Дело № 2-261/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Новобирилюссы
Красноярского края 10 ноября 2016 года
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе
Председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
При секретаре Арбузовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стальмакова А.М. к Министерству финансов Российской Федерации, Межмуниципальному отделению Министерства внутренних дел России «Большелуйское» о взыскании денежной компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Стальмаков А.М. обратился в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда к ответчику Межмуниципальному отделению МВД России «Большеулуйское». Требования мотивированы тем, что в период с 06 мая 2005 года по 06 июля 2005 года он, истец содержался в камерах изолятора временного содержания ОВД по Бирилюсскому району в с..Новобирилюссы Красноярского края. В указанный период его содержание в изоляторе временного содержания осуществлялось в условиях, унижающих его человеческое достоинство и с нарушением Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых, обвиняемых, органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ № 950, Конституции Российской Федерации и Международной конвенции о защите прав человека и основных свобод. Так, в период его содержания в ИВС в камерах отсутствовали индивидуальное спальное место, не было столов и скамеек по лимиту мест в камере, отсутствовали санузел с соблюдением необходимых мер приватности, кран с водопроводной водой, бочок для питьевой воды, не было надлежащего дневного и ночного освещения, в камерах был полумрак, что отрицательно сказалось на его здоровье, санитарная обработка не производилась, помывка в душе не осуществлялась, постельные принадлежности не выдавались и спать приходилось на досках, он испытывал от этого дискомфорт, горячая вода ни для стрики, ни для питья не выдавалась, от употребления сухой пищи он испытывал рези в животе, медицинскую помощь ему не предоставляли, не выдавались туалетная бумага, мыло, зубная паста, щетка, литература и издания периодической печати, настольные игры, лечебно-профилактические мероприятия по охране его здоровья и жизни не проводились, питание было не качественным и один раз в сутки, из за чего он постоянно испытывал чувство голода и страха за свою жизнь, на свежий воздух и на прогулку не выводили. Содержанием в таких условиях ему нанесен моральный вред, который выразился в том, что, находясь в камерах ИВС, он испытывал страх, унижение, чувство беспомощности и незащищенности со стороны государства, реально опасался за свою жизнь и здоровье, до настоящего времени он испытывает чувство страха и требоваги при виде людей в милицейской форме. Причиненный ему моральный вред он просит компенсировать за счет ответчика денежной суммой в размере 350 000 рублей.
Определением Бирилюсского районного суда от 30 сентября 2016 года к участию в деле в качестве соответчика с согласия истца привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю.
Истец Стальмаков А.М. о месте и времени судебного заседания был уведомлен, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Ответчики Межмуниципальное отделение МВД России «Большеулуйское», Министерство финансов РФ о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, в суд своего представителя не направили, возражений на иск не представили.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца и представителей ответчиков МО МВД России «Большеулуйское» и Министерства финансов РФ.
Заслушав свидетелей ФИО8 и ФИО5, исследовав доводы искового заявления, представленные в суд ответчиком МО МВД России «Большеулуйское» письменные доказательства, материалы уголовного дела по факту привлечения истца к уголовной ответственности в 2005 году, материалы гражданского дела № 2-166/2016 года с участием тех же сторон суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающими достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ, содержание под стражей осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Согласно статье 17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции РФ).
Статья 53 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Федеральный закон "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ от 15 июля 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно ст. 9 Федерального закона N 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления на момент возникновения спорных отношений регулировался Федеральным законом Российской Федерации от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", действовавшим в первоначальной редакции на 1997 год и в редакции Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1998 года «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», действовавшей в 2000 году. Кроме того, Приказом МВД России от 26 января 1996 года № 41 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со ст. 15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно ст.17 указанного Федерального закона, регламентирующей права обвиняемых и подозреваемых, они имели право:
- в соответствии с пунктом 9 получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;
- в соответствии с пунктом 11 пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (суд отмечает, что пункт 11 части первой статьи 17 в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания, согласно ст.52 указанного Федерального закона вступает в силу с момента создания соответствующих условий, но не позднее 1 января 1998 года),
- в силу пункта 12 пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;
- в силу пункта 13 пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми.
Согласно ст.22 указанного Федерального закона Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется право приобретать по безналичному расчету продукты питания, предметы первой необходимости, а также другие промышленные товары.
Согласно ст.23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Согласно ст.24 указанного Федерального закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
В силу раздела 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 26.01.1996 № 41 применительно к настоящему судебному спору подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий); постельными принадлежностями, постельным бельем Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания в ИВС. Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них подозреваемых и обвиняемых выдаются: мыло (туалетное и хозяйственное), стиральный порошок; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино); газеты, предметы для уборки камеры. Камеры ИВС оборудуются: столом; санитарным узлом; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком. Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья. Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ч. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования. Учитывая характер судебного спора, суд считает, что в данном случае обязанность доказать соблюдение государством всех норм и правил содержания лиц в изоляторах временного содержания лежит на ответчике. Только ответчики обладают доступом к информации, которая может подтвердить или опровергнуть утверждения истца. Сам истец таким сведениями располагать не может.
Судом установлено, что по состоянию на 2005 год на территории Бирилюсского района содержание обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений осуществлялось в ИВС ОВД по Бирилюсскому району, куда лица доставлялись на срок не более 10 суток из СИЗО-3 г.Ачинск. Указанный отдел был реорганизован путем его присоединения к Межмуниципальному отделу МВД России «Ачинский», что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ОВД по Бирилюсскому району от 05 сентября 2011 года (л.д.36) и приказом от 20 мая 2011 года № 245 Главного управления МВД Российской Федерации по Красноярскому краю (л.д.36 обратная сторона-37). В последующем приказом от 31 октября 2014 года № 467 Главного управления МВД Российской Федерации по Красноярскому краю МО МВД России «Ачинский» был реорганизован путем выделения из его состава, в том числе, Межмуниципального отделения МВД России «Большеудуйское», юрисдикция которого распространяется на территорию Бирилюсского района (л.д.38-39, 40-46). С 2011 года изолятор временного содержания на территории Бирилюсского района не функционирует. В связи с реорганизацией отдела и отсутствием необходимости к этому.
Судом из материалов уголовного дела № 1-39/2005 установлено, что Стальмаков А.М. в 2005 году привлекался к уголовной ответственности по двум преступлениям, предусмотренным пунктом «в» ч.3 ст.132 УК Ф. по пункту «г» ч.2 ст.161 УК РФ, с ним осуществлялись следственные действий в с.Новобирилюссы, в период проведения которых он содержался в ИВС ОВД по Бирилюскому району: был заключен под стражу 18 мая 2005 года, 15 июня 2005 года был допрошен в качестве обвиняемого, 16 июня 2005 года был ознакомлен с материалами уголовного дела, 05 и 06 июня 2005 года участвовал в судебных заседаниях (л.д.55-69).
Доказательств тому обстоятельству, что Стальмаков А.М. содержался в ИВС ОВД по Бирилюсскому району в иные периоды суду не представлено ни истцом, ни ответчиком.
Согласно Приказу МВД России от 19 ноября 1996 года № 615 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации с указанием сроков хранения» срок хранения книги учета лиц, содержащихся в ИВС составляет три года.
Из представленного суда ответчиком МО МВД России «Большеулуйское» Акта № 13, утвержденного и.о.начальника ОВД по Бирилюсскому району 04 августа 2009 года следует, что журнал учета лиц, содержащихся в ИВС ОВД с 01 мая 2005 года, имеющий срок хранения 3 года, санитарный журнал ИВС ОВД со сроком хранения 3 года, журнал вывода спецконтингента ИВС ОВД со сроком хранения 3 года, постовые ведомости за 2005 год со сроком хранения 1 год уничтожены в связи с истечением срока их хранения (л.д.31-34).
Факт содержания Стальмакова А.М. в изоляции в связи с привлечением его к административной ответственности к предмету настоящего судебного спора не относится.
Указанные обстоятельства в совокупности со значительным сроком времени, истекшего с момента исследуемых событий, суд считает, что материалы исследованного уголовного дела являются единственным относимыми и допустимыми доказательствами, подтверждающими факт содержания истца в ИВС в дни 18 мая, с 15 по 16 мая 2005 года, с 05 по 06 июля 2005 года.
Заявляя требования о взыскании денежной компенсации морального вреда, истец ссылался на то, что условия его содержания в ИВС ОВД по Бирилюсскому району не отвечали требованиям закона.
Суд считает установленным, что в период пребывания истца в ИВС ОВД по Бирилюсскому району определенные условия содержания истца не отвечали требованиям действующего в то время законодательства.
Несмотря на то, что действовавшее в период до 22 ноября 2005 года законодательство Российской Федерации не предусматривали требования к зонам приватности в камерах, суд считает нарушенным право истца на пользование туалетом в таких условиях.
Европейский Суд по правам человека в своих Постановлениях многократно обращал внимание на необходимость и наличие объективной возможности у государства обеспечить приватность путем ограждения туалетов, указывая на то, что отсутствие занавесок или перегородок в данной части является нарушением общепринятых норм.
Таким образом, до ноября 2005 года (когда приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в пункте 45 которых закреплено требование приватности), хотя отсутствие ограждения санузлов в камерах ИВС формально и не нарушало требования к оснащению камер, само по себе не соответствовало требованиям о защите достоинства личности, в связи с чем содержание истца в таких условиях, не обеспечивающих приватность санузла, нарушало личные неимущественные права и причиняло нравственные страдания.
Об отсутствии в камерах ИВС туалетов в 2005 году свидетельствует Технический паспорт (л.д.47-48).
Вместе с тем, проверить доводы истца о том, что при содержании его в ИСВ ОВД по Бирилюсскому району в 2005 году отсутствовали индивидуальное спальное место, не было столов и скамеек по лимиту мест в камере, отсутствовал кран с водопроводной водой, бочок для питьевой воды, не было надлежащего дневного и ночного освещения, санитарная обработка не производилась, помывка в душе не осуществлялась, постельные принадлежности не выдавались, горячая вода ни для стрики, ни для питья не выдавалась, пища была только сухой и скудной, он испытывал чувство голода и рези в животе а медицинскую помощь ему не предоставляли, не выдавались туалетная бумага, мыло, зубная паста, щетка, литература и издания периодической печати, настольные игры, лечебно-профилактические мероприятия по охране его здоровья и жизни не проводились, на прогулку не выводили, не представляется возможным в связи с уничтожением соответствующей документации за истечением срока её хранения.
Ссылка истца в данном случае на решение Бирилюсского районного суда 13 июля 2016 года по спору между теми же сторонами, в котором констатированы указанные факты нарушения его прав, а также на показания свидетелей Стальмаккова В.М. и Жадан Е.А. не состоятельна. Указанные доказательства надлежащими в рамках данного гражданского дела не являются, поскольку указанным решением Бирилюсского районного суда Красноярского края исследовались факты содержания в ИВС истца в 1997 году и в 2000 году, Жадан Е.А. и Стальмаков В.М. никогда совместно с истцом в одной камере не содержались..
Более того, часть доводов истца опровергаются техническим паспортом ИВС, актом обследования сохранившихся помещений ИВС ОП МО МВД России «Большеулуйское» от 12 июля 2016 года. Из указанных источников в совокупности судом установлено, что в ИВС ОВД по Бирилюсскому району, 1975 года постройки, имелось 5 одинаковых камер, размер каждой из камер составляет 2,10х3,82 метра(8,02 кв.м.), в каждой из которых имеются два спальных места в виде деревянных нар, имеется вытяжная вентиляция с механическим побудителем.
Действующим в исследуемый период времени законодательством, регламентирующим порядок содержания лиц в ИВС не было предусмотрено оборудование камер краном с водопроводной водой, бочком для питьевой воды, выдача горячей и кипяченой воды, санобработка по прибытии в ИВС, стирка одежды и обработка её в дезинфекционной камере. Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых были утверждены приказом МВД Российской Федерации № 950 от 22.11.2005 и спорные отношения, возникшие до указанной даты, не регулируют.
Суд считает, что отсутствие указанных видов бытовых удобств в камере не свидетельствует само по себе о бесчеловечном или унижающим достоинство обращении.
Установленные по делу вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав истца при его содержании в ИВС ОВД по Бирилюсскому району в 2005 году на пользование туалетом с соблюдением необходимых мер приватности. Суд считает, что лицо, содержащееся в изоляторе в условиях, не соответствующих установленным нормам, в любом случае испытывает нравственные страдания, в связи с чем, факт причинения ему морального вреда предполагается. Доводы истца о причинении ему моральных и нравственных страданий ответчиками не опровергнуты. Его требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда суд исходит из незначительного срока его содержания в ИВС, из того факта, что негативных последствий для здоровья истца установленные судом нарушения условий его содержания в изоляторе не повлекли, истец на них не ссылается. В значительной степени при определении размера компенсации морального вреда влияет срок, в течение которого истец обратился за защитой своих нарушенных прав, который составляет 11 лет относительно к нарушениям, имевшим место в 2005 году. Учитывая требования разумности и справедливости суд считает достаточной суммой для компенсации морального вреда истцу сумму в <данные изъяты> рублей.
При определении ответчика, за счет которого иск подлежит удовлетворению, суд исходит из следующего.
В силу ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Уполномоченным представлять интересы Российской Федерации от имени Казны Российской Федерации в исполнительном производстве является Министерство финансов Российской Федерации. Иск подлежит удовлетворению за счет указанного ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск Стальмакова А.М. удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Стальмакова А.М. с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
В остальной части исковых требований Стальмакову А.М. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Сторона, пропустившая указанный срок по уважительной причине вправе ходатайствовать перед Бирилюсским районным судом о его восстановлении.
Председательствующий: