Судья Владимирова А.А. Дело №
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчук О. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 18 сентября 2017 года жалобу защитника ООО «Специализированный полигон «Эколог» Одноралова В. В. на постановление судьи Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
постановлением судьи Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Специализированный полигон «Эколог» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Защитник ООО «Специализированный полигон «Эколог», не согласившись с указанным постановлением, обратился с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики. В жалобе просит постановление отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в постановлении по делу не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что Управление Росприроднадзора УР незаконно препятствует включению объекта размещения отходов в государственный реестр, что исключает вину ООО «Специализированный полигон «Эколог» в совершении вмененного правонарушения. Кроме того, указывает, что истек срок давности привлечения Общества к административной ответственности. Момент начала и окончания срока давности – ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Управление Росприроднадзора по УР уведомило Общество о необходимости предоставления данных для включения в государственный реестр и сообщило о незаконности приема и размещения отходов с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании государственный инспектор Быстрых В.В. и представители Управления Росприроднадзора по УР Мурзанаев В.Б. и Дерягина В.М. с доводами жалобы не согласились.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.
Не ограничиваясь доводами жалобы, дело проверено в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что в Управление Росприроднадзора по УР поступила информация, содержащая сведения о нарушении требований законодательства в области обращения с отходами на территории полигона ТБО ООО «Специализированный полигон «Эколог», расположенного по адресу: УР, <адрес>, 10 км Юкаменского тракта.
На основании данной информации Управлением Росприроднадзора по УР в отношении ООО «Специализированный полигон «Эколог» возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование по ст. 8.2 КоАП РФ (определение от ДД.ММ.ГГГГ).
В результате административного расследования в отношении ООО «Специализированный полигон «Эколог» по ст. 8.2, проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушений требований законодательства в области обращения с отходами на территории полигона ТБО ООО «Специализированный полигон «Эколог», установлено следующее.
В ходе административного расследования ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ произведены выезды на территорию полигона ТБО ООО «Специализированный полигон «Эколог». В ходе осмотра установлено, что по адресу: УР, <адрес>, 10 км Юкаменского тракта действует полигон ТБО ООО «Специализированный полигон «Эколог». В ходе осмотра были проведены отборы проб размещенных отходов на действующей карте полигона ТБО. В рамках административного расследования назначена экспертиза, установлено, что отходы ТБО, содержащиеся на территории полигона, относятся к различным классам опасности на окружающую природную среду (3, 4 классы опасности).
Таким образом, ООО «Специализированный полигон «Эколог» производит размещение отходов производства и потребления, принимаемых от юридических лиц и ИП на полигоне ТБО, расположенном по адресу: УР, <адрес>, 10 км Юкаменского тракта, тем самым оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Указанное ООО «Специализированный полигон «Эколог» не оспаривается, подтверждается материалами дела.
В рамках проведения административного расследования административным органом установлено, что ООО «Специализированный полигон «Эколог» не соблюдает экологические требования при размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно – осуществляет размещение отходов на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
В соответствии с п. 1 ст. 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
По смыслу п. 1 ст. 39 данного ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу п. 1 ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно п. 7 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, по делу установлено нарушение ООО «Специализированный полигон «Эколог» требований ст. 11, п. 7 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 39, ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Вина ООО «Специализированный полигон «Эколог» выразилась в том, что Общество имело возможность выполнить требования законодательства в области обращения с отходами, однако, должных мер к соблюдению законодательства не приняло.
Судья районного суда при рассмотрении дела пришел к обоснованному выводу о том, что вина ООО «Специализированный полигон «Эколог» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ полностью подтверждается материалами дела. Доказательства, имеющиеся в материалах дела оценены судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что управление Росприроднадзора УР незаконно препятствует включению объекта размещения отходов в государственный реестр, что исключает вину ООО «Специализированный полигон «Эколог» в совершении вмененного правонарушения не может послужить основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку в рамках разрешения настоящего дела указанное обстоятельство не является предметом оценки.
Довод жалобы о том, что истек срок давности привлечения Общества к административной ответственности, момент начала и окончания срока давности – ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Управление Росприроднадзора по УР уведомило Общество о необходимости предоставления данных для включения в государственный реестр и сообщило о незаконности приема и размещения отходов с ДД.ММ.ГГГГ, основан на неверном толковании заявителем норм права.
Исходя из правовой позиции, отраженной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Факт совершения правонарушения выявлен в ходе административного расследования в отношении ООО «Специализированный полигон «Эколог» по ст. 8.2, проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушений требований законодательства в области обращения с отходами на территории полигона ТБО ООО «Специализированный полигон «Эколог». Годичный срок давности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения дела не истек.
С учетом установленных обстоятельств, обоснованность привлечения ООО «Специализированный полигон «Эколог» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, сомнений не вызывает.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению законодательства, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, принимая во внимание установленные обстоятельства, оснований для прекращения производства по делу по статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Жалоба не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
постановление судьи Первомайского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья О.В. Захарчук