный перечень лиц является исчерпывающим.

           Аналогичные положения содержатся в подпункте «а» пункта 6 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N1054 (ред. от 16.03.2019) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", согласно которым нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Административный истец Анисимов А.В., как лицо, досрочно уволенное с военной службы по иному основанию – ст.49 ч.2 п. «в» (за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего), правом состоять на жилищном учете не обладает.

Кроме того, из копий материалов учетного дела административного истца следует, что в период прохождения военной службы и на момент увольнения, он с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращался, на момент увольнения со службы нуждающимся в жилом помещении не признан.

При этом, приказ об увольнении с военной службы за дисциплинарный проступок от 14.10.1997 года без предоставления жилья Анисимовым А.В. не оспаривался, как и не оспаривались два предыдущих решения начальника 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ об отказе в принятии Анисимова А.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, вынесенных в 2017 году по аналогичным основаниям.

Доводы административного истца и его представителя в обоснование заявленных требований основаны на неправильном толковании ими действующего законодательства.

С учетом изложенного, суд не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции и в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Анисимова Александра Викторовича о признании незаконным и отмене решения начальника территориального отдела «Воронежский» филиала «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от 29.06.2021 года №01-11/166/21 об отказе в принятии Анисимова Александра Викторовича в Список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социально найма, возложении обязанности включить Анисимова Александра Викторовича в Список лиц, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма отказать.

       Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                         К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.10.2021 года

1версия для печати

2а-4436/2021 ~ М-3774/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Анисимов Александр Викторович
Ответчики
Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации
Начальник тер.отдела "Воронежский" филиала "Западный" ФГАУ "Росжилкомплекс"
Другие
Филиал "Западный" ФГАО Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры "комплекса" Минобороны РФ
Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Минобороны РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Галкин Кирилл Александрович
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
23.07.2021Регистрация административного искового заявления
26.07.2021Передача материалов судье
26.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.08.2021Предварительное судебное заседание
21.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее