Решения по делу № 2-2242/2013 ~ М-1635/2013 от 12.04.2013

Дело № 2- 2242/2013 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«29» апреля 2013 года

Ленинский районный суд гор. Владимира в составе:

председательствующего судьи Ильиной Н.В.,

при секретаре Костеловой Е.А.,

с участием истца Короткова В.Е.,

представителя ответчика Трактировой Ю.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (сроком на один год),

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Короткова В. Е. к Военному комиссариату Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации,

У С Т А Н О В И Л:

Коротков В.Е. обратился в суд к Военному комиссариату Владимирской области о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года, взыскании недополученной суммы пенсии с учетом индексации.

В обоснование иска указал, что является получателем пенсии в Военном комиссариате Владимирской области. Пенсия военнослужащим исчисляется из денежного довольствия военнослужащих, при расчете учитываются оклады по должности, оклады по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет. Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Согласно пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ …» с 01 января 1999 года повышены в 1,62 раза оклады по воинским должностям. Пунктом 2 данного Постановления повышение окладов по воинским званиям предусмотрено с 01 июля 1999 года. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 пункт 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Полагая, что в данном случае оклады по воинским званиям должны быть повышены с 01 января 1999 года, а не с 01 июля 1999 года (как произвел ответчик), Коротков В.Е. просит признать за ним право на получение пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года и взыскать с ответчика недополученную сумму пенсии за указанный период в размере ....

В судебном заседании истец Коротков В.Е. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При этом просил взыскать судебные издержки в размере .... за оплату справки Владимирстата.

Представитель ответчика Трактирова Ю.А. иск не признала, указав, что из содержания ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что установление новых окладов по воинским званиям всем военнослужащим, кроме первичных воинских званий, находится в исключительной компетенции Правительства Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638 Правительству Российской Федерации поручено повысить с 01 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады по воинским должностям, с 01 июля 1999 года повысить в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями. Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72 с 01 июля 1999 года установлены новые оклады по воинским званиям. С учетом этих окладов по воинским званиям пенсионерам произведен перерасчет пенсий с 01 июля 1999 года. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 признано незаконным повышение лишь с 01 июля 1999 года окладов по воинским званиям только по первичным воинским званиям, в этом Решении не имелось указаний о перерасчете денежного довольствия военнослужащих и пересмотре пенсий с 01 января 1999 года. Правительством Российской Федерации также не принималось дополнительных решений по данному вопросу. Поскольку за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года военнослужащим, состоящим на службе, оклады по воинским званиям, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, не выплачивались, применять иной размер окладов по воинским званиям при перерасчете пенсии ответчик был не вправе, определение размеров окладов относится к компетенции Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Установлено, что истец Коротков В.Е. является пенсионером Министерства обороны РФ, уволен с воинской службы в звании ...., и ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции, действовавшей, на момент перерасчета пенсии 01 января 1999г.) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с п. "б" ст. 49 названного Закона (в редакции Федерального закона от 21.07.1998 года N 117-ФЗ), пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру:

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Пунктом 2 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений), предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, но установлен для всех военнослужащих. Иное толкование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не соответствует буквальному тексту Закона и противоречит принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638, военнослужащим повышены с 01 января 1999 года месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01 июля 1999 года установлены месячные оклады по воинским званиям согласно приложению N 1 в твердой денежной сумме.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года N ВКПИ 99-18 п. 2 названного Постановления в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01 июля 1999 года признан не соответствующим абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В силу нормы абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям.

Данный Закон подлежит применению судом в соответствии с ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.

То обстоятельство, что п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силу Решения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 года, не препятствует суду применить при разрешении иска норму абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как норму, имеющую большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации.

Требование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии, вследствие чего ссылка ответчика на неповышение военнослужащим с 01 января 1999 года окладов по воинским должностям не может рассматриваться как законное основание для неувеличения пенсии истцу в соответствии с названным положением Закона.

Согласно приложению №1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 года N 72, месячный оклад по воинскому званию «майор» установлен в размере 500 рублей.

Из справки Военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ следует, что размер пенсии Короткова В.Е. на 01 января 1999 года составлял ..... С учетом увеличения оклада по воинскому званию с 01 июля 1999 года размер пенсии стал составлять .....

Таким образом, размер ежемесячной недоплаты составляет ....., всего за период с 01 января 1999г. по 30 июня 1999г. истцом недополучено ....

Истцом Коротковым В.Е. заявлены требования о взыскании недополученной пенсии за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года с учетом уровня инфляции.

В соответствии со статьей 318 Гражданского кодекса РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях –индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при присуждении ко взысканию в пользу военнослужащего своевременно не выданного ему денежного и иного довольствия, а также других выплат в случае признании жалобы обоснованной в соответствии с законом, суд должен восстановить нарушенные права заявителя в полном объеме. Поэтому военнослужащему, право которого на своевременное получение денежных выплат было нарушено, должен быть в полном объеме компенсирован понесенный в связи с этим ущерб потери от инфляции.

Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 марта 2008 года N 244-О-П, индексация является не мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения обязательства в условиях инфляционных процессов в государстве.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым применить к недополученным своевременно истцом суммам индекс потребительских цен по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области.

Истец просит взыскать недополученную сумму пенсии с учетом индексации на ДД.ММ.ГГГГ в сумме ....

Расчет индексации недополученной истцом пенсии с января 1999 года по ДД.ММ.ГГГГ включительно выглядит следующим образом:

Сумма

Индекс дефлятор по годам

Доля с учетом инфляции по годам по март 2013 г.

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ г

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ г.

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ г.

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ г.

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ 1999 г.

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

ДД.ММ.ГГГГ

....

....

....

Данный размер недоплаты представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей", сумма пенсии, не полученная пенсионерами своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требование истца о признании за ним права на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января по 30 июня 1999 года является обоснованным и подлежит удовлетворению. С ответчика в пользу Короткова В.Е. подлежит взысканию недополученная сумма пенсии за период с 01 января по 30 июня 1999 года с учетом индексации в размере .....

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно статьи 94 Гражданского процессуального кодекса РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся признанные судом необходимыми расходы.

Судом установлено, что истец оплатил услуги Владимирстата за выдачу справки об индексе потребительских цен за указанный период в сумме ...., что подтверждается соответствующей квитанцией.

Данные расходы суд относит к издержкам, которые признает необходимыми и подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку они понесены последним в связи с защитой нарушенного права.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2007 г. N 1132, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).

Таким образом, военный комиссариат подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Короткова В. Е. удовлетворить частично.

Признать за Коротковым В. Е. право на перерасчет пенсии в связи с увеличением размера оклада по воинскому званию за период с 01 января 1999 года по 30 июня 1999 года.

Взыскать с Военного комиссариата Владимирской области в пользу Короткова В. Е. недополученную сумму пенсии за период с 01 января по 30 июня 1999 года с учетом индексации в размере .... и расходы по оплате услуг Владимирстата в размере .....

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий судья подпись Н.В.Ильина

Верно. Судья Н.В.Ильина

Секретарь Е.А.Костелова

Мотивированное решение постановлено 30 апреля 2013 года

Судья Н.В.Ильина

2-2242/2013 ~ М-1635/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коротков Владимир Евгеньевич
Ответчики
Военный комиссариат Владимирской области
Суд
Ленинский районный суд г. Владимира
Судья
Ильина Наталья Владимировна
Дело на странице суда
leninsky--wld.sudrf.ru
12.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2013Передача материалов судье
15.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2013Судебное заседание
30.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2013Дело оформлено
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее