Решение по делу № 2-1183/2016 ~ М-1094/2016 от 25.07.2016

Дело № 2-1183/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 августа 2016 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Обуховой Н.А., с участием прокурора Юнусовой Ф.Г., представителя ответчика Администрации Гремячинского муниципального района Коньковой Ю.А., представителя ответчика Администрации Гремячинского городского поселения Щур Т.В., представителя ответчика муниципального казенного учреждения «Дворец культуры» Медведевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Гремячинске гражданское дело по иску прокурора г. Гремячинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Гремячинского муниципального района, Администрации Гремячинского городского поселения, муниципальному казенному учреждению «Дворец культуры» о возложении обязанности создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения,

установил:

Прокурор г. Гремячинска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Гремячинского муниципального района, Администрации Гремячинского городского поселения, муниципальному казенному учреждению «Дворец культуры» о возложении обязанности принять меры по устранению нарушений законодательства о беспрепятственном доступе маломобильных групп населения к зданию МКУ «Дворец культуры», расположенному по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, ул. Ленина, 193, с учетом уточнения исковых требований, путем: возложения обязанности на администрацию Гремячинского муниципального района, администрацию Гремячинского городского поселения с даты вынесения решения принять меры по финансированию работ МКУ «Дворец культуры» работ, связанных с установкой пандуса с поручнями на одном из входов и дублированием пандуса с поручнями на лестнице, а также возложении обязанности на МКУ «Дворец культуры» в срок до 01.09.2016 провести работы по установке пандуса и поручней на одном из входов и дублированием пандуса с поручнями на лестнице в помещение.

Исковые требования мотивированы тем, то в ходе прокурорской проверки законодательства о социальной защите инвалидов было установлено несоответствие здания МКУ «Дворец культуры», расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, ул. Ленина, 193 требованиям, установленным законодательством, а именно: здание дворца не обустроено пандусами и поручнями, что не обеспечивает беспрепятственный доступ граждан ограниченных в передвижении, нарушает их права на свободный доступ к помещению на период как проведения культурно-зрелищных мероприятий, так и в период избирательной компании. МКУ «Дворец культуры» является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет бюджета Гремячинского городского поселения с привлечением внебюджетных средств и других источников. Основными целями деятельности являются удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной культуры, поддержка любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организация его досуга и отдыха. Для реализации целей своей уставной деятельности дворец использует вверенное ему в оперативное управление, в том числе недвижимое имущество, коим является здание дворца культуры. Также в здании дворца культуры на основании постановления администрации Гремячинского муниципального района от 14.01.2013 № 4 образованы избирательные участки № 0804 и № 0805, участников референдума единых для всех выборов и референдумов, проводимых на территории Гремячинского муниципального района.

Прокурор Юнусова Ф.Г. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала.

Представители ответчиков: Администрации Гремячинского муниципального района Конькова Ю.А., Администрации Гремячинского городского поселения Щур Т.В., МКУ «Дворец культуры» Медведева С.В., в судебном заседании иск не признали.

Суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствие со ст. 15 Федерального закона РФ №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в РФ» (в ред. Федерального закона от 29.12.2015) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

В соответствие со ст. 3 Закона Пермской области от 27.12.2004 № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермской области» (в ред. от 05.12.2008), к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - специальные приспособления и оборудование для оснащения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур), относятся, в том числе физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в ред. от 02.07.2013), жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 42 Федерального закона РФ от 30.12.2009 «Техниче­ский регламент о безопасности зданий и сооружений», требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 605 с 01.01.2013 введена новая редакция свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Указанный свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г., и устанавливает требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В соответствии с п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2 %.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

В соответствии с п. 3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

В соответствии с п. 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В судебном заседании установлено следующее. Прокуратурой города Гремячинска проведена проверка МКУ «Дворец культуры», расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, ул. Ленина, 193, по исполнению законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой установлено, что указанное здание не соответствует техническим требованиям к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно один лестница одного из входов не продублирована пандусом с поручнями.

Здание является собственностью Гремячинского городского поселения и передано в оперативное управление МКУ «Дворец культуры», который владеет и пользуется указанным имуществом, осуществляет деятельность в виде удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной культуры, поддержка любительского художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организация его досуга и отдыха. МКУ «Дворец культуры» является некоммерческой организацией, финансируемой частично за счет бюджета Гремячинского городского поселения с привлечением внебюджетных средств и других источников. Кроме того в здании Дворца культуры образованы избирательные участки № 0804 и № 0805, участников референдума единых для всех выборов и референдумов, проводимых на территории Гремячинского муниципального района.

Указанные обстоятельства подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Прокурор Юнусова Ф.Г. в судебном заседании пояснила, что в отношении МКУ «Дворец культуры» была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, а именно, здание дворца не оборудовано пандусами и поручнями, не созданы условия для доступа и комфортного пребывания маломобильных групп населения в здании, расположенном по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, ул. Ленина, 193.

Представитель ответчика Администрации Гремячинского муниципального района Конькова Ю.А. в судебном заседании пояснила, что Администрация Гремячинского муниципального района не является собственником указанного здания, в связи с чем финансирование расходов на содержание указанного здания, будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств.

Представитель ответчика Администрации Гремячинского городского поселения Щур Т.В. в судебном заседании пояснила, что здание передано в оперативное управление МКУ «Дворец культуры». Финансовое обеспечение деятельности осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета городского поселения. Помимо этого, учреждение имеет доход от оказания платных услуг. Согласно отчету об исполнении бюджета по состоянию на 01.08.2016 в МКУ «Дворец культуры» имеются неисполненные остатки бюджетных ассигнований, которые возможно перераспределить на статьи расходов, связанные с финансированием работ по установке пандусов в помещении учреждения. Для внесения изменений в бюджет поселения оснований не имеется в связи с отсутствием обращения со стороны МКУ «Дворец культуры» в адрес учредителя о выделении дополнительных бюджетных средств. Правовые основания для возложения на администрацию Гремячинского городского поселения обязанности по финансированию указанных работ, отсутствуют.

Представитель МКУ «Дворец культуры» Медведева С.В. в судебном заседании пояснила, что ответчик не имеет возможности самостоятельно, без разрешения учредителя, расходовать денежные средства на не предусмотренные статьи расходов.

Постановлением Администрации Гремячинского муниципального района от 14.01.2013 № 4, на территории муниципального образования «Гремячинский муниципальный район» образовано 14 избирательных участков, в том числе избирательные участки № 0804 и № 0805, расположенные в МКУ «Дворец культуры» по адресу Пермский край, г. Гремячинск, ул. Ленина, 193.

В актах обследования технического состояния избирательных участков № 0804 и № 0805 от 23.06.2016, расположенных в МКУ «Дворец культуры», указано о несоответствии здания, расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, ул. Ленина, 193 требованиям, предъявляемым Сводом Правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в редакции СНиП 35-01-2001.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В нарушение действующего законодательства о социальной защите инвалидов и требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп», в нежилом здании МКУ «Дворец культуры», не созданы условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Факт несоответствия здания, техническим требованиям установлен на основе представленных в судебном заседании доказательствах и не оспаривается сторонами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку несоответствие используемого ответчиком помещения требованиям санитарного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования.

Исходя из толкования положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», права и обязанности, направленные на осуществление мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, отнесены в том числе к ведению органов местного самоуправления.

Вместе с тем, с учетом положений ст. 210 ГК РФ у Администрации Гремячинского городского поселения, как у собственника и МКУ «Дворец культуры» как владельца этого имущества имеется обязанность по надлежащему содержанию здания МКУ «Дворец культуры», и следовательно по устранению выявленных нарушений законодательства.

Поэтому в соответствующей части иск подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, с учетом положений ст. 210 ГК РФ у Администрации Гремячинского муниципального района, отсутствует обязанность по содержанию здания МКУ «Дворец культуры», и следовательно, по устранению выявленных нарушений, в связи с чем в иске к указанному ответчику следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Иск прокурора г. Гремячинска в интересах неопределённого круга к Администрации Гремячинского муниципального района, Администрации Гремячинского городского поселения, муниципальному казенному учреждению «Дворец культуры», удовлетворить частично.

Обязать администрацию Гремячинского городского поселения в срок до 01.09.2017 принять меры по финансированию МКУ «Дворец культуры» работ связанных с установкой пандуса с поручнями на одном из входов здания МКУ «Дворец культуры», расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, ул. Ленина, 193.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Дворец культуры» в срок до 31.12.2017 провести работы по установке пандуса и поручней на одном из входов здания МКУ «Дворец культуры», расположенного по адресу: Пермский край, г. Гремячинск, ул. Ленина, 193.

Прокурору г. Гремячинска в оставшейся части, в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 29 августа 2016 года.

Председательствующий:

2-1183/2016 ~ М-1094/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор города Гремячинска
Ответчики
Администрация Гремячинского ГП
Администрация Гремячинского МР
МКУ "Дворец Культуры"
Другие
Территориальная избирательная комиссия Гремячинского МР
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Троцко Д.Н.
Дело на странице суда
gubacha--perm.sudrf.ru
25.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2016Передача материалов судье
27.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2016Судебное заседание
29.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2016Дело оформлено
19.10.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее